Приговор от 02.02.2012г., Статья 105, Часть 1 УК РФ.



Дело №1-108/2012 г.

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2012 г г. Искитим

Федеральный суд общей юрисдикции Искитимского района Новосибирской обл. в составе председательствующего судьи Гайвоненко Н.П.,

С участием государственного обвинителя – помощника прокурора Кунгурцевой Я.А..

Защитника – адвоката Шипилина И.Н., представившего ордер Номер от Дата,

Подсудимой Морозовой Г.А.,

Представителя потерпевшего М.А.,

При секретарях Туркевич А.Н., Грушиной Л.В.,

Рассмотрев уголовное дело по обвинению МОРОЗОВОЙ Г.А., Дата года рождения, уроженки <Адрес>, ... проживавшей по адресу: <Адрес>, ..., ранее не судимой,

в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст.105 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Морозова Г.А. совершила убийство М.А. при следующих обстоятельствах.

Дата около 20 часов в <Адрес> по п<Адрес> в р.<Адрес> между Морозовой Г.А. и М.А., находившимися в состоянии алкогольного опьянения, произошла ссора, в ходе которой М.А. нанес Морозовой Г.А. побои. В результате у Морозовой Г.А. на почве личных неприязненных отношений возник преступный умысел на причинение М.А. смерти.

Реализуя свой преступный умысел, осознавая, что совершает деяние, опасное для жизни потерпевшего, предвидя причинение М.А. смерти и желая этого, Морозова Г.А. взяла нож, подошла к сидящему за столом в кухне М.А. и нанесла ему удар клинком ножа в левую часть груди, то есть в область расположения жизненно-важного органа – сердца потерпевшего.

В результате указанных преступных действий Морозовой Г.А потерпевшему было причинено телесное повреждение, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни, в виде колото-резаного проникающего ранения передней стенки грудной клетки слева с повреждением сердечной сорочки, ранением передней стенки левого желудочка сердца, проникающим в полость желудочка, с кровоизлияниями в края раны и по ходу раневого канала, наличие крови в левой плевральной полости (1700 мл), наличие крови в сердечной сорочки (80 мл).

От обильной кровопотери, развившейся в результате указанного проникающего колото-резаного ранения передней стенки грудной клетки слева с повреждением сердечной сорочки, ранением передней стенки левого желудочка сердца, проникающим в полость желудочка, с кровоизлияниями в края раны и по ходу раневого канала, сопровождающегося наружным и внутренним кровотечением, причиненного Морозовой Г.А.., М.А. скончался на месте происшествия.

Подсудимая Морозова вину признала частично, в судебном заседании показала, что М.А. ее ревновал, из-за этого устраивал ссоры, бил ее. Вечером Дата они поссорились, и утром Дата она увезла вещи М.А. к его матери. Днем М.А. пришел к ней домой, он был пьяный, стал ее оскорблять, толкать, бил ладонью по лицу, и ее мать вызвала полицию. М.А. увезли в отдел. Вечером М.А. снова пришел к ее дому, она вышла к нему, возле подъезда он ее стал бить. Она зашла домой, он – за ней. В квартире он продолжал ее оскорблять, бить. Она пошла от него в кухню, села возле стола, закурила. М.А. подошел к ней и стал ее бить кулаком по лицу. Ее мать оттащила его. Он сел на другой стул, примерно в двух метрах от нее, продолжал оскорблять ее, унижал ее человеческое достоинство, говорил, что она - не жилец, что ей придется общаться с покойниками, при этом лицо у него было злое. Она испугалась, так как он слов на ветер не бросает, и схватила со стола нож. Как нанесла ему удар, не помнит. Помнит, что замахнулась на него ножом. В это время ее мать закричала, и она увидела на рубашке М.А. кровь. Она бросила нож. М.А. стал оседать на стуле, уронил голову на грудь. Она сразу побежала вызывать «скорую помощь».

Однако вина подсудимой нашла подтверждение исследованными судом доказательствами.

Так, из показаний Морозовой на предварительном следствии (л.д.47) следует, что вечером Дата после того, как ее мать оттащила М.А. от нее, он сел на табурет в двух метрах от нее, и продолжал ее оскорблять. Тогда она взяла со стола нож и сказала М.А., что сейчас зарежет его. Он засмеялся, сказал: «Режь!», и снова стал ее оскорблять. Она разозлилась на него за то, что он ее избил и унижал, поэтому решила его успокоить. Она подошла к нему и с размаха ударила его ножом в область груди, где находится сердце. Удар получился сильным, она этого не ожидала. М.А. сполз с табурета на пол, с груди у него потекла кровь. Нож она положила на стол.

Мать потерпевшего М.А. показала, что утром Дата Морозова принесла к ней вещи ее сына М.А., сказала, что он ее ревнует, бьет, и она не хочет с ним больше жить. Днем сын приехал к ней, позвонил М.А., хотел с ней помириться. Потом Морозова пришла к ним, и около 15-16 часов сын вместе с ней ушел. Вечером ей кто-то позвонил и сообщил, что Морозова зарезала ее сына. Она прибежала в квартиру Морозовой, сын лежал на кухне, истекал кровью. Когда приехала «скорая помощь», он уже умер.

Из показаний свидетеля Я.Л. на предварительном следствии (л.д.85-87) следует, что ее дочь Морозова Г. проживала с М.А. с Дата г., за время совместного проживания М.А. неоднократно избивал ее дочь из-за ревности. Вечером Дата между Морозовой и М.А. произошла ссора, потом они подрались, и Морозова решила разойтись с ним. Утром она унесла вещи М.А. к его матери. Около 18 часов М.А. пришел к ним, пьяный, стал ругаться на Морозову, но не трогал ее. Вызвали полицию, и его увезли в отдел. Позже М.А. позвонил, и М.А. пошла к нему. Вернулась она около 20 часов, была пьяная. Через 10-15 минут пришел М.А.. Он сразу же стал оскорблять Морозову нецензурными словами. Морозова ушла на кухню, села и стала курить. М.А. подошел к ней и стал бить ее кулаками по лицу. Она (Я.Л.) оттащила его от дочери. М.А. сел на табурет примерно в двух метрах от Морозовой. Минуты через две после этого Морозова встала, взяла со стола нож и сказала, чтобы М.А. перестал ее оскорблять, иначе она его зарежет. М.А. отреагировал усмешкой и, не поднимаясь с табурета, продолжал оскорблять Морозову всякими нецензурными словами. Морозова подошла к нему и с размаха нанесла ему удар ножом в левую часть груди. М.А. упал с табурета, из груди у него пошла кровь. Морозова бросила нож, а она (Я.Л.) положила его на стол.

В судебном заседании Я.Л. частично изменила свои показания, пояснила, что она не видела, как Морозова взяла нож и как она нанесла удар М.А.. Морозова просто прошла мимо него, после этого она (Я.Л.) увидела на полу рядом с М.А. нож, а у него на груди - кровь. Также Я.Л. показала, что она не слышала, чтобы Морозова что-то говорила М.А., хотя допускает, что просто не услышала слова Морозовой, так как плохо слышит и была без слухового аппарата.

Свидетель А.В. показала, что вечером Дата она в окно своей квартиры увидела возле подъезда полицию и машину «скорой помощи». Она вышла на лестничную площадку и увидела Я.Л., которая сказала ей, что Г. (т.е. Морозова) зарезала М.А.. В тот вечер перед приездом полиции она (А.В.) слышала через стенку, как М.А. в своей квартире кричала: «Я тебя зарежу!». До этого дня Морозова ей постоянно жаловалась, что М.А. ее обижает.

Вина Морозовой также подтверждается:

-протоколом осмотра места происшествия от Дата (л.д.3-11), согласно которому на полу в кухне <Адрес> обнаружен труп М.А. с линейной раной в левой части грудной клетки. Со стола в кухне изъят нож со следами вещества бурого цвета;

-протоколом явки с повинной (л.д.24), из которой следует, что Морозова Г.А. призналась в том, что М.А. ударил ее три раза кулаком по лицу, мать его оттащила. Он сел на табурет. Она взяла со стола нож и сказала, что зарежет его. М.А. не поверил и продолжал ее оскорблять. Тогда она подошла к нему и ударила ножом в левую часть груди в область сердца;

-заключением эксперта Номер от Дата (л.д.34-37), согласно которому у М.А. было обнаружено телесное повреждение, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни, в виде колото-резаного проникающего ранения передней стенки грудной клетки слева с повреждением сердечной сорочки, ранением передней стенки левого желудочка сердца, проникающим в полость желудочка, с кровоизлияниями в края раны и по ходу раневого канала, наличие крови в левой плевральной полости (1700 мл), наличие крови в сердечной сорочки (80м). Смерть М.А. наступила от указанных преступных действий Морозовой Г.А. на месте происшествия от обильной кровопотери, развившейся в результате проникающего колото-резаного ранения передней стенки грудной клетки слева с повреждением сердечной сорочки, ранением передней стенки левого желудочка сердца, проникающим в полость желудочка, с кровоизлияниями в края раны и по ходу раневого канала, сопровождающегося наружным и внутренним кровотечением.

-заключением эксперта Номер от Дата (л.д.74-76), согласно которому в смывах с рук Морозовой Г.А. и на клинке ножа обнаружена кровь человека, происхождение которой не исключается от потерпевшего М.А.;

-протоколом выемки от Дата (л.д.97-98), согласно которому была изъята футболка М.А. с повреждением;

-заключением криминалистической экспертизы Номер от Дата (л.д.104-107), согласно которому повреждение ткани на футболке М.А. образовано в результате воздействия на ткань предмета типа ножа с шириной клинка на уровне погружения не более 17 м., к числе которых относится и нож, изъятый при осмотре места происшествия;

-заключением судебно-психиатрической экспертизы от Дата (л.д.81-83), согласно которому Морозова Г.А. хроническим расстройством не страдала и не страдает. В период совершения правонарушения Морозова Г.А. могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В период совершения правонарушения Морозова Г.А. находилась в состоянии простого алкогольного опьянения. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. В момент совершения правонарушения Морозова Г.А. не находилась в состоянии аффекта.

Также судом было исследовано заключение судебно-медицинского эксперта (л.д.41), из которого следует, что у Морозовой Г.А. обнаружены телесные повреждения в виде множественных кровоподтеков, ссадин, которые расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека, могли быть причинены Дата

Проанализировав указанные доказательства, суд пришел к выводу, что в своей совокупности они уличают Морозову в совершении инкриминируемого ей преступления.

Отрицание подсудимой своей вины суд расценивает как способ избежать уголовной ответственности. Вина Морозовой подтверждается ее собственными признательными показаниями на предварительном следствии, ее явкой с повинной, показаниями свидетелей Я.Л. (на предварительном следствии) и А.В.

Суд отдает предпочтение показаниям Морозовой на предварительном следствии, поскольку она была допрошена в соответствии с требованиями УПК РФ, в присутствии адвоката, показания давала добровольно, без какого-либо принуждения, удостоверила их правильность своей подписью. Эти показания согласуются с показаниями свидетеля Я.Л. на предварительном следствии и свидетеля А.В. (о том, что Морозова кричала: «Я тебя зарежу!», а также с заключением судебно-медицинского эксперта. Поэтому утверждение подсудимой о том, что ее показания неверно записаны, и что она подписала протокол допроса, не читая его, суд находит надуманным.

Показания свидетеля Я.Л. в судебном заседании (в изложенной части) суд отвергает, полагая, что они вызваны ее желанием облегчить ответственность подсудимой, которая приходится ей дочерью.

То обстоятельство, что Я.Л. не слышала, как Морозова перед нанесением М.А. удара ножом грозила его зарезать, объясняется тем, что у нее плохой слух, она пользуется слуховым аппаратом, который на тот момент был сломан, что следует из показаний самой Я.Л.

Показания Морозовой в судебном заседании о том, что она нанесла М.А. удар ножом, потому что испугалась, суд считает несостоятельными, поэтому отвергает их, исходя из следующего. Как следует из ее показаний на предварительном следствии и показаний Я.Л. на предварительном следствии, потерпевший во время нанесения ему удара сидел на табурете, никаких активных действий в отношении Морозовой не предпринимал, даже не вставал с места и не пытался к ней приблизиться На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

МОРОЗОВУ Г.А. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 8 (восемь) лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислять с Дата.

Меру пресечения в отношении Морозовой Г.А. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю – содержание под стражей в СИЗО <Адрес>

Вещественные доказательства: нож, образцы крови, желчи, слюны, смывы с рук, срезы ногтевых пластин, кофту, брюки, футболку, уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, осужденной – со дня вручения копии приговора. В случае подачи жалобы осужденная вправе течение 10 суток со дня вручения копии приговора ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции. В случае принесения кассационного представления или жалобы осужденная вправе заявить такое ходатайство в течение 10 суток со дня вручения копии представления или жалобы.

Председательствующий: /подпись/

. При таких обстоятельствах у Морозовой не было оснований опасаться за свою жизнь и здоровье.

Таким образом, оценив доказательства, суд считает, что вина Морозовой в убийстве Мозгового нашла подтверждение.

Действия Морозовой Г.А. следует квалифицировать по ч. 1 ст.105 УК РФ – убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Об умысле подсудимой на убийство свидетельствует высказанное Морозовой перед нанесением удара намерение зарезать Мозгового; выбранное ею орудие преступления – нож; нанесение ножом удара в левую часть груди потерпевшего, то есть область расположения жизненно-важного органа – сердца.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимой: она не судима, характеризуется удовлетворительно, однако преступление совершила в состоянии алкогольного опьянения.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, являются: ее явка с повинной, аморальное, противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом к совершению данного преступления.

Отягчающих обстоятельств суд не установил.

Учитывая указанные обстоятельства, тяжесть совершенного преступления, суд считает, что Морозовой следует назначить реальное наказание в виде лишения свободы без дополнительного наказания.