П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 марта 2012 год г. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
при секретаре Кудриной Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении ООО «Стройкомплект» по признакам административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У с т а н о в и л:
С 19 по Дата государственным инспектором <Адрес> по пожарному надзору проводилась выездная плановая проверка ООО «Лидер» непосредственно по адресу <Адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований установленных Правилами Пожарной Безопасности, СНиПов, НПБ, за что предусмотрена административная ответственность ( л.д.6-9). В ходе проверки установлено, что нарушения указанные к акте за номерами п.п. 28,29 допущены ООО «Стройкомплект». Дата был составлен протокол Номер об административном правонарушении в отношении ООО «Стройкомплект», где указано, что на окнах магазина ООО «Стройкомплект» установлены глухие решетки, нарушение п. 40 ППБ 01-03, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 20.4 КРФ обАП.
В судебное заседание представитель ООО «Стройкомплект» Исмайлова Д.А. явилась, просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием доказательств события административного правонарушения. При этом пояснено, что проверка на предприятии не проводилась, их предприятие находится в г. Новосибирске, их ни кто не уведомлял о проверки и не приглашали на проверку, когда проверяли ООО «Лидер», ни какие документы у них не требовали представить, доказательства которые представлены в суд инспектором, получены с нарушением закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
Лицо, которое составляло протокол об административном правонарушении Дата в отношении ООО «Стройкомплект»- государственный инспектор Искитимского района Новосибирской области по пожарному надзору Я.Е. – надлежащим образом извещена судом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Суд, выслушав представителя юридического лица, изучив письменные материалы дела и оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 26.11 КРФ обАП в их совокупности, находит, что производство по делу подлежит прекращению.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из ст. 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно ст.20 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г. в редакции на 21.11.2011года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки считаются недействительными, если проверка проведена с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона. Кроме того, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);
Как установлено в судебном заседании, государственным инспектором Я.Е. с 19 по Дата проводилась выездная плановая проверка ООО «Лидер» непосредственно по адресу <Адрес>», проверка в отношении ООО «Стройкомплект» не проводилась. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований установленных Правилами Пожарной Безопасности, СНиПов, НПБ, за что предусмотрена административная ответственность ч.1.3.4ст. 20.4 КоАП РФ. В ходе проверки было установлено, что указанные нарушения допущены в том числе и ООО «Стройкомплект» В этой связи Дата инспектором были составлен протокол Номер об административном правонарушении в отношении ООО «Стройкомплект».
Однако, как установлено в судебном заседании, 19-Дата инспектор Я.Е. не была уполномочена проводить проверку отношении данного юридического лица.
Пунктом 1 ст.14 Закона №294-ФЗ предусмотрен порядок организации проверки, а именно: «Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля».
Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами
обязательных требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС РФ №517 от 01.10.2007г. (в редакции Приказов МЧС РФ от 14.11 2008 г. №688, от 22.03.2010 г.№122) предусмотрено:
П.73. «В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, являющихся в соответствии с подпунктом 2 пункта 46 настоящего Административного регламента основаниями для проведения внеплановой проверки, лицами, фактически осуществляющими деятельность на объекте надзора, но в отношении которых не проводится проверка, государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, осуществляющим (осуществляющими) проверку, готовится мотивированный рапорт на имя начальника органа ГПН о необходимости проведения внеплановой проверки.
При положительном рассмотрении рапорта последующие действия осуществляются в соответствии с пунктами 48 - 50, 53 - 72 настоящего Административного регламента» - то есть назначается внеплановая проверка с соблюдением всех норм, установленных Законом №294-ФЗ. Однако государственным инспектором этого сделано не было.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ «О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении № 9 составлен в отношении ООО «Стройкомплект», в протоколе отсутствуют объяснения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, права не разъяснены, поскольку протокол был составлен в отсутствие представителя юридического лица. О том, что юридическое лицо было надлежаще извещено о необходимости явки на Дата к 11 часам на составление протокола письмом Номер отправленного Дата, опровергается материалами дела, поскольку сведений о получении ООО «Стройкомплект», данного извещения, юридический адрес которого <Адрес> на 11 часов Дата, не имеется. Учитывая время доставки корреспонденции, у суда вызывает сомнение, что до Дата данное письмо могло быть получено адресатом. Извещение законного представителя о явке на 11 часов Дата факсимильной связью, так же не нашло подтверждения в судебном заседании, так как номер телефона 2-05-43 не может принадлежать юридическому лицу в г. Новосибирске, где семизначные телефонные номера.
Кроме того, исходя из ст. 28.5 КоАП РФ Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения; в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения; в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КРФ обАП.
Из ст. 28.7 КоАП РФ следует, что
1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Однако административное расследование в отношении ООО «Стройкомплект» не проводилось, из материалов административного дела не ясно, как в административном деле оказались свидетельство о постановке на учет юридического лица ( л.д.16), уведомление о постановке на учет ( л.д.17), свидетельство о государственной регистрации ( л.д.18), бланк договора субаренды Номер ( л.д.22-24).
Таким образом, материалами административного дела не подтверждается факт совершения административного правонарушения ООО «Стройкомплект».
Административным органом не соблюдена процедура привлечения юридического лица к административной ответственности. Данные нарушения являются грубыми нарушениями Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г. и существенными нарушениями требований КоАП РФ, и не могут быть устранены в судебном заседании.
Согласно ст.1.5. КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается не виновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Суд считает, что совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду прийти к выводу об отсутствии события административного правонарушения со стороны ООО «Стройкомплект». Согласно ст. 4.5 КРФ обАП, срок привлечения лица к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КРФ обАП истек Дата.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст, 24.5 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Стройкомплект» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий подпись Л.Г.Мишкова