Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «16» декабря 2011 года Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Илларионова С.А. при секретаре Матыцыной Е.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колосок» о признании противоправных действий незаконными и возложении обязанности оказания услуги надлежащего качества, У С Т А Н О В И Л : Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах (далее по тексту – ТО Роспотребнадзора) обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колосок» (далее МДОУ детский сад «Колосок») о признании противоправными действия МДОУ детский сад «Колосок» выразившихся в осуществлении услуг ненадлежащего качества опасных для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей – детей, возложении обязанности оказывать услуги надлежащего качества, безопасности для жизни и здоровья потребителей. В обоснование исковых требований указало, что на основании Распоряжения № 17/128 от 26.04.2011 года, начальника ТО г. Белокуриха, Алтайскому, Быстроистокскому, Петропавловскому, Смоленскому, Советскому, Солонешенскому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю была проведена плановая проверка в отношении МДОУ детский сад «Колосок», осуществляющего образовательную деятельность в соответствии с лицензией Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 712 от 26.08.2011 года с бессрочным сроком действия и действующего на основании Устава. В соответствие с п. 1 Приказа № 46-П от 29.11.2010 года «Об установлении размера родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Быстроистокского района», с 01.12.2010 года установлена родительская плата за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 800 рублей. Осуществление родительской платы за содержание ребенка в МДОУ детский сад «Колосок» подтверждается копией табеля учета посещаемости детей, а также копиями извещений о произведенной оплате. В ходе плановой проверки выявлены нарушения обязательных требований санитарных норм и правил: 1. Функционирование МДОУ детский сад «Колосок» осуществляется без наличия санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, что является нарушением п. 1.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 2. Для защиты детей от солнца и осадков на территории имеющейся групповой площадки не установлены теневые навесы, что является нарушением п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 3. В хозяйственной зоне для сбора мусора не установлены раздельные промаркированные контейнеры с крышками, площадка с твердым покрытием не оборудована (сбор мусора осуществляется на территории хозяйственной зоны МДОУ непосредственно на поверхность земли), что является нарушением п. 3.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 4. Допускается сжигание мусора на территории МДОУ, что является нарушением п. 3.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 5. В спальне МДОУ кровати расставлены без соблюдения минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей и между изголовьями двух кроватей разрыв отсутствует, что является нарушением п. 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 6. Имеющиеся унитазы туалетной групповой ячейки не оборудованы детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, что является нарушением п. 6.22 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 7. В туалетной групповой ячейки установлено 2 детских унитаза на 17 детей, что является нарушением п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 8. В месте присоединения производственных ванн к канализации отсутствует воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки, что является нарушением п. 14.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 9. Отсутствуют гибкие шланги с душевой насадкой для ополаскивания посуды, что является нарушением п. 14.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 10. Хранение хлеба осуществляется в алюминиевой кастрюле с маркировкой «Хлеб», что является нарушением п. 14.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 11. На хлеб отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность, что является нарушением п. 17.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 12. Не проводится круглогодичная искусственная C-витаминизация готовых блюд или их обогащение витаминно-минеральными комплексами, специально предназначенными для этой цели (журнал С-витаминизации отсутствует), что является нарушением п. 16.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 13. Пищевые отходы на пищеблоке собирают в непромаркированные пластмассовые ведра без крышек, а не в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки; допускается заполнение емкостей с отходами более чем на 2/3 объема, что является нарушением п. 14.18. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 14. Для мытья посуды используют губчатый материал, что является нарушением п. 14.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 15. На каждого ребенка имеется по три комплекта белья, отсутствует вторая смена наматрасников на каждого ребенка, что является нарушением п. 18.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 16. Выдача готовой пищи разрешается после проведения приемочного контроля заведующей МДОУ Шитц Е.Н., а не бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации ДО, медицинского работника (бракеражная комиссия не создана). Журнал бракеража готовой кулинарной продукции ведется не по форме (не фиксируются дата и час изготовления блюда, время снятия бракеража, результаты органолептической оценки и степени готовности блюда, кулинарного изделия, подписи членов бракеражной комиссии, примечание), что является нарушением п. 16.17 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 02.06.2011 года МДОУ детский сад «Колосок» постановлением № 17/143 про делу об административном правонарушении, вынесенным главным госсанврачом по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах – Щербаковым А.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАПРФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. Указанное постановление вступило в законную силу. В судебном заседании представитель ТО Роспотребнадзора Нохашкиев А.Н. на удовлетворении исковых требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям. Заведующая МДОУ детский сад «Колосок» Неретина О.В. в судебное заседании не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме. В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика. Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ТО Роспотребнадзора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» ТО Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей. Согласно ст. 2 ФЗ № 52 - ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В силу положений ст. 11 вышеуказанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии со ст. 24 Закона, при эксплуатации зданий и сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 39 Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам. Согласно ст. 28 Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организации питания, медицинскому обеспечению, приему детей в дошкольные организации, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.-7.2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Согласно п.1.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии со ст. 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Статьей 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В судебном заседании установлено, что МДОУ детский сад «Колосок» является самостоятельным юридическим лицом и действует на основании Устава учреждения от 17.03.2009 года, в связи с чем на него распространяются требования вышеуказанного законодательства РФ. Так же, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что МДОУ детский сад «Колосок» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 712 от 26.08.2011 года с бессрочным сроком действия. В соответствие с п. 1 Приказа № 46-П от 29.11.2010 года «Об установлении размера родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Быстроистокского района», с 01.12.2010 года установлена родительская плата за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в размере 800 рублей. Осуществление родительской платы за содержание ребенка в МДОУ детский сад «Колосок» подтверждается копией табеля учета посещаемости детей, а также копиями извещений о произведенной оплате. С учетом вышеизложенного, суд приходит к обоснованности доводов истца о том, что оказываемые ответчиком услуги должны отвечать требованиям законодательства РФ, касающегося санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в данном случае неопределенного круга лиц потребителей услуг МДОУ детский сад «Колосок» - детей. Как следует из акта проверки МДОУ детский сад «Колосок», составленного 19.05.2011 года специалистом-экспертом ТО Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах – Романовой Р.С., выявлены следующие нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: 1. Функционирование МДОУ детский сад «Колосок» осуществляется без наличия санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, что является нарушением п. 1.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 2. Для защиты детей от солнца и осадков на территории имеющейся групповой площадки не установлены теневые навесы, что является нарушением п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 3. В хозяйственной зоне для сбора мусора не установлены раздельные промаркированные контейнеры с крышками, площадка с твердым покрытием не оборудована (сбор мусора осуществляется на территории хозяйственной зоны МДОУ непосредственно на поверхность земли), что является нарушением п. 3.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 4. Допускается сжигание мусора на территории МДОУ, что является нарушением п. 3.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 5. В спальне МДОУ кровати расставлены без соблюдения минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей и между изголовьями двух кроватей разрыв отсутствует, что является нарушением п. 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 6. Имеющиеся унитазы туалетной групповой ячейки не оборудованы детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, что является нарушением п. 6.22 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 7. В туалетной групповой ячейки установлено 2 детских унитаза на 17 детей, что является нарушением п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 8. В месте присоединения производственных ванн к канализации отсутствует воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки, что является нарушением п. 14.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 9. Отсутствуют гибкие шланги с душевой насадкой для ополаскивания посуды, что является нарушением п. 14.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 10. Хранение хлеба осуществляется в алюминиевой кастрюле с маркировкой «Хлеб», что является нарушением п. 14.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 11. На хлеб отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность, что является нарушением п. 17.6 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 12. Не проводится круглогодичная искусственная C-витаминизация готовых блюд или их обогащение витаминно-минеральными комплексами, специально предназначенными для этой цели (журнал С-витаминизации отсутствует), что является нарушением п. 16.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 13. Пищевые отходы на пищеблоке собирают в непромаркированные пластмассовые ведра без крышек, а не в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки; допускается заполнение емкостей с отходами более чем на 2/3 объема, что является нарушением п. 14.18. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 14. Для мытья посуды используют губчатый материал, что является нарушением п. 14.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 15. На каждого ребенка имеется по три комплекта белья, отсутствует вторая смена наматрасников на каждого ребенка, что является нарушением п. 18.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». 16. Выдача готовой пищи разрешается после проведения приемочного контроля заведующей МДОУ Шитц Е.Н., а не бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации ДО, медицинского работника (бракеражная комиссия не создана). Журнал бракеража готовой кулинарной продукции ведется не по форме (не фиксируются дата и час изготовления блюда, время снятия бракеража, результаты органолептической оценки и степени готовности блюда, кулинарного изделия, подписи членов бракеражной комиссии, примечание), что является нарушением п. 16.17 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». За данные нарушения МДОУ детский сад «Колосок» привлечено к административной ответственности постановлением по делу об административном правонарушении № 17/134 от 02.06.2011 года в виде административного штрафа в размере 10000 руб., которое вступило в законную силу. Из пояснения представителя истца Нохашкиева А.Н., данных в судебном заседании также установлено, что на момент рассмотрения дела в суде, вышеуказанные нарушения обязательных требований санитарных норм и правил не устранены. Кроме того, в отношении заведующей МДОУ детский сад «Колосок» Неретиной О.В. вынесено постановление о ее привлечении к административной ответственности как должностного лица, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6. КоАП РФ. В соответствии с п.1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг. Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из доказанности совершения ответчиком противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей, соглашаясь с тем, что выявленные нарушения санитарно эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад «Колосок», создают угрозу жизни и здоровья детей, возникновения группового заболевания, эпидемии и возлагает обязанность на ответчика оказывать услуги надлежащего качества, безопасности для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей-детей, поскольку данные требования в силу Закона, являются для ответчика обязательными при оказании услуг. С ответчика, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой ТО Роспотребнадзор по г. Белокуриха, Быстроистокскому и т.д. районам при подаче иска в суд был освобожден. В соответствии с ч.2 ст.333.20 НК РФ, размер государственной пошлины суд полагает возможным уменьшить, определив ее размер в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения по Алтайскому краю по г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах, удовлетворить. Признать противоправными действия муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» выразившееся в оказании услуг ненадлежащего качества, не безопасных для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей– детей. Возложить обязанность на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» оказывать услуги надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей-детей. Взыскать муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд, в течение 10 дней со дня оглашения. Судья: С.А. Илларионов