Дело № 2-2310
Поступило Дата
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 декабря 2011 г. гор. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Л.А. Грибановой
при секретаре И.В.Кулебакиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаталовой Г.А. к Отделу пособий и социальных выплат Искитимского района НСО о пересчете стоимости квартирной платы и коммунальных услуг
У с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику об обязании в пределах срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, произвести перерасчет и доначисление в ее пользу денежных сумм в качестве 50-ти процентной компенсации (льготы) стоимости коммунальных услуг исходя из 44,1 метров полезной площади жилого помещения, расположенного по адресу<Адрес>, обязании производить начисление в ее пользу денежных сумм в качестве 50-ти процентной компенсации (льготы) за коммунальные услуги, за пользование жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес>, пожизненно и взыскании в ее пользу недоплаты в размере 4859.89 руб. В обоснование своих требований указывает, что она является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой Номер и проживает по адресу: <Адрес>, в доме, который передан в оперативное управление Муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания Евсинского сельского совета». Указанная квартира расположена в многоэтажном доме, оборудованном водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ванной, горячим водоснабжением (справка Администрации Евсинского сельского совета Искитимского района Новосибирской области Номер от Дата). Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50-ти процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы. Льгота предоставляется вне зависимости от занимаемой инвалидом жилой площади и вне зависимости от количества затраченных коммунальных услуг. Указанный вывод подтвержден вступившим в законную силу Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от Дата, Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда по делу Номер.При решении вопроса о порядке применения льготы должен применяться специальный закон, регулирующий порядок предоставления льгот инвалидам. Таким законом является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нарушение указанного, отделом пособий и социальных выплат Искитимского района Новосибирской области ей предоставлялась скидка в размере 50-ти процентов стоимости коммунальных услуг из расчета регионального стандарта, принятого с Дата, из социальной нормы 33 квадратных метра на одного (одинокого) человека, в то время как ее площадь составляет 44,1 квадратных метра. Считает, что нарушены ее законные права, установленные Федеральным Законом РФ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации», а именно ей предоставляется 50-ти процентной скидка (льготы) на коммунальные услуги из расчета 33 квадратных метра площади, вместо 44,1 квадратных метра. С целью урегулирования спорной ситуации она обращалась как в отдел пособий и социальных выплат Искитимского района НСО, так и в межрайонную прокуратуру Искитимского района НСО. Из ответа прокуратуры следует, что выявлены нарушения, будет подготовлен соответствующий иск в Новосибирский областной суд. До настоящего времени никаких действенных мер, направленных на защиту ее нарушенного права, не принято. Поэтому она обратилась в суд.
В судебном заседание истица исковые требования поддержала, подтвердила изложенное в заявление и уточнила, что перерасчет необходимо произвести ответчику за период с Дата по Дата Пояснила, что ей предоставляются меры социальной поддержки только на коммунальные услуги, а на текущее содержание жилья (ТСЖ) не предоставляются, она оплачивает за воду, отопление, канализацию 50 %, а ТСЖ полностью, но считает, что льгота ей должна быть предоставлена и по оплате ТСЖ. В отношении ее должен применяться Федеральный Закон №181. Подтверждает, что у нее квартира находится в собственности Дата, с Дата изменился порядок предоставления льгот, поэтому все вопросы она решала с ответчиком.
Представитель ответчика Колкунова И.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление. Пояснила, что в настоящее время действует Постановление Номер от Дата «Об установлении региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в НСО». Истице оплачиваются коммунальные услуги из расчета 50 % исходя из региональных стандартов, в настоящее время истца имеет право и ей предоставляется 50% скидка по оплате коммунальных услуг, а по квартплате (ТСЖ) не предоставляется т.к. квартира находится в частной собственности. Они предоставляют истице денежную выплату на оплату жилищно- коммунальных услуг, при этом учитывают региональный стандарт, т. е, стоимость Жилищно-коммунальных услуг на одного человека. В месяц по Евсинскому Муниципальному образованию, сумма для одиноко проживающих граждан составляет 2329, 02 руб. (региональный стандарт Номер стоимости жку на одного человека в месяц по Муниципальным Образованиям в НСО). От этой суммы берут 50% и полученную сумму выплачивают истице с Дата., когда человек оплачивает услуги и видит, что сумма расходов больше суммы выплачиваемой ими, гражданин вправе обратиться к ним с документами по оплате, и они производят перерасчет и если размер мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в натуральном виде, выраженный в денежном эквиваленте, превышает размер денежной выплаты, то производится компенсационная доплата. Учитывая, что истица имеет квартиру в собственности, то ей не предоставляется 50% льгота по оплате текущего содержания жилья.
Представитель третьего лица МУП «Управляющая компания Евсинского сельсовета» в судебное заседание не явился, директор И.С. представил заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя, мнение по иску не выразил.
Выслушав стороны, представителя истицы, изучив и оценив представленные доказательства по делу, суд находит, что требования истицы не подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается документально истица является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена бессрочно, (л.д 17). Она проживает в <Адрес>, приобретенной ею в собственность на основании договора купли-продажи от Дата (л.д.35).
Согласно ст. 17 Федерального Закона РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации» «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно Закону НСО №387-ОЗ от 29.09.2009г. «О порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории НСО» следует, что «Действие настоящего Закона, в целях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, распространяется на категории граждан, проживающих на территории Новосибирской области, меры социальной поддержки которым установлены:
1) Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
2) Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
3) Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Из о ст. 2 вышеуказанного закона следует, что
1. Предоставление денежных выплат осуществляется ежемесячно территориальными органами областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина, по его выбору, до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
2. Для граждан, впервые получающих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление денежной выплаты носит заявительный характер.
3. Размер денежной выплаты определяется исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 1 настоящего Закона.
4. При наличии у гражданина права на получение денежной выплаты по разным основаниям, денежная выплата предоставляется по одному основанию по выбору гражданина в соответствии с его письменным заявлением.
5. При совместном проживании двух и более граждан, имеющих право на получение денежной выплаты, денежная выплата предоставляется каждому из них.
6. Денежная выплата производится гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
7. Граждане, получающие денежную выплату, обязаны извещать орган, назначивший денежную выплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров денежной выплаты (изменение численности граждан, проживающих в жилом помещении, изменение состава семьи гражданина, смена места жительства гражданина), или утрате права на ее получение в течение месяца с момента их наступления.
8. Порядок назначения и организации денежных выплат устанавливается Правительством Новосибирской области.
Согласно ст.3 закона он вступает в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии с требованием вышеуказанного закона Администрацией НСО принято Постановление Номер от Дата «Об утверждении порядка назначения и организации денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области» из ст.1 вышеуказанного Порядка следует, что «Порядок назначения и организации денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области, разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 29.09.2009 N 387-ОЗ "О порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" для определения механизма назначения и организации денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области.
2. Гражданам, получившим право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до Дата, предоставление денежных выплат производится территориальными органами департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области - отделами пособий и социальных выплат (далее - отделы пособий и социальных выплат) на основании данных территориального регистра отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствие с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
3. Гражданам, впервые получившим право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с Дата, денежные выплаты предоставляются отделами пособий и социальных выплат по месту жительства с момента обращения с заявлением о назначении денежной выплаты. К заявлению прилагаются:
а) документы, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (удостоверение, свидетельство, справка);
б) документ, удостоверяющий личность;
в) документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, судебное решение);
г) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства (по месту пребывания).
(в ред. постановления администрации Новосибирской области от Дата N 111-па)
3.1. Размер денежной выплаты определяется исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области. При этом в случае проживания граждан, получивших право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в индивидуальных домах, уровень благоустройства которых соответствует уровню благоустройства многоквартирных домов в соответствующем муниципальном образовании, применяется региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленный по соответствующему муниципальному образованию для многоквартирных домов.
4. Отдел пособий и социальных выплат принимает решение о назначении денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении и направляет соответствующее решение заявителю в пятнадцатидневный срок с момента обращения».
Согласно п.12 данного Порядка «Категории граждан, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 1 - 7 статьи 1 Закона Новосибирской области от 29.09.2009 N 387-ОЗ "О порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области", имеют право на предоставление компенсационной доплаты в случае, если размер мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в натуральном виде, выраженный в денежном эквиваленте (далее - размер мер социальной поддержки), превышает размер денежной выплаты.
13. Для получения компенсационной доплаты гражданин обращается в отдел пособий и социальных выплат с заявлением. К заявлению прилагаются справки о размере мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в натуральном виде.
14. Компенсационная доплата назначается с момента обращения гражданина с заявлением.
15. Отделом пособий и социальных выплат принимается решение о назначении компенсационной доплаты и ее размере и письменно уведомляется заявитель в семидневный срок с момента обращения.
16. Размер компенсационной доплаты определятся как разница между размером мер социальной поддержки и размером денежной выплаты.
17. Компенсационная доплата осуществляется ежемесячно отделом пособий и социальных выплат через кредитные учреждения или через организации федеральной почтовой связи, указанные заявителем в заявлении на предоставление компенсационной доплаты»
Губернатором НСО было вынесено Постановление Дата. Номер «Об установлении региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Новосибирской области на 2011г.» и установлены 3 стандарта:
1) региональный стандарт нормативной площади жилого помещения:
18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
42 кв. метра общей площади жилого помещения на семью, состоящую из двух человек;
33 кв. метра общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан;
2) региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - дифференцированно, в зависимости от размера совокупного семейного дохода:
16% при уровне доходов на одного члена семьи до 2 прожиточных минимумов;
22% при уровне доходов на одного члена семьи свыше 2 прожиточных минимумов;
3) региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц по муниципальным образованиям Новосибирской области - в размерах согласно приложению.
Учитывая, что истица проживает на территории МО Евсинский сельский совет, то в отношении ее применяется региональный стандарт Номер- стоимость жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц составляет 2329.02., но учитывая, что истица инвалид и имеет право на скидку не ниже 50% процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда) то 50% от указанной суммы составляет сумма 1164.51 руб. Указанную сумму и выплачивает ответчик истице как инвалиду 2 группы с Дата, а в Дата. эта сумма составляла 1023.86 руб.(50% от 2047.71) (л.д. 37-38)
Как следует из материалов дела, квартира, в которой она проживает, является ее собственностью, поскольку приобретена ею по договору купли-продажи от Дата
Доводы истицы о том, что ее квартира относится к муниципальному фонду, суд считает не обоснованными, поскольку как поясняла истица и это подтверждается материалами дела, <Адрес> приобретена в собственность Шаталовой Г.А. на основании договора купли-продажи от Дата
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Исходя из вышеизложенного, ответчик обоснованно компенсировал и компенсирует истице лишь расходы на коммунальные услуги, а расходы на текущее содержание жилья не компенсировал.
Рассмотрим на примере: в материалах дела имеется квитанция по оплате услуг за Дата.
Исходя из сведений, содержащихся в квитанции, истица проживает одна, в квартире площадью 44.1 кв. м, и несет следующие расходы: (л.д.34)
за отопление-1218.48руб, за воду горячую-268.54 руб, за воду холодную -95.76руб, за канализацию 200.15 руб., текущее содержание жилья (ТСЖ) -517.73руб., всего начислено 2300.55 руб, без расходов за свет. Оплачено истицей 2300 руб.
Исходя из вышеизложенного коммунальные услуги составляют (1218.48руб+268.54 руб+95.76руб +200.15 руб= 1782.93 руб, 50% от данной суммы составляет 891.47руб, без расходов за свет. Ответчик перечислял истице с января по апрель 2010г. по 1023.86руб., а начиная с апреля 2010г. по 1024.58 руб., в связи с тем, что истица представила ответчику расходы по электроэнергии (266.20руб. 50%- это 133.10руб), таким образом, фактические расходы истицы за январь 2010г. составили 1024.58руб. (891.47 руб.+133.10руб)
Поэтому ей была предоставлена компенсационная доплата в сумме 0.72 руб. т. е 1024.58руб.- 1023.86 руб=0.72руб. и ответчик перечислял ей до Дата по 1024.58 руб. (л.д.10-11, 37-38).
Рассмотрим на примере: в материалах дела имеется квитанция по оплате услуг за март 2011г. (л.д. 33)
Исходя из квитанции, коммунальные услуги составляют (1351.22руб+341.95 руб+113.61руб +208.39 руб= 2015.17руб, 50% от данной суммы составляет 1007.59руб, без расходов за свет. Ответчик перечисляет истице, начиная с Дата по 1164.51 руб. Истица в июне 2011г. обратилась к ответчику за компенсационной доплатой, но получила отказ, поскольку размер ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг предоставляемой ей в настоящее время, превышает размер мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. (л.д.30-31).
Таким образом, с учетом вышеизложенного оснований для перерасчета и доначисления истице денежных сумм в качестве 50-ти процентной компенсации (льготы) стоимости коммунальных услуг исходя из 44,1 метров полезной площади жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, обязании производить начисление в ее пользу денежных сумм в качестве 50-ти процентной компенсации (льготы) за коммунальные услуги за пользованиеи жилым помещением, расположенным по вышеуказанному адресу пожизненно и взыскание в ее пользу недоплаты в размере 4859.89 руб. перерасчета у суда не имеется.
Доводы истицы о том, что ей должна предоставляться льгота в виде оплаты 50% от всей занимаемой ею площади 44.1 кв.м, а не из расчета 33 кв.м не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку исходя из ст. 17 Федерального Закона РФ №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации» «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Шаталовой Г.А. в удовлетворении исковых требований к Отделу пособий и социальных выплат Искитимского района НСО о пересчете стоимости квартирной платы и коммунальных услуг отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Грибанова