Дело № 2- 688
Поступило Дата
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2011 г.г. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе
Председательствующего судьиГрибановой Л.А.
при секретареКулебакиной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО к Администрации <Адрес> о признании действий Администрации противоправными
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании его действий по поставке некачественной питьевой воды противоправными, обязании в срок до 01.01.2013 года прекратить действия по поставке питьевой воды не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», обязании довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации. В обоснование требований указывает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области - территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.№2300-1 государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №322 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Полномочия Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.09.2006 № 303.
Право на подачу иска в защиту прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области вытекает из ст.ст.17, 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области, выступив в защиту неопределенного круга потребителей, касается не только той части потребителей, которые получили коммунальные услуги <Адрес> сельского совета <Адрес> (далее - <Адрес> сельсовет), но и в отношении тех потребителей, которые намереваются приобрести коммунальные услуги в <Адрес> сельсовете.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области проанализировало обеспечение населения <Адрес>, <Адрес> питьевой водой стандартного качества. Сравнительный анализ данных лабораторных исследований показал не соответствие качества воды централизованной системы питьевого водоснабжения д. <Адрес>, обслуживаемой Администрацией <Адрес> сельсовета, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В <Адрес>, <Адрес> деятельность по водоснабжению населения питьевой водой осуществляет Администрация <Адрес> сельского совета <Адрес>.
Водоснабжение осуществляется из подземных источников водоснабжения. В <Адрес>, <Адрес> дополнительных источников питьевой воды стандартного качества нет.
По данным государственного лабораторного контроля (единый протокол лабораторных и инструментальных исследований и испытаний Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области в <Адрес>»№ Номер от Дата, протокол Номер от Дата, протокол Номер от Дата) качество питьевой воды, подаваемой Администрацией <Адрес> сельского совета д. <Адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по следующим показателям: органолептические показатели (мутность в д. <Адрес> - превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) от 5,9 раза до 9,5 раза; общая жесткость-превышение ПДК от 1,3 раза до 1,5 раза), по содержанию вредных химических веществ (неорганические вещества в д. <Адрес>: железо - превышение ПДК от 1,02 до 8,6 раза; марганец- превышение ПДК от 13 раз до 27,6 раз).
Таким образом, действия Ответчика должны соответствовать нормативным актам, регулирующим порядок предоставления коммунальных услуг населению.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в адрес Администрации <Адрес> сельского совета <Адрес> вынесены предписания об устранении выявленных нарушений от Дата Номер, от Дата Номер, применялись меры административного воздействия в виде штрафа (постановленияпо делу об административном правонарушении от Дата Номер, от Дата Номер).
Кроме того, Дата постановлением мирового судьи 3 судебного участкаИскитимскогорайонаНовосибирской области» Администрация <Адрес> сельского совета <Адрес> привлечено к административной ответственности по ч1ст.19.5КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль)
Однако принятые меры в отношении Администрации <Адрес> сельского совета <Адрес> не изменили ситуацию, поэтому истец вынужден обратиться в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании представитель истца Евенко Е.Г. исковые требования поддержала и уточнила, что касаются они населенного пункта д. <Адрес>, подтвердила изложенное в заявление.
Представитель ответчика Глава Администрации <Адрес> сельского совета П.И. Балашев в судебное заседание явился, исковые требования признал частично в части «в срок до 01.01.2013 года прекратить действия по поставке питьевой воды не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в д. <Адрес>. Пояснил, что Администраций принимаются меры по обеспечению населения Совета водой надлежащего качества. За Дата-Дата.г. на эти цели вложено около 2.7. млн. руб. В с. <Адрес> население употребляет воду, соответствующую требования СанПиН. В д. <Адрес> в сентябре Дата. также пробурена новая скважина, из которой подается вода надлежащего качества. Все эти работы требуют больших материальных вложений, а у Администрации нет материальных возможностей все выполнить в соответствующие сроки. Считает, что к 2013году они сделают все, чтобы население получало воду, только соответствующую требованиям СанПин.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца обоснованные и полежат удовлетворению.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" «Граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека»
Из ст.1 вышеуказанного Закона следует «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности»
В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей».
Согласно Уставу <Адрес> сельсовета <Адрес> к вопросам местного значения <Адрес> сельсовета и к полномочиям Администрации относятся в т. ч « вопросы организации в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом..»
Как установлено в судебном заседании Администрация <Адрес> сельского совета <Адрес> является органом, обеспечивающая потребителей коммунальными услугами и как организация, осуществляющая деятельность по водоснабжению населения питьевой водой по возмездным договорам, в силу Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (абз.5 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей») и п. З «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307 является исполнителем услуг. Жители д. <Адрес>, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями
Как следует из единого протокола лабораторных и инструментальных исследований и испытаний Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области в <Адрес>» Номер от Дата, протоколаНомер от Дата, протокола Номер от Дата качество питьевой воды, подаваемой Администрацией <Адрес> сельского совета в д. <Адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по следующим показателям: органолептические показатели (мутность в д. <Адрес> - превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) от 5,9 раза до 9,5 раза; общая жесткость-превышение ПДК от 1,3 раза до 1,5 раза), по содержанию вредных химических веществ (неорганические вещества в д. <Адрес> : железо - превышение ПДК от 1,02 до 8,6 раза ; марганец- превышение ПДК от 13 раз до 27,6 раз).
Исходя из соответствующих положений п.49 п/п. б «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307, предоставление потребителям коммунальных услуг, в том числе холодное водоснабжение, надлежащего качества, безопасного для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу является для исполнителя обязательным.
При этом согласно п.5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 51 п/п. а «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307 каждый потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и соответствующие условиям договора.
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан в соответствии с пунктом 49 п/п б, п/п. в, п/п. ж, п/п. з «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307, предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; производить размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества; вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства, обеспечивая таким образом, строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 и п. 4.12.11 ГОСТа Р 51617 - 2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия».
В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что население д.<Адрес> обеспечивается водой ненадлежащего качества.
Истцом ответчику выдавались предписания об устранении выявленных нарушений СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», однако, нарушения не устранены в полном объеме.
При таких обстоятельствах действия ответчика по поставке некачественной питьевой воды в д. <Адрес> не соответствуют требованиям законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг населению, следовательно, являются противоправными.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Признать действия Администрации <Адрес> по поставке некачественной питьевой воды в д. <Адрес> противоправными.
Обязать Администрацию <Адрес> в срок до 01.01.2013 года прекратить поставку питьевой воды не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в д. <Адрес>.
Обязать Администрацию <Адрес> довести до сведения потребителей решение суда в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
ПредседательствующийГрибанова Л.А