Решение от 24.08.2010 г. по иску Юрина В.А. к ООО`Исилькуль-Блокстрой` о взыскании задолженности



Дело № 2-445/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исилькульский городской суд Омской области в составе

председательствующего судьи Н.Г.Глазковой,

при секретаре Черкозьяновой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуль 24 августа 2010 года гражданское дело по иску Юрина В.А. к ООО «Исилькуль-Блокстрой» о взыскании суммы задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Юрин В.А. обратился с иском к ООО «Исилькуль-Блокстрой» о взыскании суммы задолженности по заработной плате - 22440 рублей, компенсации за задержку выплаты заработной платы в сумме 3818 рублей и морального вреда в сумме 5000 рублей, в обоснование указав, что 03.09.2007 г. заключил с ответчиком трудовой договор на выполнение обязанностей по профессии охранника. Согласно договору ответчик обязался выплачивать своевременно заработную плату, также, согласно договору, ему была установлена заработная плата в размере 3000 рублей. Дополнительным соглашением к трудовому договору с 01.01.2009 г. ему был установлен дополнительный оклад в размере 4330 рублей, остальные пункты договора оставлены без изменений. После подписания этого соглашения заработная плата ему стала выплачиваться несвоевременно и не в полном объеме, что явилось нарушением трудового договора со стороны ООО «Исилькуль-Блокстрой», задержка с выплатой заработной платы составила более 3 месяцев, к тому же вместо выплаты установленного должностного оклада в размере 4330 рублей он получал заработную плату в размере 2500 рублей. Ежемесячная недоплата составляла 1320 рублей. В нарушение требований ст.136 ТК РФ работодатель не извещал о составных частях заработной платы, размерах и основаниях удержаний, а также денежной суммы, подлежащей выплате, кроме того, в нарушение ст.236 ТК РФ не выплачивал денежную компенсацию за каждый день задержки заработной платы.

В ходе судебного разбирательства Юрин В.А. дополнил исковые требования, просил взыскать сумму неполученного районного коэффициента за 2009 г. в сумме 7748 рублей и за 2010 г. в сумме 3245 рублей.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по указанным основаниям, пояснив, что обратился в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы и компенсации только после увольнения, так как ранее рассчитывал на повышение заработной платы.

Представитель ответчика Яковенко А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, при этом пояснил, что на предприятии согласно штатному расписанию должны работать три охранника, на оплату их труда заложены средства в фонд заработной платы. Однако, по просьбе работающих охранников, для обеспечения им более комфортного графика работы, был принят четвертый охранник, при этом все были предупреждены, что фонд заработной платы остается прежним, все были на это согласны. До обращения в суд истец никогда не предъявлял претензий о недоплате заработной платы. Просил применить исковую давность.

Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно трудовому договору б/н от 03.09.2007 г. Юрин В.А. принят на работу в ООО «Исилькуль-Блокстрой» охранником. Дополнительным соглашением от 03.11.2008 г. изменены п.4.1 трудового договора - истцу с 01.01.2009 г. установлена неполная рабочая неделя согласно графику работ; п. 5.1 трудового договора - с учетом квалификации работника, сложности, количества, качества, условий выполняемой работы, суммированного учета рабочего времени в течение года и графика сменности работнику с 01.01.2009 г. установлен должностной оклад в размере 4330 рублей.

Как следует из трудовой книжки истца, он был уволен с предприятия приказом №Номер обезличен от 01.06.2010 г. с указанной даты по собственному желанию.

Согласно справки от 09.07.2010 г. за 12 месяцев 2009 г. Юрину В.А. была начислена заработная плата в сумме 40586 рублей 85 копеек, за 4 месяца 2010 г., с учетом компенсации за неиспользованный отпуск - 19538 рублей 82 копейки.

Из показаний свидетеля ФИО3 - главного бухгалтера ООО «Исилькуль-Блокстрой» следует, что охранникам был установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом согласно трудовому договору, исходя из нормы 168 часов в месяц. Поскольку работало охранников больше, чем полагалось по штатному расписанию, фонд заработной платы на это не был рассчитан. Начисление заработной платы исходя из установленного оклада не производилось. Заработная плата начислялась исходя из фонда заработной платы, выделенного на оплату труда охранников. Путем деления фонда заработной платы на число дней в месяце устанавливался дневной заработок, который умножался для каждого работника на число отработанных смен, затем с учетом имеющейся льготы вычитался налог, подлежащий удержанию. Районный коэффициент на заработную плату не начислялся, считает, что оклад 4330 рублей уже включает в себя указанный коэффициент.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Юрин В.А. просит взыскать недоплаченную заработную плату и неначисленный районный коэффициент за период с 01.01.2009 г. по май 2010 года, ответчик заявил о применении исковой давности, истец о восстановлении срока не просил, сославшись на то, что до увольнения надеялся на повышение своей заработной платы.

Суд находит исковые требования Юрина В.А. подлежащими частичному удовлетворению - считает необходимым взыскать недоначисленную заработную плату за март, апрель и май 2010 года, то есть в пределах установленного законом срока обращения работника в суд. Юрин В.А. обратился с иском о взыскании неначислявшейся ему части заработной платы, из его собственных пояснений, пояснений представителя ответчика, а также из показаний свидетелей ФИО5 и ФИО4 следует, что Юрин В.А. ранее не предъявлял работодателю претензий о неправильном начислении заработной платы, рассчитывал лишь на ее будущее повышение, при этом истец знал о размере установленного ему оклада и, получая заработную плату, расписывался в соответствующих ведомостях, то есть был осведомлен о размере фактически начисленной ему заработной платы.

В силу ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается работодателями, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, либо местного бюджета, за счет собственных средств. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом №91-ФЗ от 24.06.2008 г. с 01.01.2009 г. в РФ установлен размер минимальной заработной платы в сумме 4330 рублей.

Как видно из дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с истцом, оклад ему установлен в размере 4330 рублей.

Требований о взыскании заработной платы за сверхурочную работу истец не предъявлял.

В соответствии со ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст.148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I
"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации; заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

В соответствии со ст.423 ТК РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В силу постановления Совета Министров СССР от 5 августа 1971 г. N 553 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены" и постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 г. N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" для Омской области установлен коэффициент 1,15.

Из показаний свидетеля ФИО3 усматривается, что при начислении заработной платы истцу районный коэффициент не применялся.

Как следует из представленных суду табелей учета рабочего времени, Юриным В.А. в марте 2010 года было отработано 7 смен, в апреле и мае 2010 года по 8 смен, продолжительность рабочего времени в смене - 21 ч. Следовательно, в марте 2010 года начислению должно быть произведено за 147 рабочих часов, в апреле и мае 2010 года - за 168 рабочих часов, исходя из оклада 4330 рублей, с начислением районного коэффициента 15%, за вычетом удержания налога 13%, с учетом имеющейся для истца льготы по налогообложению - 400 рублей.

Исчисленная таким образом заработная плата истца за март к выплате должна составлять 3842 рубля 09 копеек (4330/168 х 147 + 15% - 13% (льгота 400 рублей)), фактически выплачено 2535 рублей 67 копеек - недоплата составляет 1306 рублей 42 копейки; за апрель должна составлять 4384 рубля 17 копеек (4330 + 15% - 13% (льгота 400 рублей)), фактически выплачено 3615 рублей 52 копейки - недоплата составляет 768 рублей 65 копеек; за май должна составлять 4384 рубля 17 копеек (4330 + 15% - 13% (льгота 400 рублей)), фактически выплачено 3097 рублей - недоплата составляет 1287 рублей 17 копеек.

Таким образом, взысканию с ответчика подлежит недоначисленная истцу заработная плата в общей сумме 3362 рубля 24 копейки.

Суд также находит подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за март и апрель 2010 года, поскольку в судебном заседании было установлено, что заработная плата за указанные месяцы была выплачена не в дату, проставленную на соответствующих ведомостях, представленных суду, а 25 мая 2010 года. Срок выплаты заработной платы на предприятии установлен 5 числа следующего месяца.

Согласно ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В соответствии с указанием Банка России от 26.03.2010 года № 2415-У ставка рефинансирования с 29 марта 2010 года установлена в размере 8,25%, указанием Банка России от 29.04.2010 г. № 2439-У, ставка рефинансирования с 30.04.2010 г. установлена в размере 8%.

Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за март (50 дней) составляет 52 рубля 83 копейки (3842,09 х 8,25% /300 х 50), компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за апрель (20 дней) составляет 23 рубля 38 копеек (4384,17 х 8% /300 х 20). Всего компенсация за несвоевременную выплату заработной платы составляет 76 рублей 21 копейка.

Согласно ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что незаконными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания, с учетом обстоятельств дела, продолжительности времени, за который установлены неправомерные действия работодателя, требований справедливости и разумности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца о компенсации причиненного морального вреда, определив размер такой компенсации в сумме 500 рублей.

При удовлетворении исковых требований в силу ст.103 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в госдоход пропорционально удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.129, 133, 135, 148, 236, 237, 423 ТК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Юрина В.А. удовлетворить частично. Взыскать с ООО «Исилькуль-Блокстрой» в пользу Юрина три тысячи девятьсот тридцать восемь рублей сорок пять копеек, из которых три тысячи триста шестьдесят два рубля двадцать четыре копейки - невыплаченная заработная плата, семьдесят шесть рублей двадцать одна копейка - компенсация за задержку выплаты заработной платы, пятьсот рублей - компенсация морального вреда. В остальной части исковых требований Юрину В.А. отказать.

Взыскать с ООО «Исилькуль-Блокстрой» в госдоход государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Г.Глазкова