Решение от 12.09.2011 года по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Шингарёвой К.П. к администрации Исилькульского муниципальноо района и Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения



                                                                              Дело № 2-742/11

                                                   Р Е Ш Е Н И Е

                      ИМЕНЕМ           РОССИЙСКОЙ             ФЕДЕРАЦИИ

Судья Исилькульского городского суда Омской области Боронко Н.Д.

с участием прокурора Лаптевой А.Н.

при секретаре Моляк В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 12сентября 2011 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Шингаревой К.П.                           к администрации Исилькульского муниципального района и Правительству Омской области                 о внеочередном предоставлении жилого помещения

                                              У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Исилькульской межрайонной прокуратуры обратился с иском к Администрации Исилькульского муниципального района, Правительству Омской области в интересах Шингаревой К.П. о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области, ссылаясь на ст.57 ЖК РФ, ст.ст.4, 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.3 Закона Омской области от 28.12.2005 г. №722-ОЗ «О государственной политике Омской области                         в жилищной сфере», ст.44 Закона Омской области № 1061-ОЗ от 04.07.2008 г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». В обоснование иска указано, что Шингарева К.П. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации Исилькульского муниципального района      от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначена попечителем несовершеннолетней Шингаревой К.П. в связи                   с освобождением ФИО6 от обязанностей попечителя на основании Постановления главы администрации Исилькульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилье за Шингаревой К.П. не закреплялось. Мать Шингаревой К.П. - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ умерла. Сведений об отце Шингаревой К.П. не имеется. ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением Шингаревой К.П. 18 лет в соответствии с п.3 ст.40 ГК РФ попечительство над ней прекращено. Постановлением И.о. главы Исилькульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Шингарева К.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.                           В настоящее время Шингарева К.П. не имеет собственного жилья, зарегистрирована по адресу:             <адрес>. Фактически временно проживает в <адрес>.

            В судебном заседании помощник Исилькульского межрайонного прокурора Лаптева А.Н. иск поддержала и привела в его обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнение показала, что ежегодно Администрации Исилькульского муниципального района выделяются субвенции из бюджета Омской области для приобретения жилых помещений для детей оставшихся без попечения родителей. На 2011 год Исилькульскому району запланировано выделение субвенций на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством) на сумму 9 834 770 рублей, субвенции выделялись и       в прошлые годы. Кроме того, выделение жилых помещений детям оставшимся без попечения родителей Законом не поставлено в зависимость от номера очереди и момента выделения субвенций, ст. 57 ЖК РФ установлено внеочередное предоставление им жилых помещений, просила исковые требования удовлетворить.

              Заинтересованное лицо на стороне истца Шингарева К.П. иск прокурора поддержала, суду показала, что зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически временно проживает в <адрес>, своего жилого помещения не имеет. На иждивении имеет малолетнего ребенка, поскольку им негде жить, приходиться снимать жилье. Находиться в тяжелом материальном положении. 30.10.2008 года была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Несколько раз обращалась в администрацию Исилькульского муниципального района по поводу предоставления жилья, но ей говорили «построим дома, дадим жилье». В связи с этим она обратилась                              в Исилькульскую прокуратуру за помощью, материальной возможности приобрести жилье не имеет,

Представитель ответчика - Правительства Омской области - Захарова А.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно                             и надлежащим образом, доверила дело рассмотреть в ее отсутствие, представила суду возражение на исковое заявление, в котором указала, что надлежащим ответчиком по делу не является. Государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с п.15 ст.44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются                          в областном бюджете в виде субвенций. В соответствии с Законом Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в сумме 75 000,0 тысяч рублей.

               Представитель ответчика главный специалист юридического сектора Тарасов С.М. иск признал, суду показал, что Шингарева К.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, с 2008 года. Согласно единого регистрационного списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год она значится под номером 61. Действительно Исилькульскому МР ежегодно выделяются в качестве субвенций из бюджета Омской области средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях На 2011 год сначала были запланированы денежные средства в размере 4 490446 рублей, а затем эта сумма была увеличена до 9 834770 рублей. Однако деньги поступают не сразу, а частями, кроме того, около двух месяцев занимает процедура приобретения жилья, посредством объявления конкурса, поэтому он просит сразу отсрочить исполнение решения суда до 31.12.2011 года.

Заслушав прокурора, представителя Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 12, ч.1 ст. 130, ч.1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

           Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых                   в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам в частности относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе)                 и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии                        с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного     фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

          В соответствии с положениями ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан, нуждающихся                       в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

          Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.

           Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию, провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

          Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

          Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывании в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

           Согласно п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.05 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к компетенции Правительства Омской области                в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в этой сфере.

         Так, ст. 14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, утвержденного Законом Омской области от 04.07.08 года № 1067, предусмотрено, что состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления площади жилого помещения составляет 33кв. м. независимо от состава семьи.

         Пунктом 15 статьи 44 Кодекса предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

Из постановления Главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекуном несовершеннолетней Шингаревой К.П. назначена ФИО6 В постановлении также указано, что имущества и жилья у несовершеннолетней нет.

          Из Постановления Главы Исилькульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что над Шингаревой К.П. установлено попечительство, попечителем назначена - ФИО5 Опекун - ФИО6 освобождена от обязанностей попечителя на основании личного заявления. В постановлении также указано, что жилья у несовершеннолетней нет.

            Согласно выписки из записи актов гражданского состояния, выданной ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделом записи актов гражданского состояния - Шингарева К.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родители: ФИО2, отец: ФИО3, о чем составлена запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. Также указано, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Согласно справки б/н от ДД.ММ.ГГГГ выданной БОУ НПО Профессиональное училище , Шингарева К.П. обучалась в БОУ НПО «ПУ-» с 3-х годичным сроком обучения с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года по профессии «Повар-кондитер». Диплом от ДД.ММ.ГГГГ года.

            Из копии постановления главы Исилькульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» следует, что Шингарева К.П., принята на учет, в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на состав семьи 1 человек и включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

              Из Единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год по Исилькульскому району Омской области следует, что Шингарева К.П. состоит в списке под № 61.

              Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие               в собственности Шингаревой К.П. недвижимого имущества.

              Из представленной ответчиком Таблицы распределения субвенций муниципальных образований Омской области из Областного фонда компенсаций на 2011 год следует, что Исилькульскому району Омской области было запланировано выделить на 2011 год субвенций бюджетам муниципальных районов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год в сумме 9 834770,00 рублей и в редакции Закона Омской области от 01.07.2011 года № 1364-ОЗ.

На 2011 год запланировано выделить Исилькульскому району субвенций в сумме 4490446 рублей.

             Согласно Бюджету Исилькульского муниципального района Омской области за 2011 год следует, что за 7 месяцев текущего года деньги на приобретение жилых помещений для детей сирот поступили в сумме 2904000 рублей, приобретены 4 квартиры.

              Статьей 15.1 и 16 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено, что объем субвенций на очередной финансовый год определяется Законом Омской области «Об областном бюджете».

Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей- сирот, независимо от состава семьи.

              Согласно обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

             Таким образом, Шингарева К.П. состоит на учете, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма и включена в список на внеочередное предоставление указанного жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В бюджет Исилькульского муниципального района ежегодно выделяются средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из бюджета Омской области                  в виде субвенций.

             Включение Шингаревой К.П. в список на внеочередное предоставление жилья, и не предоставление ему жилого помещения с 2008 года является нарушением администрацией Исилькульского муниципального района положений ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а также ч.1 ст.                          40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище.

               Согласно заявления на имя Исилькульского прокурора от 21.07.2011 года, Шингарева К.П. просит оказать содействие во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как ребенку-сироте, оставшейся без попечения родителей, так как стоит на учете с 2008 года.

              Поскольку Шингарева К.П. обратилась с заявлением в Исилькульскую межрайонную прокуратуру в защиту своих прав на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, прокурор, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе был обратиться в суд            с настоящим исковым заявлением, в защиту ее прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище.

                   Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

                                                              Р Е Ш И Л:

                   Исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора удовлетворить.

                   Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области             в срок до 31.12.2011 года предоставить Шингаревой К.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке за счет средств местного бюджета.                    

                   Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд.

                   Судья:                                                        Н.Д. Боронко