Дело № 2-402/2012
Поступило. Дата
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2012 года г. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
С участием прокурора Кузнецова А.Ю.
При секретаре Кудриной Ю.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельсовета Искитимского района, МКП «ЖКХ «Энергия» о признании незаконными бездействий администрации Степного сельсовета Искитимского района, МКП «ЖКХ «Энергия», возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Искитимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельсовета Искитимского района, МКП «ЖКХ «Энергия» о признании незаконными бездействий администрации Степного сельсовета Искитимского района, МКП «ЖКХ «Энергия», выразившиеся в непринятии мер по осуществлению завоза твердого топлива, а также обеспечению котельной муниципального образования Степного сельсовета нормативным запасом твердого топлива (угля), на срок не менее 45 суток, просит возложить обязанности на администрацию муниципального образования Степного сельсовета, МКП «ЖКХ «Энергия» осуществить завоз твердого топлива в соответствии с нормативным запасом твердого топлива, в расчете на срок не менее 45 суток, установить срок для совершения вышеуказанных действий в один месяц, мотивируя тем, что Искитимской межрайонной прокуратурой проведена проверка прохождения отопительного сезона 2011-2012 муниципальным образованием Степного сельсовета Искитимского района, проведенной проверкой установлено, что по состоянию на Дата в котельной муниципального образования Степного сельсовета остаток твердого топлива (угля) на складе 165 тонн, что составляет 9,7 % от необходимого количества на отопительный сезон Дата гг., количества которого достаточно на 23 суток теплоснабжения.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязанностей либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от Дата года Номер определяю правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 2.6 Правил № 170 определен порядок подготовки жилищного фонда к сезонной эксплуатации. Согласно абз. 4 пункта 2.6.10 Правил № 170 установлено, что готовность жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
В соответствии с подпунктом 2.6.13 Правил № 170, в летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.
В соответствии с п. 39 Приказа Минэнерго РФ от Дата Номер «Об организации в Министерстве Энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», для расчета нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которые составляют по твердому топливу – 45 суток.
Для оказания жилищно-коммунальных услуг населению решением совета депутатов Степного сельсовета от Дата Номер создано МКП «ЖКХ Энергия», которое обслуживает п. Степной, путем предоставления коммунальных услуг в виде теплоснабжения, водоснабжения, вывоза твердых и жидких бытовых отходов. Для осуществления основных видов деятельности в оперативное управление главой Степного сельсовета передана котельная – п. Степного (постановлением главы Степного сельсовета от Дата Номер).
Согласно информации, «о запасах топлива на отопительный сезон Дата гг. на коммунально-бытовые нужды Искитимского района по состоянию на Дата» потребность в твердом топливе (угле) Степного сельсовета Искитимского района на отопительный сезон Номер гг. составляет 1700 тонн.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что недостаток топлива может повлечь срыв отопительного сезона, что непосредственно нарушает права граждан на охрану здоровья, благоприятные условия проживания, создает опасность для их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместителем Искитимского межрайонного прокурора Кузнецовым А.Ю., заявленные исковые требования к ответчикам поддержаны.
Представитель ответчика администрации Степного сельсовета Искитимского района – глава администрации Степного сельсовета Искитимского района Б.В. удостоверение Номер от Дата заявленные исковые требования не признал, в возражении пояснил, что они не бездействовали, ими перед отопительным сезоном была модернизирована котельная, поэтому имеется экономия по углю, кроме того они неоднократно обращались к главе администрации Искитимского района о выделении им 100 тонн резервного угля. С начала отопительного сезона произошло увеличение цены на твердое топливо, при оставшихся тарифах. У них дополнительных средств нет, поэтому они самостоятельно не могут себя отапливать. Они сделали все, что от них зависело, получили опережающие дотации с октября до декабря 2011 года. Дотации составили 75 %, своих средств на 25%. На сутки угля необходимо в среднем 6-8 тонн, в зависимости от температурного режима.
Представитель ответчика МКП «ЖКХ «Энергия» - директор Ш.С. заявленные исковые требования не признал, в возражении пояснил, что им не повысили тарифы, а цены на твердое топливо увеличились. Ими подготовлено письмо на имя Губернатора о дополнительных дотациях по отоплению. У них работает новая котельная, они пытаются работать на их угле, а не на привозном. Ранее они стапливали 23-25 тонн угля, на сегодняшний день расход в сутки 10 тонн. Они не бездействуют, а стараются рационально решать проблему отопления. Потребление угля по сравнению с прошлым годом они сократили в два раза. Услуги по поставке тепла они оказывают садику, школе, магазину, населению. Население выплачивает за услуги в районе 85 %. Они подавали иск к неплательщикам, дела рассмотрены, но исполнение решений до сих практически не осуществлено. На сегодняшний день запас угля составляет примерно 100 тонн. Заключенные договоры на поставку угля действуют до конца следующего года. Уголь им нужен антрацит, они настраиваются на работу на данном топливе. Использование данного угля им экономнее и выгоднее. Они делают все, чтобы была стабильность по отоплению. Котельную запустили в начале октября 2011 года. В администрацию Искитимского района они представляют информацию по отоплению по старым котлам в котельной. На сегодняшний день у них пока нет полной информации по новой котельной, но уже видно, что имеется экономия по топливу. Долг имеется, но с Дата, они пытаются разрешить этот вопрос. Им давали резервный уголь, но за него также нужно рассчитываться. Период поставки идет по оплате. Тарифы экономически не обоснованные – 1230 за 1 Гкалл. Департамент каждый год добавляет к тарифу предыдущего года 20%. Разницу они пытаются покрыть через дотации. Им дали опережающую дотацию на отопление школы, помогает Искитимский район. В летний период они не могут закупать топливо на будущий отопительный сезон.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу норм ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от Дата организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения и исполнительным органам местного самоуправления, в данном случае администрации Степного сельсовета Искитимского района.
МКП «ЖКХ «Энергия» решением совета депутатов Степного сельсовета от Дата Номер было создано для оказания жилищно-коммунальных услуг населению в виде теплоснабжения, водоснабжения, вывоза твердых и жидких бытовых отходов. Для осуществления основных видов деятельности в оперативное управление главой Степного сельсовета переданы котельная п.Степного (постановление главы Степного сельсовета от Дата Номер).
В силу п.5 ст. 2 ЖК РФ, органы местного самоуправления обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуг для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязанностей либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии со ст. 17.1 ФЗ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. Согласно ч.2,3 ст. 18 данного ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов( за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Согласно п.26 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 года № 144, данное министерство предоставляет субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в части снабжения населения топливом.
Представителем ответчика муниципального образования Степного сельсовета Искитимского района не представлено суду доказательств обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органа местного самоуправления по обеспечению населения муниципального образования Степного сельсовета топливом.
Таким образом, исковые требования истца должны быть удовлетворены за счет администрации муниципального образования Степного сельсовета Искитимского района.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при вынесении решения обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст. 45, 103ч1, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования Степного сельсовета Искитимского района Новосибирской области в непринятии мер по осуществлению завоза твердого топлива, а также обеспечению котельной муниципального образования Степного сельсовета нормативным запасом твердого топлива на срок не менее 45 суток.
Обязать администрацию муниципального образования Степного сельсовета Искитимского района осуществить завоз твердого топлива в соответствии с нормативным запасом твердого топлива на срок не менее 45 суток в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Председательствующий - Л.Г. Мишкова