Дело № 2-403/2012
Поступило. Дата
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2012 года г. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
С участием прокурора Кузнецова А.Ю.
При секретаре Кудриной Ю.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Совхозного сельсовета Искитимского района, МУП «ЖКХ «Лебедевское» о признании незаконными бездействий администрации Совхозного сельсовета Искитимского района, МУП «ЖКХ «Лебедевское», возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Искитимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Совхозного сельсовета Искитимского района, МУП «ЖКХ «Лебедевское» о признании незаконными бездействий администрации Совхозного сельсовета Искитимского района, МУП «ЖКХ «Лебедевское», выразившиеся в непринятии мер по осуществлению завоза твердого топлива, а также обеспечению котельных муниципального образования Совхозного сельсовета нормативным запасом твердого топлива (угля) на срок не менее 45 суток, просит возложить обязанности на администрацию муниципального образования Совхозного сельсовета, МУП «ЖКХ «Лебедевское» осуществить завоз твердого топлива в соответствии с нормативным запасом твердого топлива, в расчете на срок не менее 45 суток, установить срок для совершения вышеуказанных действий в один месяц, мотивируя тем, что Искитимской межрайонной прокуратурой произведена проверка прохождения отопительного сезона 2011-2012 муниципальными образованиями Искитимского района, в том числе Совхозного сельсовета, проведенной проверкой установлено, что по состоянию на Дата в котельной муниципального образования Совхозного сельсовета остаток твердого топлива (угля) на складе 30 тонн, что составляет 1,1 % от необходимого количества на отопительный сезон 2011/2012 гг., количества которого достаточно на 3 суток теплоснабжения.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.1 ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 2.6 Правил № 170 определен порядок подготовки жилищного фонда к сезонной эксплуатации. Согласно абз. 4 пункта 2.6.10 Правил № 170 установлено, что готовность жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
В соответствии с подпунктом 2.6.13 Правил № 170, в летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.
В соответствии с п. 39 Приказа Минэнерго РФ от Дата Номер «Об организации в Министерстве Энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», для расчета нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которые составляют по твердому топливу – 45 суток.
Для оказания жилищно-коммунальных услуг населению постановлением главы Совхозного сельсовета от Дата Номер создано МУП «ЖКХ «Лебедевское», которое обслуживает четыре населенных пункта: <Адрес>, путем предоставления коммунальных услуг в виде теплоснабжения, водоснабжения, вывоза твердых и жидких бытовых отходов. Для осуществления основных видов деятельности в хозяйственное ведение предприятия главой Совхозного сельсовета переданы 2 котельные – п. Лебедевка, пер Котельный (постановлением главы Совхозного сельсовета от Дата Номер); п. Маяк (распоряжением главы Совхозного сельсовета от Дата Номер).
Согласно информации, предоставленной МУП «ЖКХ «Лебедевское» Совхозного сельсовета «о запасах топлива на отопительный сезон Дата гг. на коммунально-бытовые нужды по МУП «ЖКХ «Лебедевское» Совхозного сельсовета на Дата» потребность в твердом топливе (угле) Совхозного сельсовета на отопительный сезон Дата гг. составляет 2697 тонн.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что недостаток топлива может повлечь срыв отопительного сезона, что непосредственно нарушает права граждан на охрану здоровья, благоприятные условия проживания, создает опасность для их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заместителем Искитимского межрайонного прокурора Кузнецовым А.Ю., заявленные исковые требования к ответчикам поддержаны.
Представитель ответчика администрации Совхозного сельсовета Искитимского района – Заковряшин А.Н., действующий на основании доверенности от Дата, сроком до Дата заявленные исковые требования не признал, в возражении пояснил, что они не бездействовали, ими были предприняты все возможные попытки для разрешения данного вопроса. Выход из сложившейся ситуации они видят в строительстве котельной на газе, которая должна была быть сдана в конце Дата в эксплуатацию, проводятся пуско-наладочные работы, котельная в Лебедевке переведена на газ, осталась котельная на твердом топливе в <Адрес>. При включении в эксплуатацию котельной на газе, снимется 95% проблемы. В настоящее время имеющиеся свободные денежные средства они перенесли на нужды отопления. Кроме того у них нет свободного имущества, оно передано в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ «Лебедевское», кредитов муниципальному образованию не дают, так как нет имущества, которое возможно представить в залог. Их муниципальное образование является дотационным. Уголь, который им предоставила область, Искитимский район перераспределил и вместо 200 тонн угля, им дали только 100 тонн.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ «Лебедевское» - директор К.О.заявленные исковые требования не признал, в возражении пояснил, что с их стороны и администрации Совхозного сельсовета Искитимского района бездействия не было. Считает, что данная ситуация искусственно создана, департаментом по тарифам нарушается действующее законодательство, занижены тарифы, в результате чего они, как конечные потребители услуг вынуждены залезать в долги для того, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Они имеют уже 3 млн. рублей задолженности перед поставщиками. До прошлого года разницу между датированными затратами и фактическими в 2 млн. рублей покрыла НСО, но за Дата года субъект РФ отказался покрывать расходы, в результате чего образовалась задолженность. Он обращался во всевозможные инстанции, начиная с главы администрации Совхозного сельского совета Искитимского района НСО до губернатора НСО, направлял во все органы власти письма начиная с февраля 2011 года, то есть еще с прошлого отопительного сезона, потому что знал, что ситуация не только не разрешается, но еще более усугубляется. В письмах он предлагал варианты рационального использования ресурсов, то есть не бездействовал. На все его обращения, ответа так и не последовало. Им была инициирована прокурорская проверка для того, чтобы подтвердить, что с его стороны были сделаны все возможные действия для урегулирования данного вопроса. В результате проверки было выявлено превышение фактических затрат над датированными. На представление им направлен ответ с разъяснениями на 80 листах (35 листов из которых составляет переписка с различными органами с Дата.). Он писал на имя губернатора письмо по вопросу фактических затрат на топливо, но ответа до сих пор так и не последовало. В 2010–2011 г.г. долг составлял 2,5 млн. рублей, за Дата г.г. долг составил 3 млн. рублей. Цены на уголь выросли с 1,7 тыс. рублей за тонну, до 2,5 тыс. рублей за тонну. Была договоренность о дотации в сумме 2 млн. рублей, в результате до них дошло только 500 тыс. рублей. Дотации идут через Администрацию Искитимского района НСО, где они перераспределяются. Вместо 200 тонн угля, до нас дошло только 100 тонн угля. Им ежемесячно предоставлялась информация по количеству топлива, где он указывал, что у них нулевые запасы, однако администрация Искитимского района рапортовала в область, что у них имеется запас топлива на 400 тонн угля. Он также направлял письмо, что не будет представлять информацию до тех пор, пока документы в вышестоящих органах не будут приведены в должное состояние. Считает, что ими были предприняты все возможные действия, но на их действия никто не реагирует. Кроме того бюджетные организации и население им должны 128 тыс. рублей. У них в районе есть 4 поставщика, с которыми они ведут отношения. Так как они не рассчитались с поставщиками, они представили им условие, что дадут уголь только после того, как они с ними насчитаются, отказываются предоставлять уголь в долг. За прошлый сезон долг возмещен за сезон Дата год. Заявление о компенсации мы направили на всех уровнях. У них работает новая котельная с начала октября Дата года. Ранее они стапливали 23-25 тонн угля, на сегодняшний день расход в сутки 10 тонн. Потребление угля по сравнению с прошлым годом они сократили в два раза. Услуги по поставке тепла они оказывают садику, школе, магазину, населению. Население выплачивает за услуги в районе 85 %. Они подавали иск к неплательщикам, дела рассмотрены, но исполнение решений до сих практически не осуществлено. На сегодняшний день заключенные договоры на поставку угля действуют до конца следующего года. Долг имеется, но с 2009 года, они пытаются разрешить этот вопрос. Им давали резервный уголь, но за него также нужно рассчитываться. Тарифы экономически не обоснованные – 1230 за 1 Гкалл. Департамент каждый год добавляет к тарифу предыдущего года 20%. Разницу они пытаются покрыть через дотации.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц: Администрации Искитимского района и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Возражений по иску не представили.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или угрозу для его нарушения. В данном случае со стороны ответчиков имеет место бездействие, создающее угрозу нарушения прав потребителей - неопределенного круга лиц.
Таким образом, отсутствие запасов топлива на отопительный сезон Дата гг. в котельной муниципального образования Совхозного сельсовета Искитимского района (остаток твердого топлива составлял на Дата 30 тонн), что может повлечь срыв отопительного сезона, что непосредственно нарушает права граждан на охрану здоровья, благоприятные условия проживания, создает опасность для их жизни и здоровья.
В силу норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от Дата организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения и исполнительным органам местного самоуправления, в данном случае администрации Совхозного сельсовета Искитимского района.
МУП «ЖКХ «Лебедевское» постановлением главы Совхозного сельсовета от Дата Номер было создано для оказания жилищно-коммунальных услуг населению, населенных пунктов: <Адрес> в виде теплоснабжения, водоснабжения, вывоза твердых и жидких бытовых отходов. Для осуществления основных видов деятельности в хозяйственное управление главой Совхозного сельсовета переданы 2 котельные – п. Лебедевка пер Котельный (постановлением главы Совхозного сельсовета от Дата Номер); п. Маяк (распоряжением главы Совхозного сельсовета от Дата Номер).
В силу п.5 ст. 2 ЖК РФ, органы местного самоуправления обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуг для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязанностей либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии со ст. 17.1 ФЗ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. Согласно ч.2,3 ст. 18 данного ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов( за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Согласно п.26 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от Дата Номер, данное министерство предоставляет субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в части снабжения населения топливом.
Представителем ответчика администрацией Совхозного сельсовета Искитимского района не представлено суду доказательств обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органа местного самоуправления по обеспечению населения муниципального образования Совхозного сельсовета топливом.
Таким образом, исковые требования истца должны быть удовлетворены за счет администрации Совхозного сельсовета Искитимского района.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при вынесении решения обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст. 45, 103ч1, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными бездействие администрации Совхозного сельсовета Искитимского района Новосибирской области в непринятии мер по осуществлению завоза твердого топлива, а также обеспечению котельных администрации Совхозного сельсовета нормативным запасом твердого топлива на срок не менее 45 суток.
Обязать администрацию Совхозного сельсовета Искитимского района Новосибирской области принять меры к осуществлению завоза твердого топлива в соответствии с нормативным запасом твердого топлива на срок не менее 45 суток в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Председательствующий - подпись Л.Г. Мишкова