Решение от 09.06.2011 года по иску Костаревой С.П. к ГУ Управления пенсионного фонда РФ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2- 292/2011

Решение

Именем Российской Федерации

г. Исилькуль                                                                                                   09 июня 2011 года

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Боронко Н.Д.

при секретаре Прудник В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костаревой С.П. к ГУ Управления пенсионного фонда РФ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

                                                          установил:

В суд с исковым заявлением обратилась Костарева С.П., указывая, что она в настоящее время работает в МОУ «<данные изъяты> в качестве учителя музыки.

03.03.2011 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области с просьбой назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Решением ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области (протокол № 50 от 10.03.2011г.) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа по следующим периодам работы:

- в должности старшей пионервожатой в МОУ «<данные изъяты>» с 01.10.1993г. по 31.08.1994г.;

- с 18.08.1986г. по 24.02.1988г. музыкальным работником в детском саду «<данные изъяты>

- с 25.02.1988г. по 14.09.1988г. музыкальным руководителем в детском саду «<данные изъяты>

- нахождение на курсах повышения квалификации с 22.11.1994г. по 26.11.1994г., с 10.11.1998г. по 21.11.1998г., с 13.09.2004г. по 26.09.2004г.;

- учебные отпуска с 01.10. 2001г. по 31.01.2002г.

С решением ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области не согласна и считает, что:

Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п.4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях; организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Данное условие ею было выполнено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».

С учетом этого обстоятельства, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01 августа 2007 года, считает, что период работы в качестве в должности старшей пионервожатой в МОУ «<данные изъяты>» с 01.10.1993г. по 31.08.1994г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Учитывая изложенное, считает необходимым включение в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы в должности старшей пионервожатой в МОУ «<данные изъяты>» с 01.10.1993г. по 31.08.1994г.

Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Пп. 10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» декларируется, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.3 вышеуказанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

То есть по смыслу данного правового акта пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности. Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей в течение 25 лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Отсутствие должности музыкальный работник в «Списке профессий и должностей, работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей. ..» утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 не лишает ее право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960г. № 19 разъясняет, что по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям.

При определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров и СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года № 19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение истицы в области пенсионного обеспечения, а потому применению не подлежат.

Исключив из списка должность «музыкальный работник», законодатель тем самым ухудшил ее положение.

Право на досрочное назначение пенсии дает характер выполняемой ею работы, а не ее название.

Работая в качестве музыкального работника, она вела педагогическую деятельность с детьми, что подтверждается документально.

Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003г. № 39 установлено тождество должностей «музыкальный работник» и «музыкальный руководитель».

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 июня 2005г. № 33-1980(05), указано, что, в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

По смыслу данных норм лицом, обращающимся за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, должны быть представлены документы, подтверждающие выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня. Таким документом является трудовая книжка установленного образца. Требование о предоставлении дополнительных документов возможно только в случае, если записи в трудовой книжке не свидетельствуют о выполнении работы в течение полного рабочего дня.

Исходя из указанного, считает, что периоды работы с 18.08.1986г. по 24.02.1988г. музыкальным работником в детском саду <данные изъяты>»; с 25.02.1988г. по 14.09.1988г. музыкальным руководителем в детском саду «<данные изъяты> незаконно исключены из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006г. и 14.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г. (вопрос 30) указывает на то что, прохождение работником повышения квалификации с отрывом от работы осуществляется на основании ст.187 Трудового кодекса РФ. На это время за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Указанный период рекомендовано включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В периоды с 22.11.1994г. по 26.11.1994г., с 10.11.1998г. по 21.11.1998г., с 13.09.2004г. по 26.09.2004г. она находилась на курсах повышения квалификации, за эти периоды ей выплачивалась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Данные обстоятельства подтверждаются справками.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации 22.11.1994г. по 26.11.1994г., с 10.11.1998г. по 21.11.1998г., с 13.09.2004г. по 26.09.2004г. считает, незаконно исключены из стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Верховный Суд РФ в Определении от 6 декабря 2006г. № 14-806-34 обозначил следующее: в соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 953, п.3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку, осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, а потому с учетом положений ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 953, п.3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

С учетом указанных обстоятельств, считает, что ее права нарушены. Время нахождения на учебе с 01.10.2001г. по 31.01.2002 г. неправомерно исключено из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с чем просит признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области (протокол № 50 от 10.03.2011г.) об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области произвести расчет ее стажа педагогической деятельности с учетом периодов:

- в должности старшей пионервожатой в МОУ «<данные изъяты>» с 01.10.1993г. по 31.08.1994г.;

- с 18.08.1986г. по 24.02.1988г. музыкальным работником в детском саду «<данные изъяты>

- с 25.02.1988г. по 14.09.1988г. музыкальным руководителем в детском саду «<данные изъяты>

- нахождение на курсах повышения квалификации с 22.11.1994г. по 26.11.1994г., с 10.11.1998г. по 21.11.1998г., с 13.09.2004г. по 26.09.2004г.;

- учебные отпуска с 01.10.2001г. по 31.01.2002г.

Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей в течение 25 лет с учетом вновь исчисленных периодов, с момента обращения ее за пенсией, а именно с 03.03.2011г.

Взыскать с ответчика понесенные судебные расходы в размере -: 200 рублей в виде госпошлины.

В судебном заседании истица отказалась от части иска о включении периодов ее работы - с 18.08.1986г. по 24.02.1988г. музыкальным работником в детском саду «<данные изъяты>»;

- с 25.02.1988г. по 14.09.1988г. музыкальным руководителем в детском саду «<данные изъяты> указывая, что периоды ее работы ответчиком были включены в ее педагогический стаж в качестве музыкального руководителя и музыкального работника, в данной части от иска она отказывается в связи с вышеуказанным добровольно, последствия отказа в части иска ей разъяснены и понятны.

Судом вынесено постановление о принятии отказа истца от части иска. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии за период ее работы - с 18.08.1986г. по 24.02.1988г. музыкальным работником в детском саду «<данные изъяты>

- с 25.02.1988г. по 14.09.1988г. музыкальным руководителем в детском саду «<данные изъяты> в данной части производство по делу прекращено.

В остальной части исковые требования поддержала, просит суд обязать ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области произвести расчет ее стажа педагогической деятельности с учетом периодов:

- в должности старшей пионервожатой в МОУ «<данные изъяты>» с 01.10.1993г. по 31.08.1994г.;

нахождение на курсах повышения квалификации с 22.11.1994г. по 26.11.1994г., с 10.11.1998г. по 21.11.1998г., с 13.09.2004г. по 26.09.2004г.;

- учебный отпуск с 01.10.2001г. по 31.01.2002г, дополнив, что на момент отмены постановления Совета Министров и СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, она работала в должности старшей пионервожатой в МОУ « <данные изъяты> в период с 20.09.2988 года по 01.09.1994 года и принимая во внимание, что она не после 01.10.1993 года приступила к работе в качестве старшей пионервожатой, а в момент отмены данного постановления уже работала в данной должности и продолжала работать до 01.09.1994 года, данный период должен быть зачтен в специальный педагогический стаж работы, поскольку период ее работы в должности старшей пионервожатой с 20.09.1988 года по 30.09.1993 года включен в специальный педагогический стаж, а после отмены Постановления стаж не учитывается, не смотря на то, что она продолжала работать в той же должности, в том же учреждении.

Представитель истицы по доверенности - Гераськина Л.В. ранее в судебном заседании исковые требования Костаревой С.П. поддержала в полном объеме, считает, что в льготный стаж работы истицы подлежит зачтению время нахождения ее на курсах повышения квалификации, поскольку на курсы повышения квалификации она направлялась соответственно на основании приказа и за время нахождения на курсах, за ней сохранялось место ее работы и заработная плата.

Время нахождения в дополнительном учебном отпуске в период с 01.10.2001 года по 31.01. 2002 года также подлежит зачету в льготный педагогический стаж, поскольку она в данный период повышала свой профессиональный уровень, получала высшее педагогическое образование, за ней также сохранялось место ее работы и средний заработок, взносы в пенсионный фонд отчислялись.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания право вой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».

С учетом этого обстоятельства, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01 августа 2007 года, считает, что период работы в качестве в должности старшей пионервожатой в МОУ «<данные изъяты>» с 01.10.1993г. по 31.08.1994г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

Пункт 1 названной выше статьи содержит 21 подпункт, охватывающий соответственно 21 категорию застрахованных лиц, которым (при определенных условиях) досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости за работу в определенной сфере профессиональной деятельности.

В частности, подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по возрасту. При этом, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 2 статьи 27).

Решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется органами ПФР с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Согласно правовой позиции, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г, либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», упомянутый выше акт Конституционного Суда РФ не содержит.

Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, действующими соответственно до 01 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года.

Кроме того, период работы в качестве пионервожатой приходился на тот момент, когда действовало Постановление СМ СССР от 17.12.1959г. № 1397, где утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В данный перечень включены средние школы, независимо от их наименования.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением СМ СССР 17.12.1959 года № 1397 (пункт 2) предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1, засчитываются: работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Однако, пунктом 4 приведенного выше Положения, предусмотрено, что время работы, указанной в пункте 2, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом, для зачета времени в качестве пионервожатой (старшей пионервожатой) в специальный стаж, он должен составлять не менее 16 лет 08 месяцев.

На момент отмены Постановлением СМ № 953 от 22.09.1993г. Положения о порядке исчисления стажа работы для назначения пенсий за выслугу лет от 17 декабря 1959 года № 1397 - 22 сентября 1993 года стаж педагогической деятельности (специальный стаж) Костаревой С.П. в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками, составляет 2/3 от необходимого стажа 25 лет (16 лет 08 месяцев), таким образом, период с 20.09.1988г. по 30.09.1993г. старшей пионервожатой в МОУ «<данные изъяты>» учтен в педагогический стаж, а период с 01.10.1993г. по 31.08.1994г. в этой же должности не подлежит зачету в стаж, т.к. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 действовало до 01.10.1993г.

Специальный стаж на дату обращения - 03.03.2011г., с учетом зачтенного стажа работы музыкальным руководителем и музыкальным работником - составляет 23 года 11 месяцев 19 дней.

В специальный стаж не включены периоды: с 22.11.1994г. по 26.11.1994г., с 10.11.1998г. по 21.11.1998г., с 01.02.2003г. по 09.02.2003г., с 13.09.2004г. по 26.09.2004г., курсы повышения квалификации с отрывом от производства, Согласно п.5 Разъяснения Минтруда от 22.05.1996г. № 5, и п.4, 5 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., в соответствии с которыми работник должен быть постоянно занят выполнением работ, в течение полного рабочего дня.

Основным критерием для определения права работников определенной профессии на досрочное пенсионное обеспечение является их постоянная, то есть в течение полного рабочего дня, занятость.

При отсутствии в трудовой книжке указания на характер выполняемой работы, названное выше условие в каждом конкретном случае должно подтверждаться соответствующими документами. Такими документами, в частности, могут быть справки, уточняющие характер работы.

При этом необходимо иметь в виду, что в силу положений пункта 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда России и ПФ России от 27.02.2002г. № 16/19па, предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ, является обязанностью гражданина, обратившегося за установлением досрочной трудовой пенсии.

Следует обратить внимание на неоднократное указание вышестоящих судов на необходимость соблюдения пенсионного законодательства при оценке прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение, а также Правил, Списков, утвержденных Постановлениями Правительства РФ и Совмина РСФСР и иными нормативными актами, которыми в своей деятельности руководствуются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Учитывая данные обстоятельства, ответчиком принято решение об отказе Костаревой С.П в установлении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173 ФЗ, т.к. льготный стаж истицы составил 23 года 11 месяцев 19 дней, менее требуемого - 25 лет.

Далее в судебном заседании представитель ответчика дополнила, что поскольку отделом образования Администрации Исилькульского района на Костареву С,П, были сданы корректирующие формы по стажу за 2001 год по первичным документам ( по приказу № 63 от 01.10.2001 года средней общеобразовательной школы № 173 отдела образования <адрес>). Согласно указанного приказа истице предоставлен дополнительный отпуск с сохранением заработной платы для подготовки и защиты дипломной работы со сдачей государственных экзаменов на четыре месяца с 01. 10.2001 года по 31.01.2002 года. Таким образом, период работы с 10.09.2001 года по 30.09.2001 года включен в специальный педагогический стаж.

С учетом уточненных сведений, льготный стаж истицы на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости, составляет 24 года 10 дней, то есть менее требуемого - 25 лет, в связи с чем в иске Костаревой С.П. просят отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему:

Из трудовой книжки Костаревой С.П. следует, что она была принята на работу в среднюю школу 20.09.1988 года на должность старшей пионервожатой.

01.09.1994 года она была переведена учителем музыки и педагогом организатором

Из протокола заседания комиссии № 50 от 10.03. 2011 года следует, что в специальный стаж работы истицы не включены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, учебный отпуск, период работы старшей пионервожатой с 01.10.1993 года по 31.08.1994 года, периоды ее работы музыкальным работником в детском саду « <данные изъяты> « <данные изъяты>».

Согласно выписки из приказа от 21.11.1994 года следует, что Костарева С.П. была направлена в институт усовершенствования учителей <адрес> для участия в семинаре с 22 по 26.11. 1994 года, с сохранением средней заработной платы, сроком на 5 дней. То обстоятельство, что она находилась на данном семинаре, подтверждено справкой.

Выпиской из приказа № 26 от 09.11.1998 года подтверждается, что Костарева была командирована на курсы повышения квалификации с 10 по 21.11. 1998 года, с сохранением средней заработной платы., данное обстоятельство подтверждено удостоверением № 169.

Согласно выписки из приказа № 63 от 01.10.2001 года следует, что Костаревой С.П. предоставлен дополнительный отпуск с сохранением заработной платы для подготовки и защиты дипломной работы со сдачей государственных экзаменов на 4 месяца с 01.10.2001 года по 31.01.2002 года. Из справки подтверждения следует, что Костарева С.П. действительно находилась в Омском государственном педагогическом университете с 01.10.2001 года по 31.01.2002 года.

Из ксерокопии диплома следует, что 22.01.2002 года истица получила диплом Омского государственного педагогического университета.

Согласно выписки из приказа № 42 от 13.09.2004 года следует, что Костарева С.П. была командирована на курсы повышения квалификации на 14 дней в период с 13.09.2004 года по 26.09. 2004 года, что подтверждается удостоверением № 135.

Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 94 от 03.05.2011 года следует, что Костаревой С.П. был зачтен в специальный педагогический стаж период ее работы в детском саду « <данные изъяты> и « <данные изъяты>» с учетом чего ее стаж льготный составил на день ее обращения за назначением трудовой пенсии по старости досрочно 23 года 11 месяцев 19 дней.

Заявлением от 03.03.2011 года подтверждается, что истица за назначением трудовой пенсии по старости досрочно, обратилась к ответчику 03.03.2011 года.

Из дополнения к отзыву следует, что истице был включен в период ее работы стаж с 10.09.2001 года по 30.09.2001 года и ее специальный стаж составляет 24 года 0 месяцев 10 дней.

Принимая во внимание, что с 01. 01. 2002 года вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным Законом от 17.12. 2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», истице должна быть назначена досрочно трудовая пенсия в соответствии с законодательством, действующим на момент ее обращения за назначением ее пенсии( 03.03.2011 года) Соответственно на данную дату Управлением пенсионного фонда должна определяться достаточность специального трудового стажа для назначения досрочной пенсии.

В силу подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом названный федеральный закон не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответчиком правильно включен в льготный педагогический стаж ее работы в должности старшей пионервожатой в период с 20.09.1988 года по 30.09.1993 года, исходя из того, что спорные правоотношения носят длящийся характер и период ее работы в должности старшей пионервожатой с 20.08.1988 года -. 30.09.1994 года регулировались Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года № 1397, в соответствии с которым работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых засчитывались в стаж работы учителей в стаж работы учителей и других работников просвещения.

Указанное Положение действовало на территории Российской федерации до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953. Конвертация приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, указанных в подп. 7 -13 п. 1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в российской Федерации», предусмотрена пр. 5 ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в российской Федерации», поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавшим на момент возникновения данных правоотношений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».

С учетом этого обстоятельства, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01 августа 2007 года, суд полагает, что период работы истицы в качестве в должности старшей пионервожатой в МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» с 01.10.1993г. по 31.08.1994г. не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку Список № 1397 применяется к периодам работы до 01. 10 1993 года, так как Постановление Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года № 1397 действовало до 01.10.1993 года.

Из вышеизложенного суд приходит к выводу, что ответчиком отказано истице о включении в ее льготный стаж периода работы в качестве пионервожатой в период с 01.10.1993 года по 31.08.1994 года в соответствии с законом и решение заседания комиссии № 50 от 10.03.2011 года в этой части, является законным и отмене не подлежит.

В определении № 905-О-О от 213.06.2009 года Конституционный Суд указал, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в общеобразовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей ( педагогической деятельностью).

Кроме того суд считает, что включению в стаж работы подлежит нахождение истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и период ее нахождения в дополнительном учебном отпуске, поскольку согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07. 2002 года № 516 предусмотрена возможность включения в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения в дополнительном отпуске, в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п1 ст. 28 ФЗ «» О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных 29.10.2002 года № 781, среди периодов, которые не включаются в стаж работ, указанные периоды не поименованы.

Согласно обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06. 2006 года, служебные командировки и курсы повышения квалификации с отрывом от производства по направлению работодателя являются обязанностью работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью.

Кроме того в соответствии со ст. 10 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и ( или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской федерации лицами, указанными в ч. ст. 3 настоящего федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы.

Из предоставленных истицей документов, следует, что она работодателем направлялась на курсы повышения квалификации, за это время за ней сохранялось постоянное место работы и заработная плата, отчислялись в пенсионный фонд страховые взносы.

Выпиской из приказа № 63 от 01.10.2001 года подтверждается, что Костаревой С.П. предоставлен был дополнительный отпуск с сохранением средней заработной платы для подготовки и защиты дипломной работы со сдачей государственных экзаменов на период с 01.10.2001 года по 31.01.2002 года.

Из копии диплома следует, что она повышала свой профессиональный уровень, поскольку работая в средней школе в качестве учителя музыки и педагогом организатором, она получала высшее педагогическое образование в Омском государственном педагогическом университете, поэтому время нахождения ее в дополнительном учебном отпуске, подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на льготное исчисление трудовой пенсии по старости.

Исходя из того, что на период обращения за назначением трудовой пенсии по старости досрочно, истица имела     педагогический стаж работы 24 года 0 месяцев 19 дней и с учетом включения в льготный стаж работы ее в период нахождения на курсах повышения квалификации - 22.11.1994г. по 26.11.1994г. - 5 дней, с 10.11.1998г. по 21.11.1998г. - 12 дней, с 13.09.2004г. по 26.09.2004г. - 14дней, итого 31 день, а также нахождения в дополнительном учебном отпуске в период с 01.10.2001 года по 31.01.2002 года - 4 месяца, она имеет специальный педагогический стаж 24 года 5 месяцев 19 дней, а для назначения трудовой пенсии по старости досрочно, необходим трудовой стаж ) педагогический( - 25 лет, ответчиком правильно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Руководствуясь изложенным, ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

                                                       Решил:

Исковые требования Костаревой С.П. удовлетворить частично.

Признать частично незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области протокол № 50 от 10.03.2011 года в части не включения в педагогический стаж время нахождения на курсах повышения квалификации в период с 22.11.1994г. по 26.11.1994г. - 5 дней, с 10.11.1998г. по 21.11.1998г. - 12 дней, с 13.09.2004г. по 26.09.2004г. - 14дней, итого 31 день, а также нахождения в дополнительном учебном отпуске в период с 01.10.2001 года по 31.01.2002 года - 4 месяца,

Обязать ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области включить в стаж педагогической деятельности время нахождения Костаревой С.П. на курсах повышения квалификации в период с 22.11.1994г. по 26.11.1994г. - 5 дней, с 10.11.1998г. по 21.11.1998г. - 12 дней, с 13.09.2004г. по 26.09.2004г. - 14дней, итого 31 день, а также нахождения в дополнительном учебном отпуске в период с 01.10.2001 года по 31.01.2002 года - 4 месяца, в части иска о включении в педагогический стаж работы время ее работы в качестве старшей пионервожатой в МОУ « <данные изъяты>» с 01.10.1993 года по 31.08.1994 года и обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Исилькульском районе Омской области о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд в течении 10 дней с момента его вынесения.

Судья                                                                 Н.Д. Боронко