Дело № 2-431/2011 РЕШЕНИЕ 19 августа 2011 года р.п. Исса Иссинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мурашовой Т.А., при секретаре Клочковой М.А., с участием прокурора Иссинского района Зудихина Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Соловцовского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия, установил: Прокурор Иссинского района обратился в суд с заявлением к администрации Соловцовского сельсовета <адрес> в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Соловцовского сельсовета <адрес> выразившееся неприятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей сред. При проведении проверки было установлено, что администрацией Соловцовского сельсовета не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. На территории администрации Соловцовского сельсовета расположено 3 села: <адрес>. Общая численность населения проживающего на территории сельсовета составляет <данные изъяты> человек. Население договоров на вывоз отходов не имеет, специализированной организации осуществляющей вывоз отходов нет. Администрация не осуществляет мероприятия по организации сбора и вывоза мусора с территории населенных пунктов. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» и предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Генерального плана с разработанной схемой очистки территории от твердых и жидких отходов <адрес> и сел сельсовета нет. Удаление отходов осуществляется с территорий общественных зданий, частных жилых домов «самовывовозом». Ответственность за выполнение санитарных норм и правил в соответствии с Федеральным законом от <дата> № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагается на исполнительный орган местного самоуправления, то есть на главу администрации сельсовета. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей. В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Соловцовского сельсовета выразившееся в неприятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, обязать администрацию организовать сбор и вывоз бытовых отходов в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами : <адрес>. В судебном заседание прокурор <адрес> Зудихин Е.Б. поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - администрации Соловцовского сельсовета <адрес> Г.А.А. в судебное заседании требования, изложенные в заявление прокурора признал в полном объеме. Представитель отделения надзорной деятельности <адрес> А.Е.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Бессоновском, Иссинском, Лунинском, Пензенском, Шемышейском районах в судебное заседание не явился, обратился с письменным заявлением, в котором указал, что просит рассмотреть заявление без участия представителя. Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации Соловцовского сельсовета <адрес> Г.А.А. представителя отделения надзорной деятельности <адрес> А.Е.А., считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствие со ст. 254 ГПК РФ решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде. Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: Как предусмотрено ст. 51 данного Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; В силу ст. ст. 4, 22 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов всоответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР <дата> N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Как установлено в судебном заседании администрацией Соловцовского сельсовета не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. На территории администрации Соловцовского сельсовета расположено 3 села: <адрес>. Общая численность населения проживающего на территории муниципального образования составляет <данные изъяты> человек. Население договоров на вывоз отходов не имеет, специализированной организации осуществляющей вывоз отходов нет. Генерального плана с разработанной схемой очистки территории от твердых и жидких отходов <адрес> и сел сельсовета нет. Удаление отходов осуществляется с территорий общественных зданий, частных жилых домов «самовывовозом». Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Соловцовского сельсовета <адрес> не осуществляет мероприятия по организации сбора и вывоза мусора с территории муниципального образования В связи с изложенным, суд признает незаконным бездействие администрации Соловцовского сельсовета <адрес>, выразившееся в неприятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Соловцовского сельсовета удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Соловцовского сельсовета <адрес>, выразившееся в неприятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. Обязать администрацию Соловцовского сельсовета <адрес> в срок до <дата> организовать сбор и вывоз бытовых отходов в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами <адрес>. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение 10 дней. Судья Мурашова Т.А.
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от <дата> № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которому, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.