Дело №1-166/2011 г.
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2011 гг. Искитим
Судья федерального суда Искитимского района Новосибирской обл. Гайвоненко Н.П.,
С участием государственного обвинителя – помощника прокурора Сидоровой Ю.Н.,
Защитника – адвоката Смертина М.В., представившего уд. Номер и ордер Номер от Дата,
Подсудимого Лаврова А.Ю.,
Потерпевшего Л.И.,
При секретаре Виндимуд А.Е.,
Рассмотрев уголовное дело по обвинению:
ЛАВРОВА А.Ю., Дата года рождения, уроженца <Адрес>, ..., проживающего по адресу: <Адрес>, ранее не судимого,
в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 111 УК РФ,
У с т а н о в и л:
Лавров А.Ю. умышленно причинил тяжкий вред здоровью своего брата Л.И., опасный для жизни потерпевшего.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
Дата в вечернее время Лавров А.Ю. и Л.И., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находились в доме своих родителей по адресу: <Адрес>. Около 22 часов между ними на бытовой почве произошла ссора, после чего Лавров А.Ю. пошел в сарай, расположенный во дворе указанного дома. Л.И. пошел следом за ним, и в сарае между ними продолжилась ссора, которая затем переросла в драку. В ходе драки у Лаврова А.Ю. на почве возникших личных неприязненных отношений возник умысел на причинение Л.И. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Реализуя свой преступный умысел, Лавров А.Ю., сознавая общественную опасность своих действий и тяжесть возможных последствий, желая их наступления, взял лежавший на клетке с кроликами нож и умышленно нанес им Л.И. три удара в область грудной клетки, в область брюшной полости и в область левого плеча.
В результате преступных действий Лаврова А.Ю. Л.И. были причиненытелесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения брюшной стенки, проникающего колото-резаного ранения грудной клетки и живота с повреждением диафрагмы и селезенки, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, и раны левого плеча, расценивающейся как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком не свыше 3-х недель.
Подсудимый Лавров А.Ю. вину признал частично, пояснив, что он защищался, от дачи показаний в судебном заседании он отказался, в связи с чем были оглашены его показания, данные на предварительном следствии.
Из показаний подсудимого на предварительном следствии от Дата (л.д.40-42) следует, что вечером Дата он управлялся по хозяйству. Потом в сарай пришел его брат Л.И. и стал его воспитывать: говорил, что он неправильно ведет себя с родителями, неправильно следит за кроликами и прочее. В результате они поссорились, Л.И. ударил его кулаком в лицо, и между ними завязалась драка. В ходе драки Л.И. стал его побеждать. Он (Лавров А.) не мог стерпеть обиды, взял нож, который лежал на клетке с кроликами, и, продолжая драться, нанес Л.И. несколько ударов ножом, куда именно, не знает. Драка прекратилась, когда Л.И. схватился за бок и ушел в дом. Он (Лавров А.) тоже зашел в дом и увидел у Л.И. на теле раны. После этого он спрятал нож в сено возле сараев.
Из показаний подсудимого Лаврова А.Ю. от Дата (на л.д. 122-123) следует, что Дата в доме родителей он поссорился с братом Л.И.. Затем он пошел в сарай управляться, туда пришел Л.И. и продолжил ссору. Они стали ругаться, и Л.И. набросился на него, стал избивать руками и ногами. Потом Л.И. предпринял удушающий прием: локтем руки перехватил его за шею. Ему стало трудно дышать, он испугался за свою жизнь и решил обороняться всеми способами. Ему под руку попал нож, который лежал на клетке с кроликами. Он хотел уколоть Л.И. в руку, чтобы освободиться от захвата, но Л.И. продолжал его удерживать. Тогда он два раза ткнул Л.И. в бок. После этого Л.И. отпустил его и ушел в дом.
Вина подсудимого в совершении инкриминируемого ему преступления установлена исследованными судом доказательствами.
Потерпевший Л.И. показал, что Дата он был в доме родителей, где также проживает его брат Лавров А.Ю.. А.Ю. поздно вернулся домой, при этом шумел, поэтому он (потерпевший) сделал ему замечание. Из-за этого они поссорились, были оба в состоянии алкогольного опьянения. Затем А.Ю. пошел в сарай, он (Л.И.) пошел за ним, чтобы закончить разговор. В сарае они продолжили ругаться, затем он (потерпевший) ударил А.Ю., и они стали драться. Он (потерпевший) провел удушающий прием: правой, согнутой в локте рукой схватил А.Ю. за шею, прижал к себе и стал душить, чтобы показать, кто старше, и что старшего брата нужно слушаться. А.Ю. пытался вырваться, но не мог. Потом он (потерпевший) почувствовал слабость в руках и ногах. После этого он отпустил А.Ю. и зашел в дом, там он увидел у себя на левом боку кровь. На груди слева у него было две раны и еще одна – сзади на левом плече. Считает, что А.Ю. защищался, просит его не наказывать.
Из показаний потерпевшего Л.И. на предварительном следствии (л.д.77-78) следует, что в сарае А.Ю. начал нецензурно выражаться, затем они стали друг друга толкать. Он (потерпевший) обошел брата сбоку, захватил его шею правой рукой локтевым сгибом, и стал придавливать. Он хотел немного придавить А.Ю., чтобы он ослаб и понял, что старшего брата нужно слушаться.
Свидетель Л.Ю. показал, что вечером Дата его сыновья А.Ю. и Л.И. были дома. Потом А.Ю. пошел управляться. Л.И. тоже вышел из дома. Через несколько минут Л.И. вернулся в дом, сел, а затем упал на бок. Мать подошла к нему и закричала, что нужна «скорая помощь». У Л.И. на левом боку была кровь, на груди сбоку - две раны. Что произошло, Л.И. не сказал.
Свидетель С.Г. показала, что вечером Дата ее позвали в дом Лавровых. Там она увидела, что Л.И. лежит на полу, на груди у него были раны. Она обработала раны, потом приехала «скорая помощь». Л.И. сказал, что упал.
Из показаний свидетеля Л.Л. на предварительном следствии (л.д.20-21) следует, что вечером Дата к ним домой приехали сыновья Л.И. и А.Ю.. Оба были в состоянии алкогольного опьянения. Позже А.Ю. пошел в сарай управляться. Л.И. тоже вышел из дома. Примерно минут через пять Л.И. вернулся в дом, сел на стул, сказал, что у него кровь, схватился за бок. На ее вопрос Л.И. сказал, что в сарае упал на что-то острое. Она побежала за фельдшером С.Г. Когда она вместе со С.Г. вернулась домой, Л.И. лежал на полу. С.Г. стала делать ему перевязку, в это время она (Л.Л.) увидела у Л.И. сбоку две раны.
Также вина подсудимого подтверждена письменными доказательствами:
- протоколом явки с повинной (л.д.4), согласно которому Лавров А.Ю. признался в том, что Дата у него с братом Л.И. произошла драка. В ходе драки он (Лавров А.) схватил нож и ударил им брата в область живота несколько раз;
-заключением судебно-медицинского эксперта (л.д.83-84), согласно которому у Л.И. обнаружены телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения брюшной стенки, проникающего колото-резаного ранения грудной клетки и живота с повреждением диафрагмы и селезенки, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; резаной раны задней поверхности левого плеча, расценивающейся как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком не свыше 3-х недель;
-сообщением из лечебного учреждения (л.д.7), согласно которому Дата в больницу обратился Л.И. с резаными ранами левого плеча, грудной клетки, брюшной полости;
-протоколом осмотра места происшествия (л.д.9-11), из которого следует, что в доме по <Адрес> изъята футболка потерпевшего;
- протоколом осмотра места происшествия (л.д.16-17-б), согласно которому в стоге сена, расположенном за забором дома по <Адрес>, изъят нож;
- заключение эксперта (л.д.61-62), из которого следует, что на одежде (футболке), принадлежащей Л.И., имеются повреждения ткани в количестве двух штук. Данные повреждения могли быть образованы в результате воздействия на ткань колюще-режущего предмета типа ножа с шириной клинка на уровне погружения не более 31 мм, к числу которых относится и нож, представленный на исследование;
-заключением судебно-медицинского эксперта (л.д.54), согласно которому у Лаврова А.Ю. обнаружены телесные повреждения: кровоподтеки на верхнем веке правого глаза, на спинке носа, кровоизлияние в белочную оболочку правого глаза кнаружи от лимба, которые расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью.
Проанализировав указанные доказательства, суд находит, что в своей совокупности они уличают подсудимого в совершении инкриминируемого ему преступления.
Лавров А.Ю. не отрицает, что причинил потерпевшему Л.И. ножевые ранения. Кроме того, данный факт нашел подтверждение показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов.
Однако подсудимый утверждает, что нанес Л.И. удары ножом, защищаясь от него. Данное утверждение суд подвергает сомнению, поскольку оно опровергается его собственными признательными показаниями от Дата
Суд отдал предпочтение указанным показаниям подсудимого, считая, что они являются достоверными, поскольку он был допрошен на следующий день после происшествия, когда еще не успел придумать защитительную версию; допрошен подсудимый был в соответствии с требованиями УПК РФ, в присутствии защитника, в последующем необоснованно изменил свои показания; эти показания соответствуют его явке с повинной, которую он написал собственноручно на следующий день после происшествия. В явке также нет ни слова о том, что ему (подсудимому) угрожала какая-то опасность.
Показания потерпевшего в части, из которой следует, что Лавров А. нанес ему удары ножом, защищаясь от него, поскольку он его душил, суд отвергает, полагая, что они продиктованы его желанием помочь брату-подсудимому избежать уголовной ответственности, что явно следует из его поведения в судебном заседании. О том, что показания потерпевшего не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, свидетельствует и то, что на предварительном следствии он давал несколько иные показания, в частности, говорил, что он лишь придавил Лаврова А., а не душил его.
Оснований считать, что Лавров А. находился в состоянии необходимой обороны, суд не усматривает, поскольку у него с потерпевшим была обоюдная драка, потерпевший был не вооружен, физически они развиты примерно одинаково.
Суд считает, что действия Лаврова А.Ю. следует квалифицировать по ч.1 ст.111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, поскольку, нанося удары ножом в область расположения жизненно-важных органов – грудь и живот, он не мог не сознавать опасный характер своих действий и не предвидеть последствие в виде проникающих ранений.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого: он не судим, занимается общественно-полезной деятельностью, характеризуется положительно, однако преступление совершил в состоянии алкогольного опьянения. Также суд принимает во внимание мнение потерпевшего, который просил не наказывать Лаврова А.Ю..
Смягчающими обстоятельствами являются: наличие двух малолетних детей, явка с повинной.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, суд не установил.
Учитывая указанные смягчающие обстоятельства, характеризующие данные, то, что подсудимый и потерпевший – родные братья, они помирились, изоляция подсудимого негативно отразится на внутрисемейных отношениях, суд считает, что исправление Лаврова А.Ю. возможно без реального отбытия наказания, поэтому следует применить к нему условное осуждение в соответствии со ст. 73 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 309 УПК РФ, суд
П р и г о в о р и л:
ЛАВРОВА А.Ю. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 111 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы на срок в 3 (три) года.
На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком в 2 года, обязав Лаврова А.Ю. уведомлять орган, ведающий исполнением приговора, об изменении постоянного места жительства.
Меру пресечения в отношении Лаврова А.Ю. оставить прежнюю – подписку о невыезде.
Вещественные доказательства: нож, футболку уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения.
Председательствующий:/подпись/