16 марта 2011 года р.п. Исса Иссинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мурашовой Т.А., при секретаре Клочковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анкудимова Анатолия Владимировича к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ (ГУ УПФР ) по Иссинскому району Пензенской области о назначении досрочной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года, установил: Анкудимов А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР по Иссинскому району о назначении досрочной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года, указывая, что в период с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год он работал директором <данные изъяты>. В состав <данные изъяты> входили следующие населенные пункты с льготным социально-экономическим статусом : <адрес >, <адрес > На основании Постановления Правительства РФ от <дата> № указанные населенные пункты были исключены из перечня зон проживания ( работы) с льготным социально-экономическим статусом с <дата>. Он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако ему было отказано. В связи с чем, он просит признать факты работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с <дата>. В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования, пояснив, что его рабочий день в основном проходил на <адрес > <адрес >», рабочий кабинет находился в помещении конторы <адрес >. В <адрес > в центральной конторе находились бухгалтерские работники, парторг, профработник. В центральной конторе имелся кабинет директора, куда он заезжал в конце рабочего дня по пути домой. Производственная необходимость требовала постоянного пребывания директора <адрес > <адрес >, так как в отделении было сосредоточено около 70% крупного рогатого скота и 100% голов свиней, которые находились в помещениях самого крупного в районе свинокомплекса. <адрес > являлся основным поставщиком района по мясу и молоку. Согласно годовых отчетов по основной деятельности <адрес > за <дата> дело № крупно-рогатого скота на <адрес > было 662 головы, свиней- 11661 голов. В <адрес > работали около 500 человек, половина работников приходилась на <адрес > В конторе <адрес > кроме кабинета директора, находились кабинеты специалистов: ветврача, зоотехника, управляющего отделения, бухгалтера. Производственные совещания со специалистами проводились <адрес >». При этом по роду своей деятельности он находился также и в <адрес > и <адрес > <дата> ему исполнилось 57 лет. <дата> он обратился в ГУ УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, т.к. в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста на пенсию на 1 год, если человек проживал или работал на момент выпадения осадков на территории, которой впоследствии был присвоен льготный социально-экономический статус. За каждые последующие 4 года проживания в загрязненной зоне прибавляется еще по одному льготному году, но в общей сумме не больше трех лет. Представитель ГУ УПФР по <адрес > Гаврина Т.И. иск не признала и пояснила суду, что Анкудимов А.В. обратился в ГУ УПФР за назначением досрочной пенсии <дата> со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в загрязненной зоне. В соответствии п.1 ст. 19 Федерального закон РФ № 173-ФЗ от <дата> «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается с даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее и ст. 34 Закона РФ от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на один год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более, чем на 3 года. В примечании к ст. 35 этого Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста на 1 год, установленная ст. 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС <дата> по <дата>, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Анкудимов А.В. в период с <дата> по <дата> год и с <дата> по <дата> год работал директором <адрес >. Им была предоставлена справка, выданная администрацией <адрес > от <дата> № о том, что <адрес >, <адрес > относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В последствии на основания Постановления Правительства РФ от <дата> № <адрес >» исключены из перечня зон проживания с льготным социально-экономическим статусом с <дата>. Согласно паспорта Анкудимов А.В. прописан <дата> по адресу <адрес >, которое не относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом, поэтому факт проживания в селах с льготным социально-экономическим статусом не усматривается. Согласно записей трудовой книжки также не усматривается факт работы в <адрес > и <адрес > в должности директора совхоза «Маяк», поэтому снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости сроком на 3 года ему производиться не может. Таким образом, право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в загрязненной зоне у Анкудимов А.В. отсутствует. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Анкудимов А.В. являются обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со статьей 7 ФЗ « О трудовых пенсиях Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В судебном заседании установлено, что Анкудимов А.В. родился <дата>, в периоды с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год он работал директором <адрес >, чего не оспаривает и представитель ГУ УПФР по <адрес >, а также подтверждается записями в трудовой книжке Анкудимов А.В. Согласно решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по <адрес > от <дата> Анкудимов А.В. отказано в назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, т.к. из представленных документов не усматривается факт работы (проживания) в <адрес >, <адрес >. Согласно справки № от <дата>, выданной администрацией <адрес >, <адрес >, <адрес > <адрес > <адрес > находились в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС с <дата> по <дата>, на основании Распоряжения Правительства РСФСР от <дата> №-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Анкудимов А.В. считает, что имеет право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, ссылаясь на статью 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Действительно, согласно ст. 34 вышеназванного Закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на1 год и дополнительно на 1 год каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. При этом Закон не указывает на то, что пенсия со снижением возраста выхода на пенсию начисляется лишь при условии проживания на день обращения за начислением пенсии в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся: п. 8 – граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Судом установлено, что Анкудимов А.В. на момент утверждения Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, в который были внесены <адрес >, работал в этой зоне в период с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год директором <адрес > У Анкудимов А.В. в период работы в указанной зоне составил более 8 лет, кроме того, Анкудимов А.В. работал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению с <дата> по <дата>, в связи с чем, у него возникло право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста на 3 года. Представитель ГУ УПФР по <адрес > Гаврина Т.И., мотивирует отказ в назначении досрочной пенсии Анкудимов А.В.тем, что согласно записей в трудовой книжке Анкудимов А.В. не усматривается факт его работы в <адрес > Суд считает доводы ответчика не состоятельными по следующим основаниям. Согласно справки № от <дата>, выданной администрацией <адрес >, земли сельхозназначения населенных пунктов <адрес > : <адрес > входили в состав организации <адрес > Как следует из трудовой книжки Анкудимов А.В. он в период с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год работал директором <адрес >. Согласно архивной справки № от <дата>, в документах архивного фонда <адрес > (расчетно-платежные ведомости) за период с <дата> по <дата> имеются данные на Анкудимов А.В. - директора совхоза. Свидетель Г.Ю.М. пояснил в судебном заседании, что он с 1985 года работал управляющим <адрес >, с <дата> <дата> - главным агрономом <адрес > Анкудимов А.В. в период с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год работал директором <адрес >. <адрес > в это время являлся основным поставщиком района по мясу и молоку. Основное поголовье скота, а именно 70% крупно-рогатого скота, и 100% свиней находились в животноводческих комплексах <адрес > Рабочий день директора совхоза Анкудимов А.В. начинался ежедневно в 5-6 часов утра и продолжался до позднего вечера. Его рабочий кабинет находился также и в конторе на 1 <адрес >, где он проводил практически весь свой рабочий день. Свидетель У.Т.Е. показала в судебном заседании, что она начала свою трудовую деятельность в <адрес > в качестве лаборанта, в 1987 году была переведена бригадиром молочно-товарной фермы на <адрес > в данной должности работает по настоящее время. Анкудимов А.В. в период с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год работал директором <адрес >. В конторе <адрес > находился его рабочий кабинет. Анкудимов А.В. находился на рабочем месте с 5-6 часов утра и до позднего вечера. На 1<адрес > было сосредоточено основное производство, было задействовано около половины работников совхоза. Свидетель Е.Б.А. показал в судебном заседании, что он с 1976 года работал в <адрес >- шофером, трактористом, бригадиром комплексной бригады. Анкудимов А.В. в период с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата> год работал директором <адрес >. Основное свое рабочее время директор проводил на <адрес > <адрес > там находился крупный свинокомплекс, его рабочий день начинался с раннего утра и продолжался до позднего вечера. Анкудимов А.В. при этом непосредственно сам выезжал в <адрес >, где находились молочно-товарные фермы. Суд отмечает, что действительно, постановлением Правительства РФ от <дата> № села <адрес > <адрес > исключены из перечня зон с льготным социально-экономическим статусом. Однако в ст. 34 вышеназванного Закона изменения, касающиеся запрета для начисления пенсий со снижением возраста для лиц, проживающих (работающих) ранее в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а на момент обращения за пенсией проживающих (работающих) в «чистой» зоне, не имеется, как и не имеется каких-либо установленных законом разъяснений о толковании ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по поводу запретов для снижения пенсионного возраста в связи с изменением статуса зоны проживания (работы) гражданина, обратившегося за начислением пенсии. Суд находит, что законодатель, принимая вышеназванный Закон, исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, в результате которой были существенно нарушены конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья и т.п., путем принятия на себя обязанности возмещения причиненного вреда. Данная обязанность вытекает из положений ст. 18 Конституции РФ, в силу которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, а также из ст. 53 Конституции РФ, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц, ст. 42 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Отказывая Анкудимов А.В. в назначении пенсии с уменьшением возраста на 3 года в соответствии с вышеизложенным законодательством, ГУ УПФР по <адрес > не учло положения ст. ст. 2,18,42 и 53 Конституции РФ, а также поставило истца в неравное положение с лицами, продолжающими проживать (работать) на загрязненных территориях, которые до настоящего времени не исключены из перечня таких территорий, чем нарушило ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека независимо от места жительства. В связи с изложенным, суд считает установленным в судебном заседании факт, что Анкудимов А.В. в течение полного рабочего дня находился и исполнял свои обязанности директора <адрес > в зоне с льготным социально-экономическим статусом, т.е. на <адрес > <адрес >, пенсия должна быть ему назначена в соответствии со ст. 34 Закона с уменьшением возраста на 3 года, исходя из времени работы на территории с радиоактивным загрязнением. Поскольку Анкудимов А.В. обратился в ГУ УПФР <дата>, а приобрел право на снижение пенсионного возраста с <дата>, то согласно ст. 19 п.1 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» ему следует назначить пенсию со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, т.е. с <дата>. В связи с этим решение комиссии ГУ УПФР по <адрес > от <дата> об отказе Анкудимов А.В. в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года нельзя признать законными, поэтому следует обязать ГУ УПФР произвести назначение пенсии Анкудимов А.В. с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Анкудимов А.В. удовлетворить. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по <адрес > от <дата> об отказе Анкудимов А.В. в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года отменить. Обязать Государственное учреждение Управления ПФР по <адрес > назначить Анкудимов А.В. пенсию со снижением пенсионного возраста на три года с <дата>, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение 10 дней. Судья Мурашова Т.А.