Решение от 07.02.2011 года по иску Исилькульского межррайонного прокурора в интересах Тарабариной Н.Н. к Администрации Исилькульского муниципального района и Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-24/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е.

с участием прокурора Лаптевой А.Н.

при секретаре Буяковой Ж.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 07.02.2011 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Тарабариной Н.Н. к Администрации Исилькульского муниципального района и Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то,что в Исилькульскую межрайонную прокуратуру обратилась Тарабарина Н.Н. о защите жилищных прав, нарушенных администрацией Исилькульского муниципального района в части не предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как ребенку- сироте.

Проведенной проверкой установлено, что Тарабарина Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации Исилькульского муниципального района № 299 от 30.05.1997 года опекуном несовершеннолетней Тарабариной Н.Н. была назначена ФИО5 Жилье за Тарабариной Н.Н. не закреплялось.

№ года в связи с достижением Тарабариной Н.Н. 18 лет, опека над ней была прекращена в силу п.3ст. 40 ГК РФ.

Постановлением главы Исилькульского городского поселения № 272 от 25.11.2008 года Тарабарина Н.Н.. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Установлено,что Тарабарина Н.Н. собственного жилья не имеет.

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам м детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно абзаца 2,3 ч.1 ст.8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой ( попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст.ст. 4,5 Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-0З « О государственной политике Омской области в жилищной сфере», к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений.

В соответствии с п.п. 14-16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ от 04.07.2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети- сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой ( попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять предоставляемые им субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей-сирот независимо от состава семьи.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав,свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Просил обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области предоставить Тарабариной Н.Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области. Взыскать с ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет.

В судебном заседании представитель истца помощник Исилькульского межрайпрокурора Лаптева А.Н. иск поддержала и привела в его обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнение показала,что ежегодно Администрации Исилькульского муниципального района выделяются субвенции из бюджете Омской области для приобретения жилых помещений для детей-сирот. На 2011 год Исилькульскому району запланировано выделение субвенций для приобретения жилья для детей-сирот на сумму 4 490446 рублей, субвенции выделялись и в прошлые годы. Кроме того, выделение жилых помещений детям-сиротам Законом не поставлено в зависимость от номера очереди и момента выделения субвенций, ст. 57 ЖК РФ установлено внеочередное предоставление им жилых помещений, просила исковые требования удовлетворить.

Заинтересованное лицо на стороне истца Тарабарина Н.Н. исковые требования поддержала, суду показала,что под опекой находилась с 1997 года. Опекуном была их тетка ФИО5, а проживали они все время в доме бабушки ФИО7 по адресу <адрес>,ул. <адрес>. Дом у бабушки не благоустроенный, состоит из 3-х комнат, а в нем проживают пятеро взрослых лиц: бабушка, два старших брата, старшая сестра и она. На очередь на получение жилья она была поставлена в2008 году. После этого в 2009 году обращалась к Главе Исилькульского городского поселения ФИО8, который пояснил, что нужно ждать своей очереди. В 2010 году она обращалась к Главе Администрации Исилькульского МР ФИО9, который также предложил ждать очереди. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика главный специалист юридического сектора Тарасов С.М. иск не признал, суду показал,что Тарабарина Н.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, с 2008 года. Согласно единого регистрационного списка детей сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год она значится под номером 70. Иск они не признают потому,что если в настоящее время суд примет решение о предоставлении Тарабариной Н.Н. жилого помещения, то будут ущемлены права тех детей-сирот, которые встали на учет раньше нее. Областной бюджет выделяет им средства на приобретение квартир детям -сиротам, но этих средств не хватает на предоставление жилых помещений всем детям-сиротам, состоящем на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма единовременно, так как на учете их состоит 234 человека. Так в 2010 году на приобретение квартир для детей-сирот областным бюджетом было запланировано выделить-3 925800 рублей, а фактически было выделено 2789300 рублей. В 2010 году району не хватило субвенций, чтобы предоставить жилые помещения всем детям-сиротам по решениям Исилькульского городского суда. На 2011 год запланировано выделить Исилькульскому району субвенций на эти цели в сумме 4 490446 рублей, но пока не выделено ни одного рубля. По опыту прошлого года деньги на приобретение жилья детям-сиротам из областного бюджета были выделены только в июле 2010 года. Когда деньги будут выделены на это в нынешнем году ему не известно, кассового плана пока нет. В бюджет Исилькульского муниципального района не включаются расходы на приобретение жилых помещений для детей-сирот, так как согласно ч.5 ст. 19 ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч.3, ч.5 ст. 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Финансирование полномочий по предоставлению омещений детям-сиротам не является обязанностью муниципального образования, а осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Кроме того, считает,что не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании с них госпошлины, поскольку согласно ст. 333.35 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины.

Просил иск оставить без удовлетворения.

Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит,что иск подлежит удовлетворению.

В силу статей 12, ч.1 ст. 130, ч.1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и ( или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам в частности относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении ( городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии с положениями ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию, провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено,что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывании в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.05 года № 722-ОЗ « О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в этой сфере.

Так, ст. 14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, утвержденного Законом Омской области от 04.07.08 года № 1067, предусмотрено, что состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой ( попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», норма предоставления площади жилого помещения составляет 33кв.м независимо от состава семьи.

Пунктом 15 Кодекса предусмотрено,что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

Из Постановления Главы Администрации Исилькульского района Омской области № 299 от 30.05.1997 года следует, что над Тарабариной Н.Н. установлена опека и попечительство, опекуном назначена ФИО12 Удостоверением от 04.06.1997 года подтверждается назначение ФИО13 опекуном Тарабариной Н.Н.

Из копии постановления главы Исилькульского городского поселения № 272 от 25.11.2008 года « О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» следует, что Тарабарина Н.Н., принята на учет, в качестве нуждающейся в жилых помещениях на состав семьи 1 человек и включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Из Единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год по Исилькульскому району Омской области следует,что Тарабарина Н.Н. состоит в списке

под № 70.

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 06/017/2010-436 от 13.12.2010 года подтверждается отсутствие в собственности Тарабариной Н.Н. недвижимого имущества.

Из представленной ответчиком Таблицы № 1 распределения субвенций муниципальных образований Омской области из Областного фонда компенсаций на 2010 год следует,что Исилькульскому району Омской области было запланировано выделить на 2010 год субвенций бюджетам муниципальных районов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2010 год в сумме 3925800 рублей и в редакции Закона Омской области от 10.12.2010 года № 1314-ОЗ данная сумма субвенций была уменьшена до 2789300 рублей.

На 2011 год запланировано выделить Исилькульскому району субвенций в сумме 4490446 рублей.

Согласно Бюджету Исилькульского муниципального района Омской области за 2010 год следует, что деньги на приобретение жилых помещений для детей сирот поступили только в июле 2010 года в сумме 2789300 рублей. Это подтверждается также кассовым планом поступления доходов на 2010 год.

Из уведомления изменения распределения кассовых выплат по расходам областного бюджета на 2011 год следует,что Исилькульскому муниципальному району запланировано выделить субвенций на сумму 4490446 рублей.

Статьей 15.1 и 16 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено,что объем субвенций на очередной финансовый год определяется Законом Омской области «Об областном бюджете».

Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей- сирот, независимо от состава семьи.

Согласно обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, Тарабарина Н.Н. состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма и включена в список на внеочередное предоставление указанного жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В бюджет Исилькульского муниципального района ежегодно выделяются средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из бюджета Омской области в виде субвенций.

Включение Тарабариной Н.Н. в список на внеочередное предоставление жилья, и не предоставление ей жилого помещения с 2008 года является нарушением администрацией Исилькульского муниципального района положений ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а также ч.1 ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище.

Поскольку Тарабарина Н.Н. обратилась с заявлением в Исилькульскую межрайонную прокуратуру в защиту своих прав на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, прокурор, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе был обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, в защиту ее прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище.

Представитель истца в судебном заседании отказался от своих исковых требований в части взыскания с ответчика госпошлины, согласившись, что в соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, вопрос о взыскании с ответчиков государственной пошлины в соответствии со ст. 98,103 ГПК РФ-исчерпан.

Кроме того, истец включил в число ответчиков- Правительство Омской области, однако никаких исковых требований в отношении данного ответчика не выдвинул. Следовательно суд, в силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ, вправе рассматривать лишь те исковые требования, которые указаны в исковом заявлении а также подтверждены в судебном заседании и принимать по ним решение.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области предоставить Тарабариной Н.Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи в Исилькульский городской суд.

Судья: Т.Е. Хурцилава

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.