Дело № 2-73011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е. с участием прокурора Акатовой А.В.. при секретаре Буяковой Ж.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 31.08.2011 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Фара Д.А. к администрации Исилькульского муниципального района и Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то,что в Исилькульскую межрайонную прокуратуру обратился Фара Д.А. о защите жилищных прав, нарушенных администрацией Исилькульского муниципального района в части не предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма как ребенку- сироте. Проведенной проверкой установлено, что Фара Д.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей сирот. Постановлением главы администрации Исилькульского муниципального района № 209 от 17.04.2000 года ФИО3 был назначен опекуном несовершеннолетнего Фара Д.А. Жилье за Фара Д.А. не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ года в связи с достижением Фара Д.А.. 18 лет, опека над ним была прекращена в силу п.3ст. 40 ГК РФ. Постановлением главы Украинского сельского поселения Исилькульского МР № 32 от 01.09.2008 года Фара Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договорам социального найма. Установлено,что Фара Д.А. собственного жилья не имеет. Согласно ч.1 ст. 57 ЖК жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст. 57 ЖК РФ случаев. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам м детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно абзаца 2,3 ч.1 ст.8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой ( попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст.ст. 4,5 Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-0З « О государственной политике Омской области в жилищной сфере», к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений. В соответствии с п.п. 14-16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ от 04.07.2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети- сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой ( попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять предоставляемые им субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей-сирот независимо от состава семьи. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав,свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просил обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области предоставить Фаре Д.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области. В судебном заседании представитель истца помощник Исилькульского межрайпрокурора Акатова А.В. иск поддержала и привел в его обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнение показал, что ежегодно Администрации Исилькульского муниципального района выделяются субвенции из бюджете Омской области для приобретения жилых помещений для детей-сирот. На 2011 год Исилькульскому району запланировано выделение субвенций для приобретения жилья для детей-сирот на сумму 4 490446 рублей, субвенции выделялись и в прошлые годы. Кроме того, выделение жилых помещений детям-сиротам Законом не поставлено в зависимость от номера очереди и момента выделения субвенций, ст. 57 ЖК РФ установлено внеочередное предоставление им жилых помещений, просила исковые требования удовлетворить. Заинтересованное лицо на стороне истца Фара Д.А. иск прокурора поддержал, суду показал,что проживает у дяди, своего жилого помещения не имеет. В июле 2008г. он закончил обучение в Омском автотранспортном колледже и получил специальность техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 01.09.2008 года был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. С 25.06.2009 года по 25.06.10 проходил службу в рядах РА. Несколько раз обращался в администрацию Исилькульского муниципального района по поводу предоставления жилья, но ему говорили «ждите своей очереди». В связи с этим он обратился в Исилькульскую межрайпрокуратуру за помощью, так как не хочет стеснять семью дяди, а материальной возможности приобрести или снять жилье не имеет. Представитель ответчика главный специалист юридического сектора Тарасов С.М. иск признал, суду показал,что Фара Д.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, с 2008 года. Согласно единого регистрационного списка детей сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год он значился под номером 53, а на 2011 под № -48. Действительно Исилькульскому МР ежегодно выделяются в качестве субвенций из бюджета Омской области средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях На 2011 год сначала были запланированы денежные средства в размере 4 490446 рублей, а затем эта сумма была увеличена до 9 834770 рублей. Однако деньги поступают не сразу, а частями, кроме того около двух месяцев занимает процедура приобретения жилья, посредством объявления конкурса, поэтому он просит сразу определить срок предоставления жилого помещения Фара Д.А. до 31.12.2011 года. Ответчик представитель Правительства Омской области Захарова А.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, доверила дело рассмотреть в ее отсутствии. В письменном отзыве указала, что государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с пунктом 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан на неограниченный срок переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виду субвенций. Согласно ст.Федерального Закона № 159-ФЗ к детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет. Как следует из материалов дела, Фара Д.А. встал на учет, нуждающихся в жилом помещении в 21 год, то есть не будучи уже лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с изложенным ему не может быть предоставлено жилое помещение за счет средств бюджета Омской области. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, должно производится в общем порядке, то есть в порядке, предусмотренном гл.7 ЖК РФ- органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда. В связи с изложенным, считает,что в случае удовлетворения иска обязанность по предоставлению жилого помещения Фаре Д.А. должна быть возложена на Администрацию Исилькульского МР за счет средств местного бюджета. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит,что иск подлежит удовлетворению. В силу статей 12, ч.1 ст. 130, ч.1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и ( или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам в частности относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении ( городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. В соответствии с положениями ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию, провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми - сиротами признаются лица в возрасте от 18 до 23 дет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из справки о рождении, выданной отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует,что у Фара Д.А. был единственный родитель- мать ФИО7, а отец записан со слов матери. Согласно свидетельства о смерти №-<данные изъяты> выданного Исилькульским отделом управления ЗАГС 14.02.2000 года ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Из приложения к диплому № <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного «Омским автотранспортным колледжем» следует,что Фара Д.А. решением государственной комиссии от 02.07.2008 года присвоена квалификация старший техник по специальности техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено,что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывании в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поскольку Фара Д.А. встал на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма после окончания учебного заведения в возрасте 21 год, он имеет право на внеочередное получение жилого помещения, как ребенок-сирота в соответствии с п.1 ст. 8, указанного выше закона за счет субвенций из бюджета Омской области. В связи с изложенным, суд считает доводы представителя Правительства Омской области ФИО6 о том,что Фара Д.А. встал на учет в возрасте 21 год, поэтому не является ребенком-сиротой и жилое помещение может быть ему предоставлено на общих основаниях за счет средств местного бюджета не состоятельными. Согласно п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.05 года № 722-ОЗ « О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в этой сфере. Так, ст. 14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, утвержденного Законом Омской области от 04.07.08 года № 1067, предусмотрено, что состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», норма предоставления площади жилого помещения составляет 33кв.м независимо от состава семьи. Пунктом 15 Кодекса предусмотрено,что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Из Постановления Главы местного самоуправления Исилькульского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что над Фара Д.А была установлена опека, опекуном был назначен его дядя ФИО8 В постановлении также указано,что жилья у несовершеннолетнего нет. Согласно копии постановления главы Украинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Фара Д.А. поставлен на учет, как ребенок-сирота, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в 2008 году. Из копии единого регистрационного списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2010 год, утвержденного постановлением администрации Исилькульского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует,что Фара Д.А. состоит в списке под номером 53 принят на учет, в качестве нуждающейся в жилых помещениях на состав семьи 1 человек 01.09.2008 года. Из Единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2011 год по Исилькульскому району Омской области следует,что Фара Д.А. состоит в списке под № 48. Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие в собственности Фара Д.А. недвижимого имущества. Из представленной ответчиком Таблицы № 1 распределения субвенций муниципальных образований Омской области из Областного фонда компенсаций на 2011 год следует,что Исилькульскому району Омской области было запланировано выделить на 2011 год субвенций бюджетам муниципальных районов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год в сумме 9 834770,00 рублей в редакции Закона Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-№ Согласно Бюджету Исилькульского муниципального района Омской области за 2011 год следует, что за 7 месяцев текущего года деньги на приобретение жилых помещений для детей сирот поступили в сумме 2904000 рублей, приобретены 4 квартиры. Статьей 15.1 и 16 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено,что объем субвенций на очередной финансовый год определяется Законом Омской области «Об областном бюджете». Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей- сирот, независимо от состава семьи. Согласно обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Таким образом, Фара Д.А. состоит на учете, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма и включен в список на внеочередное предоставление указанного жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В бюджет Исилькульского муниципального района ежегодно выделяются средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из бюджета Омской области в виде субвенций. Включение Фара Д.А. в список на внеочередное предоставление жилья, и не предоставление ему жилого помещения с 2008 года является нарушением администрацией Исилькульского муниципального района положений ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а также ч.1 ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище. Согласно заявления на имя Исилькульского межрайпрокурора от 12.07.2011 года, Фара Д.А. просит оказать содействие во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как ребенку-сироте, так как стоит на учете с 2008 года. Поскольку Фара Д.А. обратился с заявлением в Исилькульскую межрайонную прокуратуру в защиту своих прав на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, прокурор, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе был обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, в защиту ее прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище. Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области в срок до 31.12.2011 года предоставить Фаре Д.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи в Исилькульский городской суд. Судья: Т.Е. Хурцилава .