Решение от 29.09.2010 г. по иску УФС по надзору в сфере природопользования по Омской области о признании незаконной деятельности ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области



Дело № 2-611/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исилькульский городской суд Омской области в составе

председательствующего судьи Н.Г.Глазковой,

при секретаре Черкозьяновой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуль 29 сентября 2010 года гражданское дело по иску УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области о признании незаконной деятельности ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области без лимитов на размещение отходов,

УСТАНОВИЛ:

УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Омской области обратился с иском о признании незаконной деятельности ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области без лимитов на размещение отходов, в обоснование указав, что Управлением Росприроднадзора по Омской области в июне 2010 года проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области, в ходе которой были выявлены факты нарушения Федерального закона №89-ФЗ от 24.05.1998 г. «Об отходах производства и потребления». Ссылаясь на ст.ст.1, 11, 14, 15, 18 названного закона, а также на Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. №461, истец указал, что в ходе производственной деятельности ответчика образуются различные виды отходов, осуществляется временное накопление отходов, ответчик имеет специально оборудованные площадки и емкости (контейнеры) для сбора отходов. Проект нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления отсутствуют, лимиты на размещение отходов отсутствуют, отсутствуют паспорта на опасные отходы. На предприятии отсутствуют должностные лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, прошедшие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами

Представитель истца Еремин С.Б. просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствии, указав, что поддерживает требования в полном объеме.

Представитель ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области Сорокина О.А. просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, в отзыве сообщила о несогласии с исковыми требованиями, указав, что требование о признании деятельности ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области незаконной нарушает положения Указа Президента РФ №1173 от 23.11.1995 г. «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства». Обучение должностных лиц, которые допускаются к обращению с отходами 1-4 класса в настоящее время не проводится в связи с отсутствием целевого финансирования на данную статью расходов. По мере поступления денежных средств будет заключен договор на прохождение подготовки сотрудников учреждения.

Исследовав материалы дела с учетом доводов, изложенных в отзыве, суд приходит к следующему.

В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Пунктом 3.28 Устава ФГУ «Исправительная колония №4 Управление Федеральной службы исполнении наказаний по Омской области», утвержденного приказом ФСИН России от 25.03.2005 г. №161, предусмотрено, что в число основных функций Учреждения входит, помимо прочего, осуществление работы по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранного законодательства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статьей 14 названного закона определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст.1 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Указанной нормой закона обращение с отходами определено как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается в том числе их хранение, которое представляет собой содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

В силу ст.11 указанного закона, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Нормирование в области обращения с отходами предусмотрено также ст.18 закона, согласно которой в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с распоряжением №135-н от 16.06.2010 г. в ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области 29.06.2010 г. Управлением Росприроднадзора по Омской области была проведена плановая проверка ответчика, в результате которой составлены справка о деятельности ответчика и акт проверки № АТ-352, в котором отражены нарушения Федерального закона №89-ФЗ от 24.05.1998 г. «Об отходах производства и потребления», перечисленные в исковом заявлении. По выявленным нарушениям 29.06.2010 г. также был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении инженера по ТО и ТБ ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области ФИО4, на которого в соответствии с должностной инструкцией возложена ответственность за охрану окружающей природной среды. Постановлением государственного инспектора по Омской области главного специалиста -эксперта отдела экологического контроля от 30.06.2010 г. ФИО4 за указанное правонарушение подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Таким образом, судом установлено, что исправительное учреждение осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, в связи с чем обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

В силу ч.4 ст.18 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с п.1-3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N461), норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Пунктом 11 лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

С учетом исследованных доказательств суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, срок, предлагаемый истцом для устранения допущенных нарушений - до 01.01.2011 г. - достаточным.

Доводы ответчика о том, что требование о признании деятельности ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области незаконной нарушает положения Указа Президента РФ №1173 от 23.11.1995 г. «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» суд находит не состоятельными.

Названным Указом постановлено считать действиями, нарушающими безопасность государства ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В рассматриваемом исковом заявлении перечисленные требования не заявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Признать незаконной деятельность ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области без лимитов на размещение отходов.

Обязать ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов до 01.01.2011 г.

Обязать ФБУ ИК-4 УФСИН России по Омской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Г.Глазкова