Решение от 20.03.2012г., Статья 15.27, Часть 2 КоАП РФ.



Дело 12-85/2012

Поступило

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2012г.                     г. Искитим

Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Грибановой Л.А.

при секретаре Кулебакиной И.В.

рассмотрев жалобу Генерального директора ОАО «Искитимцемент» Семенова С.Е. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Дата начальником Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора

У с т а н о в и л:

Генеральный директор ОАО «Искитимцемент» Семенов С.Е обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Дата начальником Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора, в соответствии с которым он подвергнут наказанию в виде предупреждения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.

С указанным постановлением должностное лицо Семенов С.Е. не согласился и подал жалобу. В жалобе указывает, что административное правонарушение, совершенное им выразилось в нарушении п.2 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно установлено, что в ОАО «Искитимцемент» отсутствовали согласованные правила внутреннего контроля организации операций с денежными средствами и иным имуществом и программа его осуществления.

Полагает, что указанное постановление вынесено без достаточных оснований и противоречит действующему законодательству поскольку:

1) ОАО «Искитимцемент» не осуществляет операций с драгоценными металлами и, следовательно, отсутствует основание для привлечения его к административной ответственности.

ОАО «Искитимцемент» осуществляет деятельность по производству цемента в соответствии с Технологическим регламентом (Технологический Регламент комплект документов на технологический процесс производства цемента Номер), введенным в действие с Дата, приказ Номер от Дата Согласно данному Техническому регламенту, ОАО «Искитимцемент» не использует в процессе производства цемента драгоценные металлы.

В наличии у ОАО «Искитимцемент» имеется лабораторное оборудование (лабораторная посуда), в состав которого входит драгоценный металл - платина. В связи с чем, согласно п. 3 Инструкции о порядке ведения специального учета - организаций и

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденной Приказом Минфина РФ от Дата Номер, ОАО «Искитимцемент» было поставлено на специальный учет в органе федерального пробирного надзора - Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, что подтверждается Свидетельством о постановке на специальный учет от Дата Номер (срок действия Свидетельства - до Дата)

Учет и порядок хранения лабораторной посуды ОАО «Искитимцемент» и осуществляет в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведении отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от Дата г. Номер (п. 6.17 Инструкции).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115 от 07.08.2001 г.), федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В ст. 5 Федерального закона № 115 от 07.08.2001 г. закреплен исчерпывающий список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе к ним относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Согласно п.9 ст.7 Федерального закона № 115 от 07.08.2001 г., контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с Информационным сообщением Федеральной службы по финансовому мониторингу от Дата «Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, состоящие на специальном учете в органах федерального пробирного надзора, имеют надзорный орган в лице Российской государственной пробирной палаты и постановка на специальный учет в органах федерального пробирного надзора для таких организаций является достаточной и не требует постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Считает, что ОАО «Искитимцемент» не является организацией, в отношении которой распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и соответственно, в отношении ОАО «Искитимцемент» не распространяет свое действие Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденное Приказом Росфинмониторинга от Дата Номер.

Таким образом, он Семёнов С.Е, как должностное лицо ОАО «Искитимцемент», не нарушал требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля; считает не обоснованным вынесенное в отношении него обжалуемое постановление.

В судебное заседание Генеральный директор ОАО Искитимцемент Семенов С.Е. не явился. Представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, представил пояснения по жалобе, считает постановление подлежащим отмене, а производство по делу следует прекратить.

Представитель Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора С.Н. в судебное заседание явился, считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поддержал доводы, изложенные им в судебном заседании Дата Выслушав Представителя Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора С.Н., изучив материалы дела, суд считает, что жалоба не обоснована и не подлежит удовлетворению, исходя из следующего:

Как следует из материалов дела Постановлением Номер от Дата Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Генеральный директор ОАО Искитимцемент Семенов С.Е. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ был подвергнут наказанию в виде предупреждения.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за «неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля».

Согласно статье 3 Федерального закона №115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В связи с этим, под организацией внутреннего контроля следует понимать
своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных
различными нормативными актами, предшествующих осуществлению собственно
внутреннего контроля. К таким требованиям следует отнести соблюдение требований
законодательства по разработке и надлежащему утверждению правил внутреннего
контроля.    

Искитимской межрайонной прокуратурой в период с Дата по Дата проведена проверка ОАО "Искитимцемент" по вопросам исполнения требований законодательных и нормативных документов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от Дата №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с указанной нормой Федерального закона № 115-ФЗ, Правила организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

При этом Правила организациями разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение Правил и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В ходе проведения проверочных мероприятий Искитимской межрайонной прокуратурой установлено, что на момент проверки Дата Правила внутреннего контроля, согласованные с надзорным органом, в ОАО «Искитимцемнт» отсутствовали, а Дата, на момент рассмотрения материалов проверки и возбуждения дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ Искитимской межрайонной прокуратурой в отношении должностного лица, генерального директора ОАО "Искитимцемент" Семенова С.Е., правила внутреннего контроля организацией были разработаны и согласованны с Западно-Сибирской ГИПН.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию)

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

Специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в ОАО "Искитимцемент" назначен директор по режиму и безопасности О.А. (приказ от Дата Номер), который на момент проверки не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства от Дата Номер в полной мере, поскольку не проходил обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Дата при рассмотрении материалов проверки и принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении документов, опровергающих данный факт представлено не было.

Вышеизложенное свидетельствует, что ОАО "Искитимцемент" осуществляло деятельность в отсутствие организованной системы внутреннего контроля, нарушало требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела – постановлением Искитимского межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от Дата, свидетельством о постановке на специальный учет Номер от Дата, заявлением о постановки на специальный учет от Дата, объяснениями О.А.. от Дата, копией Правил внутреннего контроля на ОАО «Искитимцемент», утвержденных Западно-Сибирской ГИПН Дата, пояснениями представителя Семенова С.Е, С.С., пояснявшей в судебном заседании Дата, что предприятие занимается производством цемента и в лабораторных условиях использует платиновую посуду, которую предприятие закупило.

Семенов С.Е. является генеральным директором ОАО «Искитимцемент», что подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров ОАО «Искитимцемент» от Дата Номер (л.д.56). Согласно Уставу ОАО «Искитимцемент», утвержденному Решением внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Искитимцемент» Дата Генеральный директор осуществляет все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества (л.д.32). Таким образом, Генеральный директор обязан был обеспечить соблюдение возглавляемой им организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма.

Исходя из вышеизложенного, в действиях должностного лица Генерального директора ОАО "Искитимцемент" Сменова С.Е. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях - неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля.

Доводы Генерального директора ОАО «Искитимцемент», изложенные в жалобе, поддержанные им и его представителями, суд расценивает как способ защиты, избранный Генеральным директором ОАО «Искитимцемент». Указанные доводы противоречат действующему законодательству, исходя из следующего:

В целях проведения государственной политики, с учетом особых свойств драгоценных металлов, в Российской Федерации введено государственное регулирование отношений в области добычи, производства, использования, обращения, заготовки лома и отходов драгоценных металлов. Правовые основы регулирования этих отношений установлены Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ). Статьями 10 и 13 вышеуказанного Закона предписано установление требований к учету, хранению, осуществлению операций с драгоценными металлами (далее - ДМ), а также ведение специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Согласно статье 1 Федерального закона № 41-ФЗ понятие «драгоценные металлы» включает драгоценные металлы в любом состоянии и виде, в том числе драгоценные металлы в изделиях, ломе и отходах производства. Также в этой статье указанного закона дается исчерпывающее понятие «операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями».

Согласно приказу Министерства Финансов РФ от Дата Номер «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» ведение специального учета возложено на Российскую государственную пробирную палату при Министерстве финансов РФ (с 2011 года - ФКУ «Пробирная палата России), осуществляющей федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней. Западно-Сибирская ГИПН является ее структурным подразделением - филиалом.

Организации, использующие лабораторную посуду из драгоценных металлов для проведения химанализов и платинородиевые термопары для контроля высоких температур в технологических процессах ставятся на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора согласно требованиям п.3 раздела 1 приказа Минфина Номер.

Как следует из материалов дела ОАО «Искитимцемент», согласно заявлению от Дата о постановки на специальный учет для осуществления операций с ДМ и ДК, поставлено на специальный учет, о чем организации выдано Свидетельство Номер от Дата со сроком действия до Дата и карта постановки на специальный учет в Западно-Сибирской ГИПН, как юридическому лицу, осуществляющему операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (л.д.119-121)

В жалобе Семенов С.Е. ссылается на Технологический регламент процесса производства цемента и указывает, что ОАО «Искитимцемент» не использует в процессе производства цемента драгоценные металлы. Однако, то, что предприятие в лабораторных условиях использует платиновую лабораторную посуду, подтверждается материалами дела, пояснениями представителей Семенова С.Е.- С.С. и А.А,, об этом указано в жалобе Семенова С.Е..

Платиновая лабораторная посуда (тигли, чашки, крышки к тиглям, электроды, шпатели...) относится к изделиям производственно-технического назначения и изготавливается из чистой платины, согласно ГОСТ 6563-75 «Изделия технические из благородных металлов и сплавов».

Согласно ст.1 Федерального закона № 41-ФЗ под понятием «операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» понимается:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на ДМ и ДК...;

изменение физического состояния или содержания ДМ и ДК в любых веществах и материалах при добыче и использовании;

перемещение ДМ и ДК и продукции из них, в том числе транспортировка ДМ и ДК и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование ДМ и ДК.

Таким образом, поскольку ОАО «Искитимцемент» имеет в лаборатории платиновую посуду, следовательно, в производственных целях может осуществлять куплю-продажу драгоценных металлов, а именно:

осуществлять куплю-продажу лабораторной посуды для проведения химанализов и прочую оснастку лабораторного и производственного оборудования, изготовленных из драгоценных металлов и их сплавов;

-    приобретать для аналитической работы лаборатории широко применяемые химические соединения в виде солей серебра (азотнокислое и сернокислое серебро) и другие соединения, содержащие драгоценные металлы;

осуществлять сдачу (продажу) на переработку платиновой лабораторной посуды, в том числе непригодной к дальнейшей эксплуатации (в процессе эксплуатации платиновая посуда от воздействия высоких температур прогорает). Согласно действующему законодательству сдача лома ДМ возможна только в специализированные организации, состоящие на специальном учете в территориальных госинспекциях пробирного надзора. Предприятие также обязано в установленном законодательством порядке осуществлять сбор и сдачу на переработку лома драгоценных металлов в виде узлов и деталей от списанных приборов и оборудования.

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, подпадающих под действие указанного закона, в который входят и организации осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов.

Согласно п.9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также з организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами, а также уполномоченным органом (Федеральная служба по Финансовому мониторингу - Росфинмониторинг) в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. По этому вопросу имеется разъяснение в информационном сообщении Федеральной службы по Финансовому мониторингу от Дата «Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ»., из которого следует, что Пробирная палата России осуществляя специальный учет организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, осуществляет также контроль за исполнением ими требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким образом, организации, состоящие на специальном учете в органах федерального пробирного надзора, имеют надзорный орган в лице Российской государственной пробирной палаты и постановка на специальный учет в органах федерального пробирного надзора для таких организаций является достаточной и не требует постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Таким образом, ОАО «Искитимцемент» является организацией, в отношении которой распространяет свои требования Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Суд считает, что Западно-Сибирская ГИПН принимая постановление, оценило в совокупности все доказательства по делу, дало им надлежащую оценку, при вынесении постановления учитывались характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Семенов С.Е. является субъектом данного правонарушения, поскольку является Генеральным директором ОАО «Искитимцемент».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что Постановление, вынесенное в отношении Генерального директора ОАО «Искитимцемент» Семенова С.Е., которым он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ законно и обоснованно, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, административное наказание назначено с учетом обстоятельств смягчающих административную ответственность. Административный орган учел, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении выявленные нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, устранены (разработаны и согласованы с уполномоченным органом Правила внутреннего контроля, установленные законодательством должностные лица ОАО «Искитимцемент» прошли обучение в специализированной организации в форме целевого инструктажа по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»

Согласно ст.30.7 КоАП РФ «По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения …»

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд

Р е ш и л:

Постановление Номер Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора, от Дата, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в отношении Генерального директора ОАО «Искитимцемент» Семенова С.Е. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: