Решение по иску Клочковой Г.В. к ГУ УПФР по Иссинскому району о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.



Дело №2-222/2012                                         РЕШЕНИЕ                          Именем Российской Федерации

18 июня 2012 года                                                                       р.п. Исса

Иссинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мурашовой Т.А.,

при секретаре Клочковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клочковой Галины Васильевны к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ по Иссинскому району Пензенской области о назначении досрочной пенсии,

                                                 установил:

       Клочкова Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Иссинскому району о назначении досрочной пенсии со снижения пенсионного возраста на 3 года в связи с работой и проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, указывая, что она родилась <дата> в <адрес>, <дата> вышла замуж и с этого времени стала проживать в <адрес>. <дата> она была принята на работу в детский сад поваром и в члены колхоза «Советская Россия». В <дата> родился сын Александр, в <дата> - сын Сергей. Всей семьей они проживали в <адрес>. <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Комиссия по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по <адрес> отказала в назначении досрочной пенсии, т.к. из представленных документов не усматривается факт проживания в <адрес>, которое относилось к зоне льготным социально-экономическим статусом. На основании Постановления Правительства РФ от <дата> указанный населенный пункт был исключен из перечня зон проживания ( работы) с льготным социально-экономическим статусом с <дата>. Она просит обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживание и работой в загрязненной зоне с <дата>, т.е. со дня обращения.

      В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования, уточнив, что просит назначить ей пенсию со <дата>, по достижении возраста 52 лет, т.к. в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста на пенсию на 1 год, если человек проживал или работал на момент выпадения осадков на территории, которой впоследствии был присвоен льготный социально-экономический статус. За каждые последующие 4 года проживания в загрязненной зоне прибавляется еще по одному льготному году, но в общей сумме не больше трех лет.

       Представитель ответчика - ГУ УПФР по Иссинскому району Г.Т.И., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила суду, что Клочкова Г.В. обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии <дата> со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в загрязненной зоне. В соответствии п.1 ст. 19 Федерального закон РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается с даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на один год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более, чем на 3 года.

     В примечании к ст. 35 этого Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста на 1 год, установленная ст. 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

      Клочкова Г.В. работала в колхозе «Советская Россия» поваром детского сада с <дата> по <дата> год, поваром детского сада ОА»Россия» с <дата> по <дата>, разнорабочей АО «Россия» с <дата> по <дата> год, разнорабочей СПК «Россия» с <дата> по <дата> год. Клочковой Г.В. была предоставлена справка, выданная администрацией Соловцовского сельского совета от <дата> о том, что <адрес> и Маровка относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В последствии на основания Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 с. Соловцово и Маровка исключены из перечня зон проживания с льготным социально-экономическим статусом с 1 февраля 1998 года.

    Согласно справки Соловцовского сельсовета от 22.09.2011 года и паспорта установлено, что Клочкова Г.В. проживает в <адрес> с <дата>, то есть в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС с <дата> по <дата> год проживала в чистой зоне в <адрес> и не имеет права на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину ( один год), а только дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Поэтому снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по стапрости сроком на 3 года ей производиться не может. Таким образом, право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года у ФИО1 отсутствует.

      Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 являются законными и обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

      Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

      В соответствии со статьей 7 ФЗ « О трудовых пенсиях Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

     В судебном заседании установлено, что Клочкова Г.В. родилась <дата>, работала в колхозе «Советская Россия» поваром детского сада с <дата> по <дата> год, поваром детского сада ОА»Россия» с <дата> по <дата>, разнорабочей АО «№Россия» с <дата> по <дата> год, что не оспаривает и представитель ответчика, а также подтверждается записями в трудовой книжке ФИО1           

     Согласно решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по <адрес> от <дата> Клочковой Г.В. отказано в назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, т.к. из представленных документов не усматривается факт проживания в <адрес>.

     Согласно справки от<дата>, выданной администрацией Соловцовского сельсовета, <адрес> относилось к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС с <дата> по <дата>.

     Клочкова Г.В. считает, что имеет право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, ссылаясь на статью 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

      Действительно, согласно ст. 34 вышеназванного Закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на1 год и дополнительно на 1 год каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. При этом Закон не указывает на то, что пенсия со снижением возраста выхода на пенсию начисляется лишь при условии проживания на день обращения за начислением пенсии в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

      В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся:

п. 8 - граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

       В судебном заседании установлено, что Клочкова Г.В. на момент утверждения Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, в который было внесено <адрес>, проживала и работала в <адрес> в период с <дата> по <дата> год, в том числе в колхозе «Советская Россия» поваром детского сада с <дата> по <дата> год, поваром детского сада ОА»Россия» с <дата> по <дата>, разнорабочей АО «№Россия» с <дата> по <дата> год, данный период работы в указанной зоне составил более 11 лет, в связи с чем, у Клочковой Г.В. возникло право на назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста на 3 года.

       Доводы представителя ответчика о том, что из документов, представленных Клочковой Г.В., не усматривается факт ее проживания в <адрес>, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

         Свидетель Н.А.Д. показал в судебном заседании, что он родился <дата> в <адрес>, где проживает по настоящее время по <адрес>. Клочкову Г.В. знает давно, она переехала в 1979 году из <адрес> и постоянно с 1979 года со своей семьей проживает в <адрес>, с этого же времени она начала работать в <адрес> в колхозе «Советская Россия в колхозном детском саду поваром, затем работала с 1996 года в разнорабочей в АО «Россия».

     Свидетель К.С.И. пояснила в судебном заседании, что она с 1982 года по настоящее время со своей семьей проживает в <адрес>. Клочкова Г.В. проживает в <адрес> с 1979 года, она переехала из <адрес> после того, как вышла замуж. Она работала с 1979 года поваром в детском саду колхоза «Советская Россия», который был расположен в <адрес>, потом с 1996 года разнорабочей, т.е. с 1979 года по настоящее время Клочкова Г.В. проживала и работала в <адрес>.

       Как следует из справки от <дата>, выданной администрацией Соловцовского сельсовета <адрес>, на территории Соловцовского сельсовета <адрес> в <адрес> 1979-1996 годы функционировал детский сад.

      Согласно справки , выданной <дата> администрацией Соловцовского сельсовета <адрес>, Клочкова Галина Васильевна <дата> действительно проживает в <адрес> с <дата>, зарегистрирована с <дата> по адресу: <адрес>, основание похозяйственная книга 32, лицевой счет 140.

      Как установлено в судебном заседании истица имеет сына Сергея <дата> года рождения и сына Александра <дата> года рождения. Согласно свидетельств о рождении которых 11-ЖЕ и 11-ЖЕ , выданных Соловцовским сельсоветом <адрес>, оба сына родились в <адрес>.

      При этом, суд отмечает, что действительно, постановлением Правительства РФ от <дата> <адрес> исключено из перечня зон с льготным социально-экономическим статусом. Однако в ст. 34 вышеназванного Закона изменения, касающиеся запрета для начисления пенсий со снижением возраста для лиц, проживающих (работающих) ранее в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а на момент обращения за пенсией проживающих (работающих) в «чистой» зоне, не имеется, как и не имеется каких-либо установленных законом разъяснений о толковании ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по поводу запретов для снижения пенсионного возраста в связи с изменением статуса зоны проживания (работы) гражданина, обратившегося за начислением пенсии.

      Суд находит, что законодатель, принимая вышеназванный Закон, исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, в результате которой были существенно нарушены конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья и т.п., путем принятия на себя обязанности возмещения причиненного вреда.

      Данная обязанность вытекает из положений ст. 18 Конституции РФ, в силу которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, а также из ст. 53 Конституции РФ, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц, ст. 42 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Отказывая в назначении пенсии с уменьшением возраста на 3 года в соответствии с вышеизложенным законодательством, ГУ УПФР по Иссинскому району не учло положения ст. ст. 2,18,42 и 53 Конституции РФ, а также поставило истицу в неравное положение с лицами, продолжающими проживать (работать) на загрязненных территориях, которые до настоящего времени не исключены из перечня таких территорий, чем нарушило ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека независимо от места жительства.

      В связи с изложенным, суд считает установленным в судебном заседании факт, что Клочкова Г.В. в период с <дата> по <дата>, т.е. более 11 лет, проживала и работала в <адрес> в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и пенсия должна быть ей назначена в соответствии со ст. 34 Закона с уменьшением возраста на 3 года, исходя из времени работы и проживания на территории с радиоактивным загрязнением.

       Поскольку Клочкова Г.В. обратилась в ГУ УПФР <дата>, а приобрела право на снижение пенсионного возраста со <дата>, то согласно ст. 19 п.1 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» ей следует назначить пенсию со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, т.е. со <дата>.

     В связи с этим решение комиссии ГУ УПФР по Иссинскому району от <дата> об отказе Клочковой Г.В. в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года нельзя признать законными, поэтому следует обязать ГУ УПФР произвести назначение пенсии Клочковой Г.В. с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года, в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                      решил:

       Исковые требования Клочковой Галины Васильевны удовлетворить.

       Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФР по Иссинскому району Пензенской области от <дата> об отказе Клочковой Галине Васильевне в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года отменить.

       Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Иссинскому району Пензенской области назначить Клочковой Галине Васильевне пенсию со снижением пенсионного возраста на три года со <дата>, в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

       Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение месяца.

              Судья                                                                 Мурашова Т.А.