Решение от 28.04.2011 года по иску Гусейновой Н.Т. к Администрации Исилькульского муниципального района и Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-250/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е.

при секретаре Буяковой Ж.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 28.04.2011 года гражданское дело по иску Гусейновой Н.Т к Администрации Исилькульского муниципального района и Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Гусейнова Н.Т. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то,что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот. Ее отец ФИО 6 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать- ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы Исилькульского муниципального образования от 15.02.2005 года ее дядя ФИО6 был назначен ее опекуном. С 18.08.2010 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей.

В настоящее время ввиду отсутствия собственного жилья, она вынуждена проживать в жилом помещении ( комнате) по договору коммерческого найма по адресу <адрес>

В марте 2011 года она обратилась в Администрацию Исилькульского муниципального района за информацией по вопросу предоставления мне жилого помещения по договору социального найма. Ответом от 17.03.2011 года № 01-46/324 Администрация Исилькульского муниципального района сообщила, что она состоит на учете в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за № 277.

До настоящего времени ей не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 « Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех форм профессионального образования.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении уже почти год. До того, как устроилась на работу, она вообще не знала, что имеет право на получение жилья по договору социального найма, поэтому на учет встала самостоятельно, уже после прекращения попечительства. Мой опекун до прекращения опеки не поставил ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как тоже не знал о социальных гарантиях для детей-сирот.

В соответствии с Законом Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ « Об областном бюджете на 2011 года распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год. Исилькульскому району на 2011 год выделено субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 4490446 рублей. Просила обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

В судебное заседание Гусейнова Н.Т не явилась, доверила дело рассмотреть в ее отсутствии с участием ее представителя.

Представитель истицы Григорян Г.С. иск поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила его удовлетворить. С отсрочкой исполнения решения суда до 01.09.2011 года согласна.

Представитель ответчика главный специалист юридического сектора Тарасов С.М. иск признал, суду показал,что Гусейнова Н.Т. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, на основании постановления администрации муниципального района от 18.08.2010 года под № 222. Областной бюджет выделяет им средства на предоставление квартир детям -сиротам, но этих средств не хватает на предоставление жилых помещений всем детям-сиротам, состоящем на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма единовременно, так как на учете их состоит 245 человек. Так в 2010 году на приобретение квартир для детей-сирот областным бюджетом было запланировано выделить-3 925800 рублей, а фактически было выделено 2789300 рублей. В 2010 году району не хватило субвенций, чтобы предоставить жилые помещения детям-сиротам по решениям Исилькульского городского суда. На 2011 год запланировано выделить Исилькульскому району субвенций на эти цели в сумме 4 490446 рублей, но по уточненным данным комитета финансов она уменьшена до 3 630000 рублей, но на 27.04 2011 года деньги для этих целей из областного бюджета пока не поступили. По опыту прошлого года ему известно, что деньги на приобретение жилья детям-сиротам из област ного бюджета были выделены только в июле 2010 года. Исходя из этого просил, отсрочить исполнение решения до 01.09.2011 года, так как, если в июне-июле 2011 года и поступят эти деньги, необходимо будет провести определенную процедуру приобретения жилья в муниципальную собственность, что связано с подысканием соответствующих жилых помещений и объявления торгов.

Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит,что иск подлежит удовлетворению.

В силу статей 12, ч.1 ст. 130, ч.1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и ( или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам в частности относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении ( городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии с положениями ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию, провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г.№ 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей*сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми-сиротами признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку у Гусейновой Н.Т. оба родителя умерли, когда ей было от 3 до 10 лет, а на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма она встала в 22 года, она является ребенком -сиротой.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено,что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывании в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.05 года № 722-ОЗ « О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в этой сфере.

Так, ст. 14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, утвержденного Законом Омской области от 04.07.08 года № 1067, предусмотрено, что состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой ( попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», норма предоставления площади жилого помещения составляет 33кв.м независимо от состава семьи.

Пунктом 15 Кодекса предусмотрено,что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

Свидетельствами о смерти №-ЮС от ДД.ММ.ГГГГ и №-ЮС от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается,что отец истицы ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из решения акима <данные изъяты> сельского округа № 8 от 25.05.1998 года опекуном Гусейновой Н.Т. назначен ФИО6 Удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Исилькульским муниципальным районом Омской области, подтверждается назначение ФИО6 опекуном Гусейновой Н.Т.

Согласно Постановления Главы Исилькульского муниципального района от 15.02.20055 года № 166 Гусейнова Н.Т. поставлена на учет в органах опеки района и опекуну ФИО6 назначено денежное пособие.

Из Единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год по Исилькульскому району Омской области следует,что Гусейнова Н.Т. состоит в списке

под № 222.

Из договора найма жилого помещения от 01.02.2011 года следует,что Гусейнова Н.Т. заключила настоящий договор с ФИО10 на наем жилой комнаты в <адрес> в <адрес>, площадью 16 кв.м за 1500 рублей в месяц сроком на 11 месяцев.

Из представленной представителем ответчика справки № 132 от 27.04.2011 года следует,что на 2011 год из областного бюджета Исилькульскому району Омской области

выделена сумма 3630000 рублей на исполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. На 27.04.2011 год средства в район на исполнение данных полномочий не поступили.

Согласно кассового плана на 2011 год субвенции на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями на 2011 год выделены в сумме 3 630000 рублей.

Согласно Бюджету Исилькульского муниципального района Омской области за 2010 год следует, что деньги на приобретение жилых помещений для детей сирот поступили только в июле 2010 года.

.

Статьей 15.1 и 16 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено,что объем субвенций на очередной финансовый год определяется законом Омской области об областном бюджете.

Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей- сирот, независимо от состава семьи.

Согласно обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, Гусейнова Н.Т. состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма и включена в список на внеочередное предоставление указанного жилого помещения, как ребенок-сирота.

Включение Гусейновой Н.Т. в список на внеочередное предоставление жилья, является нарушением администрацией Исилькульского муниципального района положений ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а также ч.1 ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище.

Бюджету Исилькульского муниципального района выделены средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот, из Омского областного бюджета в виде субвенций, которые на 27.04.2011 года в бюджет района еще не поступили.

Представитель ответчика Тарасов С.М. просил отсрочить исполнение решения суда до 01.09.2011 года, поскольку деньги на приобретение жилья для детей сирот из областного бюджета пока не поступили, а процедура приобретения жилья требует определенного времени, так как это связано с подисканием соответствующего нормам жилья, объявлением торгов для его приобретения. Представитель истца согласна с отсрочкой исполнения решения суда до 01.09.2011 года.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, по заявлению лиц, участвующих в деле вправе отсрочить исполнение решения суда, исходя из имущественного положения сторон.

Таким образом, у суда имеются основания для предоставления отсрочки решения суда по заявлению представителя ответчика и согласия на это представителя истца до 01.09.2011 года.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области предоставить Гусейновой Н.Т. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области.

Отсрочить исполнение решения суда до 01.09.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи в Исилькульский городской суд.

Судья: Т.Е. Хурцилава

.