Дело № 2-117/2011 год РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 апреля 2011 года р.п.Исса Иссинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мурашовой Т.А., при секретаре Клочковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ериной Галины Владимировны к Государственному учреждению управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Иссинскому району о назначение досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, установил : Ерина Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Иссинскому району о назначение досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указывая, что она обратилась к ответчику по поводу назначения ей досрочной пенсии в связи с наличием 25-летнего специального стажа. Ее трудовой стаж на соответствующих видах работы состоит из следующих периодов: - с <дата> по <дата> – <данные изъяты> - с <дата> по <дата>- <данные изъяты> - с <дата> по <дата> – <данные изъяты> - с <дата> по настоящее время- <данные изъяты> Ответчиком исключены из ее специального стажа, в том числе следующие периоды -с <дата> по <дата> - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет ( 10 месяцев 01 день); - с <дата> по <дата>- отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет ( 1 год 06 месяцев 26 дней); - курсы повышения квалификации: - с <дата> по <дата>( 2 месяца 01 день), - с <дата> по <дата> ( 2 месяца 01 день), - с <дата> по <дата> ( 01 месяц 01 день), - с <дата> по <дата> ( 2 месяца 1 день), - с <дата> по <дата> ( 13 дней). Ответчик отказал в назначении досрочной пенсии. Всего зачтено специального стажа на <дата> – 22 года 08 месяцев 24 дня. С отказом в назначении досрочной пенсии она не согласна. В связи с чем, она просит включить ей в специальный стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следующие периоды: с <дата> по <дата> - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет ( 10 месяцев 01 день); курсы повышения квалификации: с <дата> по <дата> (2 месяца 01 день), с <дата> по <дата> ( 2 месяца 01 день), с <дата> по <дата> ( 01 месяц 01 день), с <дата> по <дата> ( 2 месяца 1 день), с <дата> по <дата> ( 13 дней) и обязать ГУ УПФР по Иссинскому району назначить ей досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с <дата>. В судебном заседание истица исковые требования уточнила, пояснив, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии <дата>. Ответчик включил ей в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> ( 4 месяца 9 дней), отпуск по уходу ребенком до 1,5 лет с <дата> по <дата> ( 1 год 4 месяца 3 дня) в календарном исчислении. Она просит суд включить в специальный стаж вышеуказанные указанные периоды, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет с <дата> по <дата> (10 месяцев 1 день) в льготном исчислении, в также включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>. Представитель ответчика Гаврина Т.И. исковые требования истицы не признала, пояснив, что подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Пунктом 3 данных Правил предусмотрены должности и учреждения, а также условия работы в них, при которых периоды работы засчитываются в льготный трудовой стаж. В соответствии с п. 2 Правил исчисления стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Федеральный законодатель при установлении особенности приобретения права на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не включил в Правила подсчета специального стажа на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации и отпуск по уходу за ребенком. Однако, при отсутствии права по Постановлению № 781 от 29.10.2002 года в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 29.01.2004 года № 2-П исчисление специального стажа, имеющего место до 01.01.2002 года может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года- это применение норм Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1. Так в соответствии со статьей 83 данного Закона при назначении пенсии за выслугу лет применялись Списки и Правила, утвержденные Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Постановлением РФ от 22.09.1999 года № 1067. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года до 1,5 лет засчитывался (календарно) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, согласно п.21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №5. На дату обращения <дата> специальный стаж Ериной Г.В. составил 22 года 08 месяцев 24 дня. Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствие со статьей 7 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно п. п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы ( деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда, содержащимися в п.11 Постановления № 25 от 20.12.2005 года « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона « 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Как отмечено в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как при правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Как установлено в судебном заседании Ерина Г.В. в 1987 году окончила Кузнецкое медицинское училище Пензенской области по специальности фельдшер, что подтверждается дипломом ЗТ-1 № 468794, выданного <дата>, показаниями истицы и не оспаривается ответчиком. Истица <дата> обратилась в ГУ УПФР по Иссинскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по Иссинскому району от <дата> следует, что Ериной Г.В. в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости Ериной Г.В. составляет 22 года 08 месяцев 24 дня. Принимая указанное решение, ответчик не включил в специальный стаж Ериной Г.В., в том числе следующие периоды : с <дата> по <дата> - отпуск по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет ( 10 месяцев 01 день); курсы повышения квалификации - с <дата> по <дата> (2 месяца 01 день), с <дата> по <дата> ( 2 месяца 01 день), с <дата> по <дата> ( 01 месяц 01 день), с <дата> по <дата> ( 2 месяца 1 день), с <дата> по <дата> ( 13 дней), т.к. Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не содержат оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Суд считает, что ссылка ответчика на вышеуказанное постановление является неправомерной по следующим основаниям. В судебном заседание установлено, что Ерина Г.В. работала с <дата> по <дата> <данные изъяты>; с <дата> по <дата> - <данные изъяты>; с <дата> по <дата> – <данные изъяты>; с <дата> по настоящее время - <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке Ериной Г.В. и не оспаривается ответчиком. Как следует из п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 года № 516 - в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно приказа № по Иссинской ЦРБ от <дата> Ерина Г.В. находилась на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>. Согласно приказа № по Иссинской ЦРБ от <дата> Ерина Г.В. находилась на курсах повышения квалификации с <дата> Согласно приказа № по Иссинской ЦРБ от <дата> Ерина Г.В. находилась на курсах повышения квалификации с <дата> Согласно приказа № по Иссинской ЦРБ от 23.01.2007 года Ерина Г.В. находилась на курсах повышения квалификации с <дата> Согласно приказа № по Иссинской ЦРБ от <дата> Ерина Г.В. находилась на курсах повышения квалификации с <дата> В соответствие со ст. 112 КЗоТ РСФСР, действующего до 01 февраля 2002 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства, за ними сохранялось место работы (должность) и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поскольку производились все необходимые выплаты, следовательно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. В соответствие со ст. 187 Трудового кодекса РФ, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Ответчиком не представлено суду доказательств того, что страховые взносы в пенсионный фонд в спорный период не перечислялись. Ерина Г.В. находилась на курсах повышения квалификации в соответствии с приказами главного врача, а не обучалась по собственной инициативе. Таким образом, суд приходит к выводу, что в специальный стаж истицы должно быть засчитано время обучения Ериной Г.В. на курсах повышения квалификации. Согласно справки, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения пенсии № от <дата>, выданной МУЗ «Иссинская центральная районная больница», истица находилась в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями истицы, материалами дела и не оспариваются представителем ответчика. В силу ст. 11 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижении им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Действовавшими до 06.10.1992 года ст. 165 и 167 КЗоТ РСФСР, предусматривалось, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются, в том числе, и в стаж по специальности. Закон, ухудшающий положение гражданина, обратной силы не имеет. Изменения пенсионного законодательства не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений положения пенсионеров, пенсия которым назначена в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а в соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство и свобода гарантируются государством без какой-либо дискриминации, то есть пенсионеры, которым уже назначена пенсия и лица, которым должна быть назначена пенсия, равны в своих правах. Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, следует применять с учетом трудового законодательства, действовавшего на момент нахождения Ериной Г.В. в отпуске по уходу за ребенком. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минтруда РФ от 01.01.94 года и в письме Министерства социальной защиты населения в Российской Федерации от 27.11.95 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет или трех лет до вступления в действие Закона РФ № 3543 –1 от 25.09. 1992 года « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в РСФСР» засчитывается в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Согласно п.7 разъяснения от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 « О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия, в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения и некоторым другим специалистам, и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисление общего непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. Согласно п.2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за 1 год и 3 месяца. При таких обстоятельствах, период нахождения Ериной Г.В. в отпуске по уходу ребенком с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца. Доводы ответчика относительно того, что вышеназванными Правилами исчисления периодов работы не предусмотрена возможность зачета в стаж работы на льготных условиях время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, несостоятельны, ими создаются препятствия для осуществления гражданами их конституционного права на социальное обеспечение в полной мере. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это закреплено в ст. 38 Конституции РФ Ответчиком засчитан в специальный стаж период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в календарном исчислении. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации ( пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодно оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности ( пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6 в редакции от 15.04.1992 года ), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации №66 от 25.06.1996 года, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Факт нахождения Ериной Г.В. в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> подтверждается материалами дела, в частности справкой МУЗ «Иссинская ЦРБ» № от <дата>, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения пенсий, и не оспариваются представителем ответчика. Включая в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости Ериной Г.В. отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за детьми до 3- лет в льготном исчислении, курсы повышения квалификации суд исходит из того, что ограничение прав Ериной Г.В. на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.1,2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию Поскольку стаж истицы с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж на <дата> составил 25 лет, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с <дата>. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Ериной Галины Владимировны удовлетворить. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по Иссинскому району Пензенской области от <дата> об отказе Ериной Галины Владимировны в назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа отменить. Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ по Иссинскому району Пензенской области включить в специальный стаж Ериной Галины Владимировны, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в календарном исчислении; отпуск по беременности и родам с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; отпуск по уходу ребенком с <дата> по <дата> в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца и произвести досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с <дата> Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Иссинский районный суд. Судья Мурашова Т.А.