Дело № 2-167/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Исилькуль 21 марта 2011 года
Исилькульский городской суд Омской области
в составе председательствующего Боронко Н.Д.,
с участием прокурора Акатовой А.В.,
при секретаре Прудник В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия и обязании произвести очистку автомобильных дорог администрации Солнцевского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в Исилькульский городской суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании произвести очистку автомобильных дорог общего пользования, указав, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в деятельности администрации Солнцевского сельского поселения.
Результаты свидетельствуют о наличии нарушений указанного выше законодательства в деятельности администрации Солнцевского сельского поселения, выразившееся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения, путем своевременного очищения дороги от снега.
Согласно информации, предоставленной ОГИБДД Исилькульского ГОВД, в ходе проверки установлено, что администрация Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности по содержанию автомобильных дорог на территории Солнцевского сельского поселения.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п.6 ст.3 Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п.1 и п.8 ст.6 Закона, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 1 и 11 ст.13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно п.п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к вопросам местного значения поселения относятся в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного Распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам" (далее - Руководство) установлены основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период.
Руководство является обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.
В соответствии с п. 1.2 Руководства работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93 и соответствовать заданному уровню содержания.
Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия:
- профилактические, цель которых - не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием;
- повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.
Согласно требованиям п. 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», введенного в действие с 01.07.1994 г. (далее- ГОСТ Р 50597-93) проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Согласно п. 6.1.1 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (взамен ВСН 24-88) непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.
Как следует из материалов проверки, проведенной должностными лицами ОГИБДД Исилькульского ГОВД в рамках осуществления своих полномочий, предусмотренных п. 19 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции», Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711, администрацией Солнцевского сельского поселения содержание автомобильных дорог осуществляется ненадлежащим образом.
Установлено, что автодорога, ведущая от с. Солнцево до свалки для отходов, расположенной на территории ЗАО «<данные изъяты> протяженностью 1,5 км на проезжей части дороги имеются снежные валы, что препятствует движению автотранспорта для вывоза отходов.
Кроме того, в межрайонную прокуратуру 9 марта 2011 года поступила коллективная жалоба от жителей с. Солнцевка Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, в которой жители села жалуются на непринятие мер по очистке вышеуказанной дороги от снега с середины февраля 2011 года и невозможности вывоза мусора на свалку.
Указанные выше факты в деятельности администрации Солнцевского сельского поселения как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для вывоза отходов на свалку эту дорогу Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований в связи удовлетворением ответчиком добровольно исковых требований до рассмотрения дела судом.
Ответчик не возражает против прекращения дела производством, пояснил, что дорога, ведущая от с. Солнцево до свалки для отходов, расположенной на территории ЗАО «Солнцево», протяженностью 1,5 км., расчищена от снежных валов.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим прекращению в связи с отказом истца от иска и принятием его судом.
Принимая во внимание, что отказ от иска не противоречит закону, при этом не нарушены права других лиц. Истцу разъяснена ст. 220 ГПКРФ, последствия отказа от иска.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 173, 220, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по гражданскому делу по иску Исилькульского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия и обязании произвести очистку автомобильных дорог администрации Солнцевского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в связи с отказом истца от иска и принятием его судом.
Определение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд в течение 10 дней.
Судья Н.Д.Боронко