Решение по иску прокурора к МОУ `МЛ р.п. Исса`, администрации Иссинского района, Управлению образования Иссинского района об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства



Дело № 2-119/2012 год                                                      

                                                     РЕШЕНИЕ

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2012 года                                                                         р.п. Исса

Иссинский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Мурашовой Т.А.,

при секретаре Клочковой М.А.,

с участием помощника прокурора Иссинского района Пензенской области Федоровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску прокурора Иссинского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних - учащихся к муниципальному образовательному учреждению «Многопрофильный лицей р.п. Исса», Управлению образования Иссинского района Пензенской области, администрации Иссинского района Пензенской области о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства,

                                              установил:

Прокурор Иссинского района Пензенской области обратился в суд области в интересах и защиту прав несовершеннолетних к муниципальному образовательному учреждению «Многопрофильный лицей р.п. Исса», Управлению образования Иссинского района Пензенской области, администрации Иссинского района Пензенской области о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства, указывая, что прокуратурой Иссинского района Пензенской области проведена проверка в муниципальном образовательном учреждении «Многопрофильный лицей р.п. Исса» Иссинского района Пензенской области, расположенного по адресу: <адрес> исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: отопление помещений классов и кабинетов водяное, трубами с радиаторами от собственной котельной, работающей на природном газе; отопительные приборы в классах, кабинетах (химии, географии, информатики, литературы и др.), рекреациях второго, третьего этажа не ограждены съемными деревянными решетками, чем нарушен п.6.1 СанПиН 2.<дата>-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; температура воздуха в кабинете информатики, спортивном зале была 16 С, что ниже нормы и нарушает требования п. 6.3 СанПиН( не ниже 15 С); в большинстве классов и кабинетов отсутствовали настенные термометры для контроля температуры воздуха в учебных помещениях, чем нарушен п.6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; при проверке из 8 светильников в рекреации второго этажа 4 не работали (своевременно лампы не заменили); в умывальных санитарных узлах на 1 -м этаже светильники с лампами накаливания не работали (сгорели лампы накаливания), замена перегоревших ламп своевременно не производится, чем нарушен п.7.2.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; в лицее согласно проекта предусмотрены туалеты на каждом этаже, на первом этаже здания размещены раздельные туалеты на 2 унитаза каждый для мальчиков и для девочек, входные двери обозначены табличками, вентиляция из санитарных узлов естественная, оборудованы вентиляционные каналы в стенах, унитазы не оборудованы кабинами с дверями; на третьем этаже здания оборудован 1 общий санитарный узел на 2 унитаза для мальчиков и девочек, унитазы не оборудованы кабинами с дверями, чем нарушен п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в туалетах не имелось мыла и полотенец. Проверкой установлено, что согласно действующему законодательству финансирование школы как подведомственного Управлению образованием администрации Иссинского района учреждения осуществляется за счет бюджета муниципального образования посредством выделения денежных средств через финансовое Управление администрации района и Управление образованием района, соответственно указанные иные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства с целью обеспечения надлежащих условий для организации образовательного процесса. В связи с чем, прокурор просит: обязать Управление образования Иссинского района и администрацию Иссинского района выделить денежные средства на приобретение для учебных классов 6 ламп накаливания, на приобретение настенных термометров в количестве 22 штук во все учебные кабинеты, на приобретение съемных деревянных решеток на отопительные приборы в 22 кабинетах, обеденном зале, на приобретение 4 мыла и 4 полотенец, обязать МОУ «Многопрофильный лицей р.п. Исса» Иссинского района приобрести для учебных классов 6 ламп накаливания, приобрести настенные термометры в количестве 22 штук во все учебные классы, установить съемные деревянные решетки на отопительных приборах в 22 классах, обеденном зале столовой, приобрести 4 мыла и 4 полотенец.

       В судебном заседание помощник прокурора Иссинского района Пензенской области Федорова О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, установив срок для устранения выявленных недостатков до <дата>, обязав администрацию Иссинского района, Управление образования Иссинского района выделить МОУ «Многопрофильный лицей р.п. Исса» <данные изъяты> рублей для приобретения настенных термометров в количестве 22 штук во все учебные кабинеты, съемных деревянных решеток на отопительные приборы в 22 кабинетах, обеденном зале, на приобретение 4 мыла и 4 полотенец.

      Ответчики МОУ «Многопрофильный лицей р.п. Исса», Управление образования Иссинского района, администрация Иссинского района Пензенской области в судебное заседании не явились, обратились с письменными заявлениями, в которых указали, что требования, изложенные в заявление прокурора признали в полном объеме, просят рассмотреть заявление без участия представителей.

     Третье лицо финансовое управление Иссинского района в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения было извещено надлежащим образом.

      Суд, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

      В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.          

       В соответствии с п. 19 ч.2, п.3 ч.3 ст. 31, ч.4 ст. 41,ч.ч. 4.5. ст. 51 Закона РФ «Об образованиями (с изменениями и дополнениями) для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования создается сеть образовательных учреждений. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

       Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями) законодательство в области " обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьями 1,11 вышеуказанного закона установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны, граждане, индивидуальные и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

На основании ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно- эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

     С целью определения критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных нормативов, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний уполномоченными органам устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования (ст.ст. 38,39 Федерального закона № 52-ФЗ).

        В судебном заседании установлено, что прокуратурой Иссинского района Пензенской области проведена проверка в муниципальном образовательном учреждении «Многопрофильный лицей р.п. Исса» Иссинского района Пензенской области, расположенного по адресу: <адрес> исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой были выявлены следующие нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: отопление помещений классов и кабинетов водяное, трубами с радиаторами от собственной котельной, работающей на природном газе; отопительные приборы в классах, кабинетах (химии, географии, информатики, литературы и др.), рекреациях второго, третьего этажа не ограждены съемными деревянными решетками, чем нарушен п.6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; температура воздуха в кабинете информатики, спортивном зале была 16 С, что ниже нормы и нарушает требования п. 6.3 СанПиН( не ниже 15 С); в большинстве классов и кабинетов отсутствовали настенные термометры для контроля температуры воздуха в учебных помещениях, чем нарушен п.6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; при проверке из 8 светильников в рекреации второго этажа 4 не работали (своевременно лампы не заменили); в умывальных санитарных узлах на 1 -м этаже светильники с лампами накаливания не работали (сгорели лампы накаливания), замена перегоревших ламп своевременно не производится, чем нарушен п.7.2.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; в лицее согласно проекта предусмотрены туалеты на каждом этаже, на первом этаже здания размещены раздельные туалеты на 2 унитаза каждый для мальчиков и для девочек, входные двери обозначены табличками, вентиляция из санитарных узлов естественная, оборудованы вентиляционные каналы в стенах, унитазы не оборудованы кабинами с дверями; на третьем этаже здания оборудован 1 общий санитарный узел на 2 унитаза для мальчиков и девочек, унитазы не оборудованы кабинами с дверями, чем нарушен п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в туалетах не имелось мыла и полотенец, что подтверждается протоколом осмотра здания МОУ «Многопрофильный лицей р.п. Исса», не оспаривается ответчиками.

Обстоятельства несоблюдения вышеуказанных требований закона свидетельствуют о том, что в образовательном учреждении не должным образом осуществляется контроль за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся.

Как следует из ч.2 ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

Таким образом, на учредителя МОУ «Многопрофильный лицей р.п. Исса» возлагается обязанность по финансированию обеспечения надлежащих условий для обучения.

Согласно Положения «О порядке предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования в Иссинском районе Пензенской области», утвержденного Постановлением Главы администрации Иссинского района Пензенской области от 04.08.2010 № 169-п, а также Положения «Об Управлении образования Иссинского района Пензенской области», утвержденного решением Собрания представителей- Иссинского района Пензенской области № 378-46/2 от 16.07.2010, Управление образования администрации Иссинского района отвечает за организацию предоставления на территории района общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, общедоступного бесплатного дошкольного образования, контролирует деятельность, в том числе по соблюдению условий и выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укреплению здоровья детей, и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений, распоряжается средствами районного бюджета по отрасли образования.

Проверкой установлено, что согласно действующему законодательству финансирование школы как подведомственного Управлению образования администрации Иссинского района учреждения осуществляется за счет бюджета муниципального образования посредством выделения денежных средств через финансовое Управление администрации района и Управление образованием района, соответственно указанные иные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства с целью обеспечения надлежащих условий для организации образовательного процесса.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198, ГПК РФ, суд

                                                            решил:

        Иск прокурора Иссинского района Пензенской области в интересах и защиту прав несовершеннолетних- учащихся к муниципальному образовательному учреждению «Многопрофильный лицей р.п. Исса», Управлению образования Иссинского района Пензенской области, администрации Иссинского района Пензенской области о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

        Обязать Управление образования Иссинского района, администрацию Иссинского района Пензенской области в срок до <дата> выделить муниципальному образовательному учреждению «Многопрофильный лицей р.п. Исса» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на приобретение для учебных классов 6 ламп накаливания, настенных термометров в количестве 22 штук во все учебные кабинеты, съемных деревянных решеток на отопительные приборы в 22 кабинетах, обеденном зале, мыла в количестве 4 пачек и 4 полотенец.

        Обязать МОУ «Многопрофильный лицей р.п. Исса» Иссинского района в срок до <дата> приобрести для учебных классов 6 ламп накаливания, настенные термометры в количестве 22 штук во все учебные классы, установить съемные деревянные решетки на отопительных приборах в 22 классах, обеденном зале столовой, приобрести мыло в количестве 4 пачек и 4 полотенец.

        Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение месяца.

                  Судья                                                                     Мурашова Т.А.