Решение о взыскании денежной компенсации морального вреда причиненного преступлением



Дело № 2–35/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года с. Быстрый Исток

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Илларионова С.А.

при секретаре Матыцыной Е.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевыревой О.И. к Грицай В.Г., Грицай Ф.Ф., КГУЗ «Психиатрическая больница г. Бийска» о взыскании денежной компенсации морального вреда причинного преступлением

У С Т А Н О В И Л :

Шевырева О.И. обратилась в Быстроистокский районный суд Алтайского края с иском к Грицай В.Г. о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленного требования указала, что Грицай Ф.Ф. ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 30 минут находясь в районе <адрес> в <адрес> нанес ей один удар ногой в область груди справа, в результате чего ей был причинен вред здоровью в виде перелома 9-го ребра.

Постановлением мирового судьи Судебного участка Быстроистокского района Алтайского края от 23.01.2012 года Грицай Ф.Ф. освобожден от уголовной ответственности за совершенное в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 112 УК РФ. В отношении Грицай Ф.Ф. применены меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Решением Быстроистокского районного суда Алтайского края от 27.12.2007 года Грицай Ф.Ф. лишен дееспособности, опекуном является его мать – Грицай В.Г.

Действиями недееспособного Грицай Ф.Ф. ей был причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, на протяжении длительного времени. После того как ее неожиданно ударил Грицай Ф.Ф., она боится одна оставаться дома, плохо спит, испытывает физическую боль, часто вспоминает о произошедшем. Так же, в связи с ухудшением физического и психологического здоровья была вынуждена обращаться за медицинской помощью в лечебное учреждение, в связи с обострением сердечного заболевания, повышения давления и ухудшения зрения.

Определением Быстроистокского районного суда Алтайского края от 27.02.2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены недееспособный Грицай Ф.Ф. и КГУЗ «Психиатрическая больница г. Бийска».

В судебном заседании Шевырева О.И. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Ответчик Грицай В.Г., действующая в своих интересах, а также интересах находящегося под ее опекой Грицай Ф.Ф. пояснила, что исковые требования она признает частично, поскольку считает, что Шевырева О.И. своими действиями сама спровоцировала неправомерное поведение ее сына Грицай Ф.Ф., который на основании решения Быстроистокского районного суда Алтайского края в 2007 году был признан недееспособным, так как страдает психическим заболеванием – шизофрения. Так же она не согласна с суммой причиненного морального вреда, считая ее сильно завышенной, полагая, что размер компенсации морального вреда не должен превышать двух тысяч рублей.

Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика Грицай Ф.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по месту нахождения на лечении в психиатрической больнице г. Бийска.

Представитель КГУЗ «Психиатрическая больница г. Бийска» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, а также учитывая мнение лиц, участвующих в деле, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание Грицай Ф.Ф., а также представителя КГУЗ «Психиатрическая больница г. Бийска».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, постановлением мирового судьи судебного участка Быстроистокского района Алтайского края от 23.01.2012 года, вступившим в законную силу, Грицай Ф.Ф. освобожден от уголовной ответственности за совершенное в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 112 УК РФ с применением принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

Из указанного судебного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов 30 минут Грицай Ф.Ф., находясь в районе <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>, встретил ранее знакомую ему Шевыреву О.И., которой, по не установленным следствием причине, с разбегу нанес один удар ногой в область груди. Своими действиями Грицай Ф.Ф. причинил Шевыревой О.И. закрытый перелом 9-го ребра справа, что подтверждается данными медицинских документов. Для заживления перелома ребер всегда требуется срок свыше 3-х недель, поэтому полученное повреждение причинило Шевыревой О.И. вред здоровью средней степени тяжести, по признаку длительного расстройства здоровью.

Характер и тяжесть телесного повреждения вреда здоровью Шевыревой О.И. установлены заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, основания не доверять которой у суда не имеется.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Таким образом, факт причинения Грицай Ф.Ф. Шевыревой О.И. вреда здоровью средней тяжести подтверждается вышеуказанным судебным постановлением.

Кроме того, из предоставленной медицинской карты Шевыревой О.И. следует, что она находилась на приеме у врача хирурга 05.10.2011 года с диагнозом перелом девятого ребра справа.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что противоправными общественно-опасными действиями Грицай Ф.Ф., которые находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями, Шевыревой О.И. причинены физические и нравственные страдания, в связи с чем в ее пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда в денежной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ при причинении гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснений, данных Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Между тем, судом установлено, что Грицай Ф.Ф. на основании решения Быстроистокского районного суда Алтайского края от 27.12.2007 года, вступившим в законную силу, признан недееспособным.

В ходе рассмотрения гражданского дела по заявлению Грицай Ф.П. и Грицай В.Г. о признании Грицай Ф.Ф. недееспособным было установлено, что последний с 1978 года страдает психическим заболеванием – <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ по заключению медико-социальной экспертизы ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно. По заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , положенной в основу вышеуказанного судебного постановления следует, что Грицай Ф.Ф. страдает хроническим психическим заболеванием в форме <данные изъяты>, которое грубо нарушает все сферы психики, что лишает испытуемого способности понимать значение своих действий и руководить ими.

На основании вышеуказанного решения суда, постановлением главы администрации Быстроистокского сельсовета от 29.12.2007 года № 54 опекуном Грицай Ф.Ф. назначена его мать – Грицай В.Г. Распоряжением начальника управления социальной защиты населения по Быстроистокскому району Алтайского края № 15 от 31.01.2012 года Грицай В.Г., являющейся опекуном Грицай Ф.Ф. разрешено получение через органы почтовой связи и расходование текущих доходов подопечного, а именно сумм алиментов, пенсий, пособий и иных, предоставляемых на его содержание социальных выплат.

Поскольку Грицай Ф.Ф. признан недееспособным судом на основании ст. 29 ГК РФ то в силу действующего гражданского законодательства он является неделиктоспособным, то есть не несет ответственности за вред, причиненный после признания его таковым.

Из заключения судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , проведенной в рамках уголовного дела по обвинению Грицай Ф.Ф. в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 112 ГК РФ также следует, что в момент совершения инкриминируемого ему деяния и в настоящее время обнаруживает признаки хронического психического расстройства в форме <данные изъяты>. Данное состояние столь глубоко затрагивает все психические функции Грицай Ф.Ф., что лишало его в момент совершения инкриминируемого ему деяния и лишает в настоящее время способности к осознанию фактического характера, общественной опасности своих действий и руководить ими. По психическому состоянию Грицай Ф.Ф. нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа, так как его психическое расстройство связано с возможностью причинения иного существенного вреда, а также он опасен для других лиц.

В силу положений ч. 1 ст. 1076 ГК РФ вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае, если опекун умер либо не имеет достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда (ч. 3 ст. 1076 ГК РФ).

Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона граждане, признанные в установленном порядке недееспособными, не могут быть субъектами гражданско-правовой ответственности в случае причинения внедоговорного вреда. Причиненный ими вред возмещается их опекунами, если только они не докажут, что вред возник не по их вине.

Под виной опекунов в данном случае понимается лишь пренебрежение обязанностями по осуществлению надзора за недееспособными. Если они докажут, что ими принимались все разумные меры предосторожности либо непринятие соответствующих мер в момент причинения вреда обусловлено уважительными причинами, они освобождаются от ответственности. Вина опекуна выражается в неосуществлении им должного наблюдения за недееспособным в момент причинения вреда.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что на момент причинения вреда здоровью Шевыревой О.И. Грицай Ф.Ф. не находился под непосредственным контролем своего опекуна Грицай В.Г. Доказательств, подтверждающих уважительность причин, связанных с невозможностью осуществления ею надлежащего контроля за опекаемым Грицай В.Г. в указанный период времени суду также не представлено.

При этом суд принимает во внимание, и то обстоятельство, что при обращении в суд с заявлением о признании Грицай Ф.Ф. недееспособным, Грицай Ф.П. и Грицай В.Г. в обоснование заявленного требования указывали, что их сын Грицай Ф.Ф. ведет себя неадекватно, злоупотребляет спиртными напитками, агрессивен избивает отца, оскорбляет окружающих, совершает непредсказуемые поступки не только в отношении родителей, но и посторонних лиц, соседей. С годами его болезнь прогрессирует, а поведение становится опасным для окружающих. Указанные обстоятельства нашли свое отражение в решении Быстроистокского районного суда Алтайского края от 27.12.2007 года.

Следовательно, Грицай В.Г. знала о состоянии здоровья опекаемого, о возможных формах его поведения, как в кругу семьи, так и в общественных местах, связанных с возможностью совершения противоправных общественно-опасных деяний в отношении окружающих его лиц.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло свое подтверждение ненадлежащее исполнение Грицай В.Г. обязанностей опекуна, связанных с осуществлением контроля за поведением опекаемого лица, а именно неосуществление ею должного наблюдения за недееспособным сыном в момент причинения им вреда здоровью Шевыревой О.И., в связи с чем на нее возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного опекаемым Грицай Ф.Ф.

Оснований для применения ч. 3 ст. 1076 ГК РФ, а именно о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда Грицай Ф.Ф. суд не усматривает, поскольку данная ответственность на последнего может быть возложена только в исключительных случаях, с учетом крайне неудовлетворительного имущественного положения потерпевшего и опекуна и при наличии достаточного дохода и иного имущества у недееспособного причинителя вреда.

Указанных обстоятельств, а именно: крайне неудовлетворительного имущественное положение потерпевшего и опекуна, а так же наличие достаточного дохода и иного имущества у недееспособного причинителя вреда Грицай Ф.Ф., по делу не установлено.

Так, потерпевшая Шевырева О.И и опекун Грицая Ф.Ф. – Грицай В.Г. являются получателями пенсии по старости, которая является основным источником получаемых ими денежных средств, размер которой составляет <данные изъяты> руб. 16 коп. и <данные изъяты> руб. 67 коп. в месяц соответственно. Кроме того, Грицай В.Г. получает как опекун Грицай Ф.Ф. назначенную ему пенсию по инвалидности (инвалид 2 группы) в размере <данные изъяты> руб. 12 коп. в месяц, а также ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты> руб. 80 коп. Доход Грицай В.Г. от ведения личного подсобного хозяйства составляет <данные изъяты> руб. в месяц, что подтверждается справкой администрации Быстроистокского сельсовета (л.д. 18).

Сведений, подтверждающих наличие у недееспособного Грицай Ф.Ф. какого-либо дохода, а также имущества по делу, кроме пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты не установлено.

Размер компенсации морального вреда в связи с понесенными ею физическими и нравственными страданиями Шевырева О.И. оценивает в размере 100 000 рублей, которые просит взыскать с ответчика Грицай В.Г. с учетом требований разумности и справедливости.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. В этой связи, суд учитывает характер физических страданий (физическую боль), которые испытывала истец в связи с вышеуказанными телесными повреждениями, как в момент причинения травмы, так и в процессе ее заживления, связанные с этим неудобства и ограничения, нарушение привычного образа жизни, а также нравственных страданий (плохо спит, испытывает физическую боль, часто вспоминает о произошедшем, имеет чувства обиды в связи с противоправными действиями ответчика), неоднократно обращалась за медицинской помощью в лечебное учреждение по поводу боли в груди и повышения давления.

Учитывая фактические обстоятельства дела, характер перенесенных Шевыревой О.И. физических и нравственных страданий, с учетом ее индивидуальных особенностей, возврата, представленных доказательств, поведение ответчика – законного представителя недееспособного Грицай Ф.Ф. Грицай В.Г., которая не предприняла каких-либо действий, направленных на то, чтобы загладить причиненный вред, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным удовлетворить требование Шевыревой О.И. о компенсации морального вреда частично.

При определении размера подлежащей взысканию с Грицай В.Г. в пользу Шевыревой О.И. компенсации морального вреда, суд руководствуясь положениями ч. 3 ст. 1083 ГК РФ учитывает имущественное положение ответчицы Грицай В.Г. (пенсионерка, отсутствие иных видов дохода кроме пенсии по старости, а также дохода от ведения личного подсобного хозяйства) и приходит к выводу, что с Грицай В.Г. в возмещение морального вреда в пользу Шевыревой О.И. необходимо взыскать 9 000 руб.

Также, суд при вынесении решения принимает во внимание, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, и, следовательно, суд лишен возможности обязать ответчика реально компенсировать истцу моральные страдания, поскольку законодательством предусмотрено лишь взыскание денежной компенсации.

В соответствии с ч. 3 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб., от уплаты которой истец в силу закона был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шевырева О.И. удовлетворить частично.

Взыскать с Грицай В.Г. в пользу Шевырева О.И. компенсацию причиненного морального вреда в размере 9 000 рублей.

Взыскать с Грицай В.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

В удовлетворении исковых трепаний к Грицай Ф.Ф. и КГУЗ «Психиатрическая больница г. Бийска» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья С.А. Илларионов