Дело № 2-763/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исилькульский городской суд Омской области в составе
председательствующего судьи Н.Г.Глазковой,
при секретаре Черкозьяновой Т.Ю.,
с участием прокурора Лаптевой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуль 09 декабря 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Исилькульской межрайонной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации Лесного сельского поселения по постановке на учет бесхозяйных водопроводных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Лесного сельского поселения по постановке на учет бесхозяйных водопроводных сетей, в обоснование указав, что проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой проверкой было установлено наличие на территории <адрес> водопроводных сетей, обеспечивающих население водой, которые являются бесхозяйными ввиду того, что на балансе предприятий они не стоят, в собственности Российской Федерации, Омской области Исилькульского муниципального района и Лесного сельского поселения Исилькульского муниципального района не значатся. На учет как бесхозяйное имущество данный объект не поставлен. Ссылаясь на ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.130, 225 ГК РФ, Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. №580 прокурор указывает, что администрацией Лесного сельского поселения заявление о принятии на учет объекта недвижимого имущества - водопроводных сетей - не подавалось.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Глава Лесного сельского поселения ФИО3 требования прокурора не признал, представил суду отзыв, в котором указал, что на территории поселка лесной разводящих водопроводных сетей, обеспечивающих население питьевой водой нет, имеются водопроводные сети, подающие техническую воду, которые являться бесхозяйными не могут. В соответствии с мероприятиями по продолжению строительства и реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей в <адрес>, утвержденными в декабре 2003 года заместителем губернатора Омской области был заключен муниципальный контракт по реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей в <адрес> между муниципальным заказчиком - администрацией Исилькульского муниципального района и подрядной организацией ОАО ПМК-108 «<адрес>». Завершена реконструкция внутрипоселковых разводящих сетей в 2009 году. Согласно действующим нормативно-правовым документам и копиям актов приемки законченного строительства объекта «Реконструкция внутрипоселковых водопроводных сетей в <адрес>» не является бесхозяйным, а принадлежит муниципальному заказчику, то есть Исилькульскому муниципальному району. При преобразовании государственного предприятия совхоз Лесной в АОЗТ «<данные изъяты>» объект недвижимости разводящие внутрипоселковые сети и межпоселковые водопроводы <адрес> и <адрес> не были включены в программу приватизации государственного имущества и до настоящего времени эксплуатировались хозяйствующим субъектом, то есть СПК «<данные изъяты>». Полагает что разводящие сети и водопроводы остались государственными, поскольку СПК «<данные изъяты>» последовательно является правопреемником совхоза «<данные изъяты>». Ссылаясь на п.2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 указывает, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 независимо от того на чьем балансе они находятся передаются в муниципальную собственность городов и районов (кроме районов в городах), то есть от имени государства распоряжение данным объектом недвижимости разрешено Исилькульскому муниципальному району. Передача объектов муниципальной собственности от одного муниципального образования другому осуществляется на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ и Положения о порядке приема и оформления имущества из других форма собственности в муниципальную собственность Лесного сельского поселения, утвержденному Советом Лесного сельского поселения от 27.05.2010 г. №20.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ответом от 25.10.2010 г. №227 на запрос прокурора СПК «<адрес>» сообщил, что на территории СПК «<адрес>» находится 28,4 км внутрипоселковых и 45 км межпоселковых водопроводных сетей, в том числе в собственности СПК - 12,4 км. До 1991 г. все водопроводные сети находились на балансе ГК «Союзглавсельхозводоснабжение» треста «Союзцелинвод» Булаевского группового водопровода; после распада СССР прекратилось поступление питьевой воды, водопроводные сети в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, а.<адрес> <адрес> оказались брошены и до настоящего времени не имеют собственника. Жители 7 населенных пунктов остались без какого-либо водоснабжения. Чтобы частично решить проблему населения с водой, хозяйство вынуждено было пробурить скважины с технической водой и подключить к ним брошенные водопроводные сети, а для обеспечения питьевой водой был приобретен за счет средств акционеров и хозяйства спец.автомобиль по подвозу воды из <адрес>. В 2006 - 2007 гг. проведена реконструкция водопровода в <адрес> за счет средств федерального, областного и местного бюджетов заказчиком которого выступал УКС Омской области, но собственник водопровода до сих пор не определен.
Согласно ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Вопросы местного значения определены ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.4 ч.1 ст.14 названного Закона, организация в границах поселения водоснабжения населения отнесено к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
При этом ст.19 указанного Закона предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
С учетом указанных норм действующего законодательства отсутствие собственника и неопределенность балансовой принадлежности водопроводных сетей влечет за собой неисполнение установленной законом обязанности по обеспечению населения сельского поселения водой соответствующего санитарным правилам качества, и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по водоснабжению населения и предупреждению использования водных объектов в случае установления их опасности для здоровья.
В соответствии со ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, действующее законодательство прямо определяет субъекта, который может обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, в качестве такового назван только орган местного самоуправления на территории которого находится соответствующий объект недвижимости.
Как установлено судом, водопроводные сети находятся на территории Лесного сельского поселения.
Доводы главы Лесного сельского поселения о том, что спорные водопроводные сети находятся в государственной собственности и правом распоряжения данным объектом наделен Исилькульский муниципальный район суд находит необоснованными, они опровергнуты исследованными судом доказательствами.
Как следует из сообщения Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), объекты недвижимости - водопроводные сети, расположенные по адресу <адрес>, в реестре федерального имущества не значатся.
Согласно сообщению Министерства имущественных отношений Омской области водопроводные сети в <адрес> в собственности Омской области не находится.
Из писем главы Исилькульского муниципального района Омской области председателю СПК «<данные изъяты>» от 02.06.2009 г. №01-21/526 и прокурору района от 25.10.2010 г. №01-20/1209 следует, что водопроводные сети, расположенные на территории <адрес> в собственности Исилькульского муниципального района Омской области не принимались.
Представленные суду главой сельского поселения акты приемки реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей в <адрес> свидетельствует не о принятии указанного объекта в собственность района, а о принятии заказчиком результатов работ на данном объекте, проводившихся по договору подряда,.
Между тем, как следует из соглашения о долевом участии в реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей в <адрес> от 10.08.2009 г., администрация поселения передала администрации района финансовые средства, в том числе 350000 рублей собственных средств на долевое участие в реконструкции водопроводных сетей в <адрес> с правом проверки целевого использования переданных финансовых средств. В представленном суду дополнительном соглашении №1-09 к муниципальному контракту №24-08 от 17.08.2009 г администрация Исилькульского муниципального района выступает как Муниципальный заказчик, администрация Лесного сельского поселения - как Инвестор.
Положение о порядке приема и оформления имущества из других форма собственности в муниципальную собственность Лесного сельского поселения, утвержденное решением Совета Лесного сельского поселения от 27.05.2010 г. №20, на которое ссылается ответчик, не содержит норм о порядке постановки на учет и принятии в муниципальную собственность сельского поселения бесхозяйного имущества. В то же времяп.1.2 данного Положения предусматривает, что в установленном законом и Положением порядке могут приниматься в муниципальную собственность администрации Лесного сельского поселения в том числе водопроводные и водоотводные сети.
С учетом исследованных доказательств суд находит требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.225 ГК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Лесного сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных водопроводных сетей, находящихся на территории Лесного сельского поселения.
Обязать администрацию Лесного сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в установленном порядке подать в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о принятии на учет бесхозяйных водопроводных сетей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Г.Глазкова