Решение от 13.12.2010 года по иску Исилькульского межрайонного прокурора к Гофнунгстальскому сельскому дому о признании незаконным бездействия и устранения нарушений закона ` О пожарной безопасности`



Дело № 2-746/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области в составе председательствующего Обуховой В.М., прокурора Лаптевой А.Н. при секретаре Новосельцеве В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 13 декабря 2010 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора к Гофнунгстальскому сельскому Дому культуры, Управлению культуры администрации Исилькульского муниципального района, Администрации Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и устранении нарушений закона о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в Исилькульский городской суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Гофнунгстальскому сельскому Дому культуры, Управлению культуры администрации Исилькульского муниципального района, Администрации Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и устранении нарушений закона о пожарной безопасности. В обоснование указав, что в ходе проверки с привлечением специалистов отдела ГПН Исилькульского района выявлены нарушения правил пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в деятельности Гофнунгстальского сельского Дома культуры..

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

На основании ст. 37 вышеуказанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В порядке п. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В силу п. 3 Правил наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В п. 14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» указано, что перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

Согласно п. 9 таблицы 1 Приложения к НПБ 110-03 объектами, подлежащими защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, являются здания общественного и административно-бытового назначения.

Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» в соответствии с п. 1.1 установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

На основании п. 1.2. Приказом закреплены нормы, которые устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

Пунктом 2 Приказа предусмотрено, что система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

В соответствии с п. 9 таблицы 2, закрепленной в п. 5.1. Приказа, для клубов, которые должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, определен тип данной системы.

Приказом Министерства культуры РФ от 01.11.1994 N 736 введены в действие «Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94)».

В силу п. 1.1. Правила являются обязательными для театров, концертных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, домов (дворцов) культуры, клубов, библиотек, музеев, и др. независимо от форм собственности.

В порядке п. 9.1 Правил все учреждения культуры должны быть обеспечены средствами извещения о пожаре.

Пунктом 9.3. Правил установлено, что здания театров, музеев, картинных галерей, цирков, зоопарков, выставочных залов, планетариев, крупных библиотек и других мест массового пребывания людей, а также помещения с большим количеством материальных ценностей должны оборудоваться автоматическими системами извещения о пожаре.

Исходя из подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», под противодействием терроризму следует понимать, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пунктом 3 ст. 3 Закона установлено, что террористический акт - совершение взрыва, поджогаили иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 19.1 ч. 1 ст. 15 установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в здании Гофнунгстальского сельского Дома культуры отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре.

В соответствии с п. 1.4. Устава межпоселенческого учреждения культуры «Исилькульская централизованная клубная система» учредителем МУК ИЦКС является муниципальный район в лице Управления культуры администрации Исилькульского муниципального района. Согласно п. 7раздела 2 Устава в состав МУК ИЦКС входит Гофнунгстальский сельский Дом культуры..

В силу п. 5.2 Устава одним из источников финансовых ресурсов МУК ИЦКС являются бюджетные и внебюджетные средства.

Таким образом, в деятельности Гофнунгстальского сельского Дома культуры допускаются грубые нарушения законодательства о пожарной безопасности, что создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Сложившаяся ситуация также является нарушением законодательства о противодействии терроризму, поскольку в отсутствие состояния защищенности от пожара становится более вероятным совершение террористического акта путем поджога.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчиков Гофнунгстальского сельского Дома культуры и Управления культуры администрации Исилькульского муниципального района Ключников С.П. исковые требования признал частично, пояснив, что действительно указанные нарушения имеют место, но устранить их в кратчайшие сроки не представляется возможным ввиду отсутствия средств.

Представитель ответчика Администрация Исилькульского муниципального района Омской области Фомин Г.А. исковые требования не признал, пояснив, что в бюджете нет средств для устранения выявленных нарушений.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

На основании ст. 37 названного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Пунктом 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Приказом Министерства культуры РФ от 01.11.1994 N 736 введены в действие «Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94)».

В силу п. 1.1. Правила являются обязательными для театров, концертных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, домов (дворцов) культуры, клубов, библиотек, музеев, и др. независимо от форм собственности.

В порядке п. 9.1 Правил все учреждения культуры должны быть обеспечены средствами извещения о пожаре.

Пунктом 9.3. Правил установлено, что здания театров, музеев, картинных галерей, цирков, зоопарков, выставочных залов, планетариев, крупных библиотек и других мест массового пребывания людей, а также помещения с большим количеством материальных ценностей должны оборудоваться автоматическими системами извещения о пожаре.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 19.1 ч. 1 ст. 15 установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Согласно информации начальника отдела ГПН Исилькульского района Омской области в здании Гофнунгстальского сельского Дома культуры отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре.

В соответствии с п. 1.4. Устава межпоселенческого учреждения культуры «Исилькульская централизованная клубная система» учредителем МУК ИЦКС является муниципальный район в лице Управления культуры администрации Исилькульского муниципального района. Согласно п. 7 раздела 2 Устава в состав МУК ИЦКС входит Гофнунгстальский сельский Дом культуры..

В силу п. 5.2 Устава одним из источников финансовых ресурсов МУК ИЦКС являются бюджетные и внебюджетные средства.

Таким образом, в деятельности Гофнунгстальского сельского Дома культуры допускаются грубые нарушения законодательства о пожарной безопасности, что создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Исилькульского муниципального района Омской области, Управления культуры администрации Исилькульского муниципального района Омской области, администрации Гофнунгстальского сельского Дома культуры Исилькульского муниципального района Омской области в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Исилькульского муниципального района Омской области, Управление культуры администрации Исилькульского муниципального района Омской области, администрацию Гофнунгстальского сельского Дома кульутры Исилькульского муниципального района Омской области принять меры к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности путем оснащения здания Гофнунгстальского сельского Дома культуры автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.

Взыскать в доход государства госпошлину с администрации Исилькульского муниципального района Омской области в размере 1333 руб. с Управления культуры администрации Исилькульского муниципального района Омской области в размере 1333 руб., с администрации Гофнунгстальского сельского Дома культуры Исилькульского муниципального района Омской области в размере 1333 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Обухова В.М.