Дело № 2-645
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Исилькульский городской суд Омской области в составе председательствующего Обуховой В.М. при секретаре Новосельцеве В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 11 ноября 2010 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора к Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, Управлению образования Администрации Исилькульского муниципального района, МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей» по устранению нарушений лицензионных требований
УСТАНОВИЛ
Исилькульский межрайонный прокурор обратился с иском к Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, Управлению образования Администрации Исилькульского муниципального района, МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей». В обоснование указано, что МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности. Часть 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый имеет право на образование. В части 2 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет здания, сооружения, имущество на праве оперативного управления.
В соответствии с подп. «б» п. 8 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 г.№ 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям. Исходя из п. 9 Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 8 Положения. Пунктом 40 Положения закреплено, что основанием для приостановления действия лицензии является грубое нарушение лицензионных требований и условий. На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
На основании п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 2.9.8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводится только в первую смену.
В соответствии с п. 1.2. Устава МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» учредителем лицея является Управление образования Администрации Исилькульского муниципального района. В порядке п. 5.2. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов лицея являются бюджетные средства, имущество, переданное лицею собственником или уполномоченным им органом.
Несовершеннолетние граждане получают образование на территории Исилькульского района, в том числе, в МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» в <адрес>, <адрес>. В феврале 2008 года произошло обрушение потолка в помещении № <адрес>. Заключением ООО «<данные изъяты>» по результатам обследования технического состояния здания лицея по <адрес> в <адрес> установлено, что состояние указанного здания является аварийным. В связи с указанным фактом обучение несовершеннолетних в помещении № лицея по <адрес> не осуществляется, что является одной из причин обучения детей в нарушение санитарно-эпидемиологических правил как в первую, так и во вторую смену. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Исилькульского муниципального района Омской области, Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района, МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» по устранению нарушений лицензионных требований осуществления образовательной деятельности. Обязать администрацию Исилькульского муниципального района Омской области, Управление образования Администрации Исилькульского муниципального района принять меры к устранению нарушений лицензионных требований осуществления образовательной деятельности МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» путем ремонта и приведения здания лицея по <адрес> в <адрес> в пригодное для обучения детей состояние в соответствии с законодательством. Взыскать с ответчиков государственную пошлину.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснив, что в феврале 2008 года произошло обрушение потолка в МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» в помещении № по <адрес> в <адрес>. Заключением ООО «<данные изъяты>» по результатам обследования технического состояния здания лицея по <адрес> в <адрес> установлено, что состояние указанного здания является аварийным. На данный момент обучение несовершеннолетних в помещении № лицея по <адрес> не осуществляется.
МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» - единственный лицей на территории <адрес>, в связи, с чем необходимо принимать меры по соблюдению лицензионных требований и условий. К таковым относится функционирование зданий, указанных в лицензии, выданной лицею, в соответствии с законодательством РФ, что и обуславливает необходимость проведения ремонта здания лицея.
В обоснование доводов об отсутствии бездействия по осуществлению ремонта указанного здания лицея администрацией Исилькульского муниципального района представлен отзыв с приложением копий обращений в Правительство Омской области, Министерство образования Омской области. Вместе с тем, при исследовании данных документов установлено, что администрацией Исилькульского муниципального района вопрос о ремонте здания лицея по <адрес> в <адрес> не ставился. В указанных обращениях рассматривалась возможность осуществления финансирования из бюджета Омской области строительства нового здания лицея в связи с отсутствием у администрации Исилькульского района собственных финансовых средств. Однако возможность осуществления ремонта непригодного для обучения здания лицея, выделения финансовых средств на данные цели не рассматривалась.
Установлено, что администрацией Исилькульского района на протяжении 2008-2010 гг. осуществлялось финансирование образовательного процесса на территории Исилькульского района. Тем не менее, денежные средства на ремонт здания лицея не выделялись. Доводы администрации района о необходимости вместо ремонта здания лицея произвести строительство нового здания неубедительны, так как ни строительство нового здания, ни ремонт существующего здания лицея администрацией Исилькульского района не финансировались. Поэтому на сегодняшний день можно констатировать факт как отсутствия нового здания, так и отсутствия ремонта уже существующего. В своем отзыве администрация района указывает, что намерена добиваться строительства нового здания лицея, но, как наблюдается с 2008 года, администрация района до сих пор добивается строительства нового здания лицея и неизвестно еще какое количество времени будет этого добиваться. А между тем, нарушаются права несовершеннолетних на получение общедоступного образования.
Аналогичные доводы об отсутствии бездействия приводит Управление образования администрации Исилькульского района. Из представленных в обоснование своих доводов документов, а именно представлены: копии обращений Совета Исилькульского муниципального района к Министерству образования Омской области, Правительству Омской области, Законодательному Собранию Омской области, Распоряжение главы Исилькульского муниципального района № 27, ответы на обращения Совета Исилькульского муниципального района, Управлением образования администрации Исилькульского района направлено только 3 обращения к Министерству образования Омской области, что является недостаточным для решения вопроса о ремонте здания лицея. Также Управлением образования ставился вопрос не о ремонте здания лицея, а о проведении обследования здания на предмет аварийности и о строительстве нового здания в том числе, в обращении от 08.04.2010 № 1012 указано, что строительство нового здания целесообразно и жизненно необходимо.
Вместе с тем, признание бездействия по не проведению обследования здания лицея по факту аварийности и строительства нового здания лицея не является предметом исковых требований. Кроме того, в отзыве Управление образования администрации Исилькульского района указывает, что начальник неоднократно встречался с представителями Правительства Омской области, Министерства образования Омской области по поводу строительства нового здания лицея. однако результатов данных встреч не наблюдается. Администрацией МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» мер по ремонту здания лицея не принималось. Таким образом, усматривается бездействие администрации Исилькульского муниципального района, Управления образования администрации Исилькульского муниципального района, МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» в связи с непринятием мер по осуществлению ремонта здания лицея по <адрес> в <адрес>.
Ответчики исковые требования не признали.
Представитель Администрации Исилькульского муниципального района Омской области пояснил, что со дня прекращения занятий в 2008 г. в одном из зданий лицея Администрация неоднократно обращалась к Губернатору Омской области, к Правительству Омской области, в различные министерства Омской области по вопросу строительства нового здания лицея, поскольку для этого необходимо финансирование, а собственных средств в бюджете района на эти цели не хватает. Что касается ремонта здания лицея, то обязывать Администрацию к его проведению нет никакой необходимости, проведение ремонта зависит от финансирования работ. Средства из областного бюджета на эти цели не поступали. а для того, чтобы использовать средства районного бюджета необходимо не решение администрации района, а решение Совета Исилькульского муниципального района, только он может выделить денежные средства Управлению образования района в ведении которого находится лицей. В 2010 г. Совет по письмам Управления образования дополнительно выделил Управлению образования 16137000 руб., часть которых могла быть использована на ремонт здания лицея. Считает, что в исковых материалах отсутствуют какие-либо доказательства о нарушениях прав неограниченного числа лиц.
Представитель Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Коркишко Л.А. с требованиями прокурора не согласна, считает, что заявление в защиту прав и свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Не согласны с иском в части признания незаконным бездействия Управления образования, т.к. были приняты все меры для решения данного вопроса. В марте 2008 г. было проведено обследование здания и выдано заключение, в соответствии с которым состояние здания по <адрес> можно оценить как аварийное. Были произведены расчеты средств необходимых на ремонт данного здания. Данные расчеты оказались равными затратам на новое строительство здания. По вопросу строительства нового здания они обращались в Министерство образования Омской области, в Правительство Омской области. Информация была направлена в Совет Исилькульского муниципального района Омской области. Управлением образования 11.01.2009 г. и 08.04.2010 г. отправлена информация в Министерство образования Омской области о необходимости проведения капитального ремонта лицея.
Представитель Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Осинцева Е.Н. поддержала изложенные выше доводы.
Представитель МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» в судебное заседание не явился. О дне и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Закона за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет здания, сооружения, имущество на праве оперативного управления.
В соответствии с подп. «б» п. 8 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям. Исходя из п. 9 Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 8 Положения. Пунктом 40 Положения закреплено, что основанием для приостановления действия лицензии является грубое нарушение лицензионных требований и условий. На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
На основании п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Органы местного самоуправления будучи собственниками имущества несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 2.9.8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводится только в первую смену.
В соответствии с п. 1.2. Устава МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» учредителем лицея является Управление образования Администрации Исилькульского муниципального района. В порядке п. 5.2. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов лицея являются бюджетные средства, имущество, переданное лицею собственником или уполномоченным им органом.
Из копии лицензии <данные изъяты> следует, что место нахождение МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей» <адрес>.
Из копии заключения ООО « <данные изъяты>» по результатам обследования технического состояния здания « Исилькульский общеобразовательный лицей» по <адрес> в <адрес> следует, что состояние здания на период обследования можно оценить как аварийное.
Из представленных копий обращений следует, что родители учащихся лицея, администрация МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей», председатель Совета муниципального района в 2008-2009 г. обращались в Министерство образования Омской области, Законодательное собрание Омской области по вопросу строительства нового современного здания для лицея.
Из справки комитета финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района следует, что Управлению Образования выделены средства в сумме 34919,7 тыс. руб. в том числе на строительство, ремонт помещений, и т.д. 4845,3 тыс. руб. Кроме того, по письмам Управления образования в 2010 г. Советом Исилькульского муниципального района дополнительно выделено 16137,тыс. руб. в том числе на строительство, ремонт помещений и т.д. 9100,5 тыс. руб. Все выделенные финансовые средства финансировались и расходовались на основании поданных заявок представленных Управлением образования в Комитет финансов и контроля.
Исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными т.к. в судебном заседании установлено, что МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей» осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности. В соответствии с лицензией учащиеся получают образование в МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей» в <адрес>. В феврале 2008 г. произошло обрушение потолка в помещении № в здании по <адрес>. В связи с этим обучение несовершеннолетних в указанном здании не осуществляется, что является одной из причин обучения детей в нарушение санитарно-эпидемиологических правил как в первую, так и во вторую смену, в то время как согласно п. 2.9.8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводится только в первую смену.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В целях решения вопросов местного значения финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии с ч.2 ст.120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Органы местного самоуправления будучи собственниками имущества несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п.5.2 Устава МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов лицея являются бюджетные средства, имущество, переданное лицею собственником или уполномоченным им органом. Из пояснений в судебном заседании представителей ответчиков следует, что они не бездействовали, ими принимались все меры для разрешения сложившейся ситуации, для проведения ремонта здания лицея, однако из копий представленных обращений Администрации Исилькульского муниципального района, Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района, следует, что в них ставился вопрос о необходимости строительства нового здания лицея. Имели место обращения родителей учащихся лицея. Администрацией МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей» мер по ремонту здания лицея не принималось.
Из пояснений ответчиков в судебном заседании следует, что проведение ремонта, исходя из составленной сметы является нецелесообразным, необходимо строительство нового здания лицея. Однако, из представленных копий локальных сметных расчетов №1, №2, №3 следует, что они составлены в отношении объекта - здания по <адрес> №, которое не является лицеем. Таким образом, сложившаяся ситуация и представленные документы свидетельствуют о бездействии ответчиков по устранению нарушений лицензионных требований осуществления образовательной деятельности которое является незаконным.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. По мнению суда ответчиками не представлено доказательств в обоснование своих возражений.. При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное. суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным бездействие Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, Управления образования Администрации Исилькульского муниципального района, МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей» по устранению нарушений лицензионных требований осуществления образовательной деятельности.
Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области, Управление образования Администрации Исилькульского муниципального района принять меры к устранению нарушений лицензионных требований осуществления образовательной деятельности МОУ « Исилькульский общеобразовательный лицей» путем ремонта и приведения здания лицея по <адрес> в <адрес> в пригодное для обучения детей состояние в соответствии с законодательством.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.М.Обухова