Решение по заявлению о признании незаконным бездействия администрации



Дело №2-165 / 2011 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2011 года р.п. Исса

Судья Иссинского районного суда Пензенской области Изгарева В.А.,

при секретаре Поляковой Е.М.,

с участием помощника прокурора Иссинской районной прокуратуры Пензенской области Федоровой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление прокурора Иссинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, администрации Знаменско-Пестровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Каменно-Бродского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Соловцовского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Булычевского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иссинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, администрации Знаменско-Пестровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Каменно-Бродского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Соловцовского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Булычевского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, указывая, что прокуратурой Иссинского района проведена проверка, которой установлено, что органами местного самоуправления указанных поселений норм законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности при организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не принималось.

На территориях муниципальных образований нормативно не установлен порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующий сбор фактически не организован.

Органами местного самоуправления поселения информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в общедоступных официальных источниках: сети Интернет, средствах массовой информации и в информационных бюллетенях, не осуществлялось.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса», администрации Знаменско-Пестровского сельсовета, администрации Каменно-Бродского сельсовет, администрации Соловцовского сельсовета, администрации Булычевского сельсовета, администрации Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, и обязать администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Исса», администрацию Знаменско-Пестровского сельсовета, администрацию Каменно-Бродского сельсовет, администрацию Соловцовского сельсовета, администрацию Булычевского сельсовета, администрацию Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В судебном заседании прокурор района поддержал заявленное требование в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц - глава администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса», администрации Знаменско-Пестровского сельсовета, администрации Каменно-Бродского сельсовет, администрации Соловцовского сельсовета, администрации Булычевского сельсовета, администрации Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, с требованиями, заявленными прокурором, согласились в полном объеме, просили рассмотреть настоящее заявление в их отсутствие.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Невыполнением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности при организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности при работе с опасными отходами, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности их жизни и здоровья, не выполняются требования по охране окружающей природной среды.

Не установление порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, не организация соответствующего сбора, отсутствие информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, могут повлечь массовые заболевания людей и человеческие жертвы, причинение ущерба окружающей природной среде.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде

Таким образом, заявление прокурора Иссинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса», администрации Знаменско-Пестровского сельсовета, администрации Каменно-Бродского сельсовет, администрации Соловцовского сельсовета, администрации Булычевского сельсовета, администрации Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области подлежит рассмотрению в суде.

В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 23 ноября 2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно п.п.4, 8, 18, 19, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст.8 Федерального закона от 23 ноября 2009г. N261-ФЗ
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

Пунктами 8-9 ст.10 Федерального закона от 23 ноября 2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.4,6,8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. №681) потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

На основании ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.

Таким образом, судом установлено, что в соответствии с действующим законодательством администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса», Знаменско-Пестровского сельсовета, Каменно-Бродского сельсовета, Соловцовского сельсовета, Булычевского сельсовета, Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области должны организовывать деятельность в области обращения с отходами, в том числе и сбор отработанных ртутных ламп, и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора и контролировать данный процесс. Однако в результате бездействия вышеназванных администраций сбор отработанных ртутных ламп на территории вышеуказанных муниципальных образований не организован, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не производится, что влечет затруднение исполнения законодательства об энергосбережении и может повлечь ухудшение экологической обстановки на территории поселения. Кроме того, указанным нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление прокурора Иссинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, администрации Знаменско-Пестровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Каменно-Бродского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Соловцовского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Булычевского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, администрации Знаменско-Пестровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Каменно-Бродского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Соловцовского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Булычевского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрации Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Обязать администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, администрацию Знаменско-Пестровского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрацию Каменно-Бродского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрацию Соловцовского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрацию Булычевского сельсовета Иссинского района Пензенской области, администрацию Уваровского сельсовета Иссинского района Пензенской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в срок до 20 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.

Судья В.А.Изгарева