Дело № 2-45/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Быстрый Исток 05 марта 2012 года Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Илларионова С.А. при секретаре Матыцыной Е.Л.. с участием помощника прокурора Быстроистокского района Алтайского края Рогожина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности У С Т А Н О В И Л : Прокурор Быстроистокского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Быстроистоксий районы суд с иском к администрации Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой Быстроистокского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлено, что деятельность администрации Быстроистокского сельсовета не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства, регламентирующего данные правоотношения. В частности, в учреждении отсутствует лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обязано пройти обучение на курсах гражданской обороны по организации работы ГО и ЧС и первичных мер пожарной безопасности. В силу положений ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. При этом под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности Нарушение законодательства о пожарной безопасности ответчиком препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Быстроистокского района Алтайского края Рогожин А.А. поддержал исковые требования в полном объеме и по тем же основаниям. Представитель ответчика администрации Быстроистокского сельсовета Алтайского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. До рассмотрения дела по существу от главы администрации Быстроистокского сельсовета поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он также указал, что обучение на курсах гражданской обороны по организации работы ГО и ЧС и первичных мер пожарной безопасности представителей муниципальных образований будет организовано централизованно летом-осенью 2012 года. Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав процессуального истца и его заключение об удовлетворении иска, суд находит иск подлежащим полному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно положений ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. При этом нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Таким образом, пожарная безопасность, то есть состояние защищенности от пожаров достигается путем установления определенных требований, при соблюдении которых пожар должен быть предотвращен, вследствие чего не будет необходимости применять иные методы ее обеспечения - тушить пожары, осуществлять эвакуацию людей, животных и имущества и т.д. Исходя из требований п. 1 ст. 34 вышеуказанного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Указанные положения закона корреспондируются со ст. 2 Конституции РФ закрепившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции РФ соответственно каждый имеет право на жизнь и каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Следовательно, право граждан на защиту их жизни и здоровья в случае пожара обеспечивается исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313. Исходя их требований п. 1 вышеуказанных Правил, правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно п. 8 Правил руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ. При этом наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 Правил). Как установлено в судебном заседании на момент проведения прокурором Быстроистокского района Алтайского края проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в администрации Быстроистокского сельсовета, Быстроистокского района Алтайского края отсутствовало лицо, ответственное за пожарную безопасность в муниципальном образовании Быстроистокский сельсовет. Также, ответственным лицом за пожарную безопасность в муниципальном образовании Быстроистоксий сельсовет не пройдено обучение на курсах гражданской обороны по организации работы ГО и ЧС, а также первичных мерах пожарной безопасности. Указанное обстоятельство подтверждается и объяснениями главы администрации Быстроистокского сельсовета от 03.02.2012 года № 9, данными по запросу прокуратуры Быстроистокского района Алтайского края. В силу требований п. 31 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Под организацией в настоящих Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Кроме того, согласно положений ст. 20 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководители органов местного самоуправления проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. Согласно п. 2. ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, а также проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны. При этом п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ 02.11.2000 года № 841 и разработанным с соответствии с вышеуказанным Федеральным законом установлено, что обучению подлежат в том числе и главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций. В силу требований п. 9 с. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Исходя из положений ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. Вышеуказанные положения законодательства РФ ответчиком не исполнены, о чем свидетельствуют выявленные в ходе проведенной проверки нарушения. С учетом вышеизложенного, заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности пройти обучение на курсах гражданской обороны по организации работы ГО И ЧС и первичных мер пожарной безопасности подлежат удовлетворению, поскольку их неисполнение может служить препятствием для своевременного предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Суд находит целесообразным установить ответчику срок для устранения выявленного нарушения 9 месяцев в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, поскольку ответчиком предоставлена информация о том, что обучение на курсах гражданской обороны по организации работы ГО ЧС и первичных мер пожарной безопасности представителей муниципальных образований будет организовано централизовано летом-осенью 2012 года. С ответчика, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска в суд был освобожден. В соответствии с ч.2 ст.333.20 НК РФ, размер государственной пошлины суд полагает возможным уменьшить, определив ее размер в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Быстроистокского района Алтайского края удовлетворить в полном объеме. Возложить на администрацию Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края обязанность в срок 9 месяцев организовать прохождение обучения на курсах гражданской обороны по организации работы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и первичных мер пожарной безопасности, ответственного за пожарную безопасность в МО «Быстроистоксий сельсовет». Взыскать с администрации Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца, через Быстроистокский районный суд. Судья: С.А. Илларионов