РЕШЕНИЕ 07 июня 2012 года р.п. Исса Иссинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мурашовой Т.А., при секретаре Клочковой М.А., с участием прокурора Иссинского района Пензенской области Зудихина Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению прокурора Иссинского района Пензенской области к администрации Иссинского района Пензенской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> № установил: Прокурор Иссинского района обратился в суд с заявлением к администрации Иссинского района Пензенской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> №-п ( с последующими изменениями), указывая, что постановлением администрации Иссинского района Пензенской области от 09.04.2012 № 114-п «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (в редакции постановления от <дата> №-п) определен перечень должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, З.1.1., 8.4, 9.1, 9.2, 9.4 Закона Пензенской области от <дата> №-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» согласно приложению. Пунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 Приложения в Перечень должностных лиц включены соответственно: глава администрации муниципального образования «р.п. Исса», заместитель главы администрации муниципального образования «р.п. Исса», глава администрации Знаменско- Пестровского сельсовета, глава администрации Булычевского сельсовета, глава администрации Соловцовского сельсовета, заместитель главы администрации Соловцовского сельсовета, глава администрации Уваровского сельсовета, заместитель главы администрации Уваровского сельсовета, глава администрации Каменно-Бродского сельсовета (все - по согласованию). Пункты 12-20 приложения не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. На основании части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, нормируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Статья 2 указанного Федерального закона различает такие муниципальные образования как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район. Частью 3 статьи 17 того же Федерального закона установлено правило, в соответствии с которым подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Статья 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующая вопросы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, каких-либо отступлений от принципа самостоятельности органов местного самоуправления, их независимости и недопустимости их подчиненности друг другу не предусматривает. Пунктом 10 статьи 10.1 Закона Пензенской области от <дата> №-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» (с последующими изменениями) к числу должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, отнесены должностные лица органов местного самоуправления, предусмотренные перечнем, определенным нормативным правовым актом местной администрации, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.1.1, 8.4, 9.1, 9.2, 9.4 настоящего Кодекса. На основании пункта 2 части 2 статьи 5.1 Закона Пензенской области 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями Пензенской области по определению нормативным правовым актом местной администрации перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Пензенской области от <дата> N 1506-ЗПО "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях". При этом, нормы указанных выше законов Пензенской области не предусматривают возможность включения в соответствующий перечень уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях нормативным правовым актом органа местного самоуправления одного муниципального образования должностных лиц органов местного самоуправления других муниципальных образований, поскольку принцип самостоятельности органов местного самоуправления и недопустимости их подчиненности, вытекающий из положений Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является общеобязательным и не может быть отменен или изменен законодательными актами субъектов Российской Федерации. В связи с чем, прокурор просит признать пункты 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> №-п «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять проколы об административных правонарушениях» (в редакции постановления от <дата> №-п) не соответствующими статьям 1,2, 17, 19 Федерального закона от <дата> №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Иссинского района Пензенской области опубликовать соответствующее решение об отмене пунктов 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района 1ензенской области от <дата> №-п «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (в редакции постановления от <дата> №-п) в информационном бюллетене «Иссинский районный вестник», как несоответствующие закону. В судебном заседание прокурор Иссинского района Пензенской области Зудихин Е.Б. поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что просит признать недействующим нормативный правовой акт в части, обязать администрацию Иссинского района Пензенской области в срок до <дата> опубликовать соответствующее решение об отмене пунктов 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района 1ензенской области от <дата> №-п «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (в редакции постановления от <дата> №-п) в информационном бюллетене «Иссинский районный вестник», как несоответствующие закону. Заинтересованное лицо - администрация Иссинского района Пензенской области в судебное заседании не явилось, обратилось с письменным заявлением, в котором указано, что требования, изложенные в заявление прокурора признает в полном объеме, просит рассмотреть заявление без участия представителя администрации. Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствие ст. 253 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, нормируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Статья 2 указанного Федерального закона различает такие муниципальные образования как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район. Частью 3 статьи 17 того же Федерального закона установлено правило, в соответствии с которым подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Статья 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующая вопросы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, каких-либо отступлений от принципа самостоятельности органов местного самоуправления, их независимости и недопустимости их подчиненности друг другу не предусматривает. Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> №-п «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (в редакции постановления от <дата> №-п) определен перечень должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, З.1.1., 8.4, 9.1, 9.2, 9.4 Закона Пензенской области от <дата> №-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» согласно приложению. Пунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 Приложения в Перечень должностных лиц включены соответственно: глава администрации муниципального образования «р.п. Исса», заместитель главы администрации муниципального образования «р.п. Исса», глава администрации Знаменско- Пестровского сельсовета, глава администрации Булычевского сельсовета, глава администрации Соловцовского сельсовета, заместитель главы администрации Соловцовского сельсовета, глава администрации Уваровского сельсовета, заместитель главы администрации Уваровского сельсовета, глава администрации Каменно-Бродского сельсовета (все - по согласованию). Постановление от <дата> №-п опубликовано в информационном бюллетени «Иссинский районный вестник». Пунктом 10 статьи 10.1 Закона Пензенской области от <дата> №-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» (с последующими изменениями) к числу должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, отнесены должностные лица органов местного самоуправления, предусмотренные перечнем, определенным нормативным правовым актом местной администрации, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.1.1, 8.4, 9.1, 9.2, 9.4 настоящего Кодекса. На основании пункта 2 части 2 статьи 5.1 Закона Пензенской области <дата> №-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями Пензенской области по определению нормативным правовым актом местной администрации перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Пензенской области от <дата> N 1506-ЗПО "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях". При этом, нормы указанных выше законов Пензенской области не предусматривают возможность включения в соответствующий перечень уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях нормативным правовым актом органа местного самоуправления одного муниципального образования должностных лиц органов местного самоуправления других муниципальных образований, поскольку принцип самостоятельности органов местного самоуправления и недопустимости их подчиненности, вытекающий из положений Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является общеобязательным и не может быть отменен или изменен законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в судебном заседании установлено, что пункты 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> №-п не соответствуют федеральному законодательству, администрация Иссинского района Пензенской области, исполняя переданные ей государственные полномочия Пензенской области не вправе была, даже по согласованию, назначать уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях должностных лиц органов местного самоуправления сельских поселений, т.е. других муниципальных образований, которые не входят в систему органов местного самоуправления муниципального района. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198, 251-253 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Иссинского района Пензенской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> №-п удовлетворить. Пункты 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района Пензенской области от <дата> №-п «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять проколы об административных правонарушениях» (в редакции постановления от <дата> №-п) признать не соответствующими статьям 1,2, 17, 19 Федерального закона от <дата> №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Иссинского района Пензенской области в срок до <дата> опубликовать соответствующее решение об отмене пунктов 12-20 Приложения к постановлению администрации Иссинского района 1ензенской области от <дата> №-п «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Иссинского района Пензенской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (в редакции постановления от <дата> №-п) в информационном бюллетене «Иссинский районный вестник», как несоответствующие закону. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение месяца. Судья Мурашова Т.А.