Дело № 2-944/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е. с участием прокурора Оберст Н.В. при секретаре Буяковой Ж.А. рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2011 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Исилькульского городского поселения и МБУ « Городское хозяйство» об обязывании обеспечить уличное освещение У С Т А Н О В И Л: Исилькульский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления» в деятельности администрации Исилькульского городского поселения. Результаты свидетельствуют о наличии нарушений указанных выше законодательных актов в деятельности администрации Исилькульского городского поселения, выразившиеся в том,что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения путем организации освещения улиц. Согласно информации, предоставленной ОГИБДД ОМВД России по г.Исилькулю и Исилькульскому району, Администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности по содержанию автомобильных дорог, организации освещения улиц на территории городского поселения. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами указанного Федерального закона являются : охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г.№196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Согласно п.1 и п.8 ст. 6 Закона, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не-общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Пунктами 1 и 11 ст. 13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативных финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В соответствии с п.п.5 ч.1 ст14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 21 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения, находящимся в компетенции поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номеров домов. Недостаточное освещение- отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 ГОСТ Р 50597-93 является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участков дорожного движения, что нарушает право граждан на безопасные условия проживания. В соответствии с п. 2,5 строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 « Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя от 17.12.1985 года № 233, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей- также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог 1 и 11 категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании. Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков. В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01-89 « Планировка и застройка городских и сельских поселений»- в городах и поселках городского типа на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары или пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечернее и ночное время. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дороги. Постановлением администрации Исилькульского городского поселения от 15.09.2009 года утвержден Устав МБУ «Городское хозяйство» Исилькульского городского поселения. Согласно п.1.2 Устава учредителем его является администрация Исилькульского городского поселения. В соответствии с п.1.7 Устава Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Пунктом 2.3 Устава установлено, что в число основных видов деятельности входит консультирование, организация и оказание помощи при ремонтно-строительных работах и работах по содержанию дорог улично-дорожной сети городского поселения, управление вопросами городского хозяйства и решение вопросов местного значения с целью создания комфортных условий проживания населения города. В соответствии с информацией и.о начальника ОГИБДД ОМВД России по г.Исилькулю и Исилькульскому району 30.10.2011г. совместно с представителем МП «Наш город» электромонтером ФИО4 ОГИБДД была проведена проверка освещенности в ночное время суток дорог в период времени с 18.00ч. до 09.00 с, расположенных в непосредственной близости школ, детских садов в <адрес> В ходе проверки было установлено,что вблизи Коррекционной школы <адрес> освещена частично, имеется электрическая опора, не горит фонарь, вблизи Детского сада № на <адрес> имеются 2 электрические опоры, не горят фонари, на <адрес> отсутствует освещение; около Детского зада № со стороны <адрес> отсутствует освещение, имеется электрическая опора на пересечении улиц Первомайская и Московская, но не горит фонарь; вблизи Детского сада № на <адрес> имеется электрическая опора, не горит фонарь. На дороге по <адрес> вблизи СОШ-1 отсутствует электрическая опора и фонарь. Данные нарушения подтверждаются информацией ОГИБДД ОМВД России по г.Исилькулю и Исилькульскому району от 12..11.2011г. Указанные выше факты в деятельности администрации Исилькульского городского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, МБУ «Городской хозяйство», как специально уполномоченной организации, напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные улицы общего пользования в Исилькульском городском поселении Исилькульского МР, включая несовершеннолетних, посещающих указанные учебные заведения. Недостаточное освещение улиц и дорог, а также его полное отсутствие в местах, где оно необходимо, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, незащищенности участников дорожного движения. Все это способствует ухудшению криминогенной обстановки.. Частью 3 ст. 35 ФЗ « О прокуратуре РФ», регламентирующая участие прокурора в рассмотрении дел судами, закрепляет право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством РФ обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Просил Обязать администрацию Исилькульского городского поселения, МБУ « Городское хозяйство», МП «Наш город» обеспечить уличное освещение вблизи Коррекционной школы на <адрес>; вблизи Детского сада № на <адрес> и на <адрес>; возле Детского сада № со стороны <адрес>, на пересечении улиц Первомайская и Московская; вблизи Детского сада № на <адрес>; по <адрес> вблизи СОШ-1 в Исилькульском городском поселении Исилькульского муниципального района <адрес>. В судебном заседании помощник Исилькульского межрайпрокурора Оберст Н.В. иск поддержала, привела в его обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, просила его удовлетворить. Представитель ответчика юрисконсульт городской администрации Мартынюк С.Р. иск не признала, суду показала, что свои полномочия в части освещения улиц в городском поселении они выполняют в полном объеме. Для выполнения обязанностей органов местного самоуправления в сфере управления эксплуатацией жилого фонда, благоустройства, озеленения городских территорий, управления вопросами городского хозяйства и решения вопросов местного значения было создано МБУ «Городское хозяйство», в полномочия которого входят в том числе и вопросы освещения улиц города. МБУ «Городское хозяйство» финансируется администрацией за счет бюджетных средств и отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Вчера, то есть 23 ноября ФИО6 проезжал по тем улицам города, которые указаны в исковом заявлении и установил, что освещения нет только около <данные изъяты> Детского сада № и №.. 07 ноября 2011 года Администрацией городского поселения и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный энергосервисный контракт № 1(21) для осуществления деятельности, направленной на повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. С этой целью будет произведена замена ламп в системе уличного освещения на энергосберегающие лампы. В настоящее время уличное освещение во многих местах отсутствует из- за того, что часто из строя выходят лампы освещения и их не успевают заменить. Руководитель МБУ «Городское хозяйство» Малик Д.В. иск признал частично, суду показал, что свои полномочия по внешнему уличному освещению они выполняют. В октябре 2011 года между МБУ «Городское хозяйство» и МП «Наш город» был заключен договор на выполнение работ по техническому состоянию объектов внешнего уличного освещения. На ноябрь 2011 года такой договор не заключался из-за отсутствия денежных средств. Администрацией города в ноябре 2011 года был объявлен конкурс на размещение заказа на выполнение работ по текущему содержанию объектов внешнего уличного освещения. 23.11.2011 года была проведена оценка котировочных заявок и победил МП «Наш город», с которым через 7 дней и будет заключен договор. О проведении сотрудниками ОГИБДД проверки уличного освещения в октябре месяце его не извещали. Только два дня назад он получил копию искового заявления. Вчера он проехал по тем улицам, которые указаны в исковом заявлении и убедился, что около Детского сада № горело 3 фонаря из 4-х, а когда заменили четвертую лампу, то потухли все четыре фонаря. Около Детского сада № участок улицы был не освещен. Будут разбираться почему нет освещения. Около остальных детских учреждений, указанных в исковом заявлении, освещение было. По телевидению в бегущей строке они доводили до жителей города информацию, чтобы делали заявки, если не работает уличное освещение. Кроме того, освещение территории объектов- входит в полномочия собственников. В целях экономии, уличное освещение утром отключается в 8 часов 30 минут. В настоящее время в этих же целях, решается вопрос об отключении внешнего уличного освещения на улицах города с 01 часа до 05 часов утра. Их учреждение финансируется за счет бюджетных средств, выделяемые им Администрацией городского поселения. Администрация контролирует расходование бюджетных средств. Документов, подтверждающих устранение недостатков, выявленных проверкой сотрудников ОГИБДД в октябре 2011 года предоставить не может. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Из информации Начальника ОМВД России по г.Исилькулю и Исилькульскому району ФИО701.11..2011 года следует, что по заданию межрайпрокурора 30.10.2011 года была проведена проверка освещенности улиц в ночное время, в ходе которой было установлено, что вблизи Коррекционной школы <адрес> освещена частично, имеется электрическая опора, не горит фонарь, вблизи Детского сада № на <адрес> имеются 2 электрические опоры, не горят фонари, на <адрес> отсутствует освещение; около Детского зада № со стороны <адрес> отсутствует освещение, имеется электрическая опора на пересечении улиц Первомайская и Московская, но не горит фонарь; вблизи Детского сада № на <адрес> имеется электрическая опора, не горит фонарь.. На дорога вблизи СОШ-1 по <адрес> отсутствует электрическая опора и фонарь. В соответствии со ст. 14 ФЗ-131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, находящимся в компетенции поселения относится присвоение наименования улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов; Недостаточное освещение- отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 ГОСТ Р 50597-93, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участков дорожного движения, что нарушает право граждан на безопасные условия проживания. Согласно п.2.5 строительных норм и правил СНиП 2.05.02.-85 « Автомобильные дороги», утвержденных постановлением Госстроя от 17.12.1985 года № 233 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей- также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог 1 и 11 категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании. Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков. Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», предусмотрено, что органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 « Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01-89 « Планировка и застройка городских и сельских поселений»- в городах и поселках городского типа на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары или пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечернее и ночное время. Согласно п.1.2 Устава Муниципального бюджетного учреждения « Городское хозяйство» Исилькульского городского поселения Исилькульского МР учредителем его является Администрация Исилькульского городского поселения. П.1.6 предусмотрено, что учреждение является юридическим лицом. В соответствии с п..2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является предоставление Администрации Исилькульского городского поселения услуг в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, благоустройством и озеленением городских территорий общего пользования, вопросами городского хозяйства и решения вопросов местного значения с целью создания комфортных условий проживания населения городского поселения. В силу пункта 1.8 Устава учреждение отвечает по свои обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества- Исилькульское городское поселение в лице Администрации. Источником финансирования МБУ «Городское хозяйство», согласно пункта 3,3 Устава, являются бюджетные ассигнования, доходы Учреждения от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Из информации Начальника ОМВД России по г.Исилькулю и Исилькульскому району ФИО701.11..2011 года следует, что по заданию межрайпрокурора ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка освещенности улиц в ночное время, в ходе которой было установлено, что вблизи Коррекционной школы <адрес> освещена частично, имеется электрическая опора, не горит фонарь, вблизи Детского сада № на <адрес> имеются 2 электрические опоры, не горят фонари, на <адрес> отсутствует освещение; около Детского зада № со стороны <адрес> отсутствует освещение, имеется электрическая опора на пересечении улиц Первомайская и Московская, но не горит фонарь; вблизи Детского сада № на <адрес> имеется электрическая опора, не горит фонарь.. На дороге вблизи СОШ-1 по <адрес> отсутствует электрическая опора и фонарь. Из показаний директора МБУ « Городское хозяйство» Малик Д.В. следует, что в октябре 2011 года МБУ «Городское хозяйство» заключало договор № от ДД.ММ.ГГГГ с МП «Наш город на выполнение работ по текущему содержанию объектов внешнего уличного освещения г. Исилькуля, а на ноябрь 2011 года договор не был заключен из-за отсутствия денежных средств. До жителей города доводилась информация по местному телевидению о том,чтобы делали заявки, если отсутствует уличное освещение. По вопросу отсутствия освещения вблизи детских садов и школ они будут разбираться и примут соответствующие меры. В начале декабря 2011 года с МП «Наш город» Администрацией городского поселения будет заключен договор по текущему содержанию объектов внешнего уличного освещения г.Исилькуля. Из показаний представителя Администрации городского поселения Мартынюк С.Р. следует, что администрацией городского поселения 07.11.2011 года заключен муниципальный энергосервисный контракт с ООО «<данные изъяты> по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, который включает в себя замену в системе уличного освещения ламп на энергосберегающие, что также будет способствовать эффективному уличному освещению. Таким образом, показания ответчиков и результаты проверки свидетельствуют о наличии нарушений указанных выше законодательных актов в деятельности администрации Исилькульского городского поселения и МБУ «Городское хозяйство» выразившиеся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, проживающих на территории городского поселения, в том числе несовершеннолетних, посещающих указанные детские учреждения, посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения путем организации освещения улиц. Согласно исследованных доказательств, судом установлено, что Администрация городского поселения, как исполнительный орган местного самоуправления, а также МБУ «Городское хозяйство», как специально уполномоченная организация не в должной мере исполняют Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О безопасности дорожного движения» в области предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, и обязанностей по организации освещения улиц на территории городского поселения., чем нарушаются права и интересы граждан городского поселения, которые передвигаются по неосвещенным и плохо освещенным улицам города, в том числе несовершеннолетних. Недостаточное освещение улиц и дорог, а также его полное отсутствие в местах, где оно необходимо, является также одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, что способствует ухудшению криминогенной обстановки в городе. Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать администрацию Исилькульского городского поселения, МБУ «Городское хозяйство», обеспечить уличное освещение вблизи Коррекционной школы на <адрес>; вблизи Детского сада № на <адрес> и на <адрес>; возле Детского сада № со стороны <адрес>, на пересечении улиц Первомайская и Московская; вблизи Детского сада № на <адрес>; по <адрес> вблизи СОШ- 1 в Исилькульском городском поселении Исилькульского муниципального района <адрес>. Взыскать с МБУ «Городское хозяйство» госпошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд. Судья: Хурцилава Т.Е. .