Решение о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-50/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток 14 марта 2012 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Илларионова С.А.

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

с участием заместителя прокурора Быстроистокского района Чешель В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Быстроистокского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Быстроистокский районный суд с иском к администрации Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: организовать сбор и вывоз бытовых отходов в с. Быстрый Исток в срок до 01.09.2012 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Быстроистокского района проведена проверка соблюдения администрацией Быстроистокского сельсовета требований законодательства об отходах производства и потребления (экологического и санитарного законодательства) и установлено.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года. № 4690-88.

В соответствии с п. 1.2. указанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ходе проведенной проверки деятельности администрации Быстроистокского сельсовета установлено что, не организован сбор и вывоз бытовых отходов – не определено конкретное должностное лицо ответственное за осуществление данной деятельности.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды, а также ущемляют права неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в муниципальном образовании Быстроистокский сельсовет, на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

Ответчик администрация Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района в лице главы поселения Моисеева Л.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал, о чем имеется телефонограмма.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав процессуального истца, заключение заместителя прокурора полагавшего возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения поселения также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме того, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

К одному из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия (статья 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88.

В соответствии с п. 1.2. указанных Правил, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается (п. 1.13. вышеуказанных Правил).

В соответствии с п. 3.3. вышеуказанных Правил, на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой Быстроистокского района проведена проверка соблюдения администрацией Быстроистокского сельсовета требований законодательства об отходах производства и потребления (экологического и санитарного законодательства). В ходе проведенной проверки деятельности администрации Быстроистокского сельсовета установлено что, в населенном пункте не организован централизованный сбор и вывоз бытовых отходов - не определено конкретное должностное лицо ответственное за осуществление данной деятельности.

Из имеющегося в материалах дела ответа администрации Быстроистокского сельсовета следует, что на территории населенного пункта услуги по вывозу мусора оказывают только частные предприниматели, заключающие соответствующие договоры с жителями села. Вывоз мусора от территорий торговых точек (магазинов) осуществляют их собственники.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что в нарушение природоохранного законодательства на территории с. Быстрый Исток не организован централизованный сбор отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил содержания территории населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, который, в свою очередь, осуществляется гражданами и собственниками учреждений и предприятий самовывозом на необорудовном специальным транспортом.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды, а также ущемляют права неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в муниципальном образовании Быстроистокский сельсовет, на благоприятную окружающую среду, а также на охрану здоровья.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете ответчика денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Требование прокурора направлено на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей с. Быстрый Исток на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика-юридического лица, на основании ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета. Вместе с тем, с учетом неудовлетворительного финансового состояния суд считает возможным размер госпошлины снизить с 2000 рублей до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Быстроистокского района Алтайского края удовлетворить в полном объеме.

Возложить на администрацию Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в с. Быстрый Исток в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством в срок до 01 сентября 2012 года.

Взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину с администрации Быстроистокского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края в сумме 200 (двести) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение одного месяца.

Судья : С.А. Илларионов