решение о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью



Дело №2-509 / 2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2010 года р.п. Исса

Иссинский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Мурашовой Т.А.,

при секретаре Клочковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самакаевой Татьяны Сергеевны к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Иссинскому району Пензенской области о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью,

установил:

Самакаева Т.С. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Иссинскому району о назначении ей досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, указывая, что с <дата> она начала трудовую деятельность по педагогической работе в качестве учителя начальных классов наименование организации1, где работала с <дата> - организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе <данные изъяты>, с <дата> <дата> - воспитатель ГПД наименование организации2, с <дата> - учителем начальных классов наименование организации1, с <дата> по настоящее время- учитель начальных классов наименование организации3. В назначении досрочной пенсии ей было отказано. Всего засчитано 22 года 10 месяцев 14 дней, из трудового стажа исключены, в том числе периоды: с <дата> <дата> - работа в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе в наименование организации1, в том числе отпуск по уходу за ребенком с <дата> , курсы повышения квалификации : с <дата> С отказом в назначении досрочной пенсии она не согласна, в связи с чем, просит обязать ГУ УПФР по Иссинскому району включить в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью вышеуказанные периоды и назначить досрочную пенсию с <дата>

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что работая организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работой в наименование организации1 она занималась непосредственно педагогической деятельностью с детьми. В ее обязанности входила организация и руководство всей воспитательной работы с детьми в школе, всей внеклассной работы с детьми, а именно: организация различных внутришкольных и межшкольных мероприятий с участием учащихся школы, организация вечеров, праздников для детей и с участием детей, военно-патриотические мероприятия, спортивные соревнования и мероприятия, поездки на экскурсии, смотры самодеятельности, организация кружков, внеклассных часов, бесед, организация и методическая работа с учителями школы, классными руководителями, направление их деятельности в воспитательной работе, контроль и координация воспитательной работы в школе. В своей работе она находилась в непосредственном подчинении директора школы. При работе с детьми она несла ответственность за их воспитание, жизнь и здоровье. Считает, что период работы в должности организатора внеклассной внешкольной воспитательной работы в наименование организации1 соответствует понятию « занятие педагогической деятельностью». При оформлении приказа о ее принятии на указанную должность, в РАЙОНО не было компетентных работников, занимающихся кадрами, поэтому ее должность и была указана не в соответствии с типовыми штатами, а сокращенно. Кроме того, работая в должности « организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы», она несла преподавательскую нагрузку в школе, поскольку проводила уроки по предметам музыки, физкультуры, иностранного языка. Считает, что выполняемая ею работа в должности организатора внеклассной внешкольной воспитательной работы по своему характеру, должностным обязанностям, трудовой функции тождественна должности «организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми». Работая организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы в наименование организации1, она находилась в отпуске по уходу за ребенком, а также работая в наименование организации2 проходила по своей специальности курсы повышения квалификации, указанные периоды просит включить в специальный трудовой стаж.

Представитель ответчика Гаврина Т.И. иск не признала, пояснив, что согласно пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Пунктом 3 данных Правил предусмотрены должности и учреждения, а также условия работы в них, при которых периоды работы засчитываются в льготный трудовой стаж. Должность «организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работы» в данном нормативном акте отсутствует, а предусмотрена должность «организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми». В соответствии с п.2 Правил исчисления стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, которые не предусматривают возможности включения в стаж на соответствующих работ времени нахождения на курсах повышения квалификации. На дату обращения Самакаевой Т.С., т.е. на <дата> , ее специальный стаж составил 22 года 10 месяцев 14 дней.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 7 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Судом установлено, что истица <дата> обратилась в ГУ УПФР по Иссинскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Для включения в стаж на соответствующих видах работ для назначения пенсии ей были заявлены в том числе периоды : с <дата> - работа в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе в наименование организации1, в том числе отпуск по уходу за ребенком с <дата> , курсы повышения квалификации : <дата>

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по Иссинскому району от 20 августа 2010 года следует, что Самакаевой Т.С. в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью было отказано из-за отсутствия требуемого педагогического стажа. Продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости Самакаевой Т.С. на <дата> составляет 22 года 10 месяцев 14 дней.

Принимая указанное решение, ответчик не включил в педагогический стаж Самакаевой Т.С. в том числе периоды с <дата> - работа в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе в наименование организации1, в том числе отпуск по уходу за ребенком с <дата> , курсы повышения квалификации : с <дата> , т.к. Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 не содержат оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Суд считает, что ссылка ответчика на вышеуказанное постановление является неправомерной по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Самакаева Т.С. в качестве учителя начальных классов наименование организации1 работала с <дата> - организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе наименование организации1, с <дата> - воспитатель ГПД наименование организации2, с <дата> - учителем начальных классов наименование организации2, с <дата> учитель начальных классов наименование организации2, с <дата> по настоящее время- учитель начальных классов наименование организации3 р.п. Исса, что подтверждается записями в трудовой книжке Самакаевой Т.С. и не оспаривается ответчиком, т.е. в период с <дата> истица осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с такой деятельностью. Истица, работая организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе наименование организации1 занималась организацией и руководством всей воспитательной работы с детьми в школе, всей внеклассной работы с детьми, а именно: организация различных внутришкольных и межшкольных мероприятий с участием учащихся школы, организация вечеров, праздников для детей и с участием детей, военно-патриотические мероприятия, спортивные соревнования и мероприятия, поездки на экскурсии, смотры самодеятельности, организация кружков, внеклассных часов, бесед, организация и методическая работа с учителями школы, классными руководителями, направление их деятельности в воспитательной работе, контроль и координация воспитательной работы в школе. Кроме того, Самакаева Т.С. имела и педагогическую нагрузку, как преподаватель иностранного языка, музыки, труда, физкультуры, что подтверждается приказами директора Селищенской средней школы № 27 от 28.08.1986 года, от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от <дата> , от .

В период с <дата> истица, работая организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе наименование организации1 фактически выполняла воспитательную работу с детьми средней школы, а неточная формулировка занимаемой ей должности не может служить основанием для отказа в назначение ей досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Истица имеет дочь <дата> года рождения, и находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с <дата>

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями Самакаевой Т.С., материалами дела, не оспариваются ответчиком.

В силу ст. 11 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижении им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Действовавшими до 06. 10.1992 года ст. 165 и 167 КЗоТ РСФСР, предусматривалось, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются, в том числе, и в стаж по специальности.

Закон, ухудшающий положение гражданина, обратной силы не имеет. Изменения пенсионного законодательства не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений положения пенсионеров, пенсия которым назначена в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а в соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство и свобода гарантируются государством без какой-либо дискриминации, то есть пенсионеры, которым уже назначена пенсия и лица, которым должна быть назначена пенсия, равны в своих правах. Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, следует применять с учетом трудового законодательства, действовавшего на момент нахождения Самакаевой Т.С. в отпуске по уходу за детьми.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минтруда РФ от 01.01.94 года и в письме Министерства социальной защиты населения в Российской Федерации от 27.11.95 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до вступления в действие Закона РФ № 3543 –1 от 25.09. 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в РСФСР» засчитывается в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах доводы ответчика относительно того, что вышеназванными Правилами исчисления периодов работы не предусмотрена возможность зачета в стаж работы на льготных условиях время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, несостоятельны, ими создаются препятствия для осуществления гражданами их конституционного права на социальное обеспечение в полной мере.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это закреплено в ст. 38 Конституции РФ.

В соответствии с выписками из приказов директора школы : №5 от 03.05.1989года, № 16 от 10.02.2009 года, № 12 от 09.12.1993 года, № 16 от 05.04.1994 года С.Т.С.. 54 дня находилась на курсах повышения квалификации. Данные обстоятельства подтверждает истица и не опровергает представитель ответчика.

В соответствие со ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего в этот период прохождения курсов повышения квалификации, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства, за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поскольку производились все необходимые выплаты, следовательно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

В соответствие со ст. 187 Трудового кодекса РФ, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Ответчиком не представлено суду доказательств того, что страховые взносы в пенсионный фонд в спорный период не перечислялись.

Самакаева Т.С. находилась на курсах повышения квалификации в соответствии с приказами директора школы, а не обучалась по собственной инициативе.

Включая в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости Самакаевой Т.С. отпуск по уходу за детьми и курсы повышения квалификации, суд исходит из того, что ограничение прав Самакаевой Т.С. на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, действующие в тот период времени нормативные акты свидетельствуют о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за детьми должны быть включены Самакаевой Т.С. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

В соответствии с ч.1,2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку стаж истицы с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж на момент ее обращения за пенсией, т.е. на <дата> составил 25 лет, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с <дата> .

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Самакаевой Татьяны Сергеевны удовлетворить.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по Иссинскому району Пензенской области от <дата> об отказе Самакаевой Татьяне Сергеевне в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого педагогического стажа отменить.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ по Иссинскому району Пензенской области включить в специальный стаж Самакаевой Татьяне Сергеевне период работы в должности организатора по внеклассной и внешкольной работе с <дата> и произвести назначение досрочной пенсии по старости с <дата> .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение 10 дней.

Судья Мурашова Т.А