Дело № 2-918/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Исилькульского городского суда Омской области Боронко Н.Д. с участием прокурора Акатовой А.В. при секретаре Моляк В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 24ноября 2011 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Мининой Н.Н. к администрации Исилькульского муниципального района и Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения У С Т А Н О В И Л: Прокурор Исилькульской межрайонной прокуратуры обратился с иском к Администрации Исилькульского муниципального района, Правительству Омской области в интересах Мининой Н.Н. (23.10.2010г. в связи с вступлением в брак фамилия Андреева заменена на фамилию Минина) о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области, ссылаясь на ст.57 ЖК РФ, ст.ст.4, 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.3 Закона Омской области от 28.12.2005 г. №722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», ст.44 Закона Омской области № 1061-ОЗ от 04.07.2008 г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». В обоснование иска указано, что Минина Н.Н. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением и.о.главы администрации Исилькульского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначена попечителем <данные изъяты> ФИО4 (Андреевой) Н.Н.. Жилье за Мининой (Андреевой) Н.Н. не закреплялось. Мать Мининой (Андреевой) Н.Н. - ФИО29 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. 30.09.2005 г. в связи с достижением подопечного Мининой (Андреевой) <данные изъяты> в соответствии с п. 3 ст. 40 ГК РФ попечительство над ней прекращено, постановлением главы Исилькульского муниципального образования от 30.09.2005 года, выплата денежных средств на содержание опекаемой Мининой (Андреевой) Н.Н. попечителю ФИО7 прекращена. Постановлением главы Новорождественского сельского поселения Исилькульского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ семья Мининой (Андреевой) Н.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилой площади. В настоящее время Минина Н.Н. не имеет собственного жилья, зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. Аполлоновка, <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>. В судебном заседании помощник Исилькульского межрайонного прокурора Акатова А.В. иск поддержала и привела в его обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнение показала, что ежегодно Администрации Исилькульского муниципального района выделяются субвенции из бюджета Омской области для приобретения жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей. На 2011 год Исилькульскому району запланировано выделение субвенций на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), субвенции выделялись и в прошлые годы. Кроме того, выделение жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, Законом не поставлено в зависимость от номера очереди и момента выделения субвенций, ст. 57 ЖК РФ установлено внеочередное предоставление им жилых помещений, просила исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика - Правительства Омской области - О.Г.Горскина в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, своевременно и надлежащим образом, доверила дело рассмотреть в ее отсутствие, представила суду возражение на исковое заявление, в котором указала, что надлежащим ответчиком по делу не является. Государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с п.15 ст.44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 года №1061-ОЗ) на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Представитель ответчика главный специалист юридического сектора Администрации Исилькульского муниципального района Тарасов С.М. иск признал частично, суду показал, что Минина (Андреева) Н.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, с 2009 года. Согласно единого регистрационного списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год, она значится под номером 108. Действительно Исилькульскому МР ежегодно выделяются в качестве субвенций из бюджета Омской области средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На 2011 год сначала были запланированы денежные средства в размере 4 490446 рублей, а затем эта сумма была увеличена до 9834770 рублей. Однако деньги поступают не сразу, а частями, кроме того, около двух месяцев занимает процедура приобретения жилья, посредством объявления конкурса, поэтому он просит сразу отсрочить исполнение решения суда до 01.03.2012 года. Считает, что оснований для взыскания госпошлины в федеральный бюджет не имеется, поскольку они от государственной пошлины освобождены. Заслушав прокурора, представителя Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статей 12, ч.1 ст. 130, ч.1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам в частности относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. В соответствии с положениями ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст. 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию, провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывании в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.1 ст.3 Закона Омской области от 28.12.05 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в этой сфере. Так, ст. 14 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, утвержденного Законом Омской области от 04.07.08 года № 1067, предусмотрено, что состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв. м. независимо от состава семьи. Пунктом 15 статьи 44 Кодекса предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Из постановления и.о.главы администрации Исилькульского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 назначена попечителем <данные изъяты> Мининой (Андреевой) Н.Н.. В постановлении указано, несовершеннолетняя жилья и имущества не имеет. Из постановления главы Исилькульского муниципального образования от 30.09.2005 года следует, что выплата денежных средств на содержание опекаемой Мининой (ФИО24 Н.Н. попечителю ФИО7 прекращена. Согласно копии свидетельства о рождении № № выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом записи актов гражданского состояния Нижнее-Бурлунского сельского совета <адрес> Андреева Н.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родители: ФИО2 и ФИО3, о чем составлена запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии свидетельства о смерти ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом записи актов гражданского состояния <адрес> - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии свидетельства о смерти I№ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом записи актов гражданского состояния <адрес> - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки № 1477 от 19.09.2008 г. выданной ГОУ Омской области среднего профессионального образования «<данные изъяты>» Минина (Андреева) Н.Н. является обучающейся по профессии «парикмахер», зачислена 01.09.2008г., срок обучения по 30.06.2009г.. Из копии постановления главы <адрес> сельского поселения Исилькульского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья Мининой (Андреевой Н.Н.) принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилой площади. Из Единого регистрационного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на 2010 год по Исилькульскому району Омской области следует, что Минина (Андреева Н.Н.) состоит в списке под № 108. Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие в собственности Мининой (Андреевой) Н.Н. недвижимого имущества. Согласно копии свидетельства о заключении брака I-№ № выданного ДД.ММ.ГГГГ Исилькульским отделом департамента ЗАГС, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак Андреевой Н.Н. с ФИО4, после заключения брака жене присвоена фамилия Минина. Согласно копии паспорта № выданного Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Минина Н.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. Аполлоновка, <адрес>. Статьей 15.1 и 16 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено, что объем субвенций на очередной финансовый год определяется Законом Омской области «Об областном бюджете». Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение жилых помещений исключительно для детей- сирот, независимо от состава семьи. Согласно обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Таким образом, Минина (Андреева) Н.Н. состоит на учете, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилой площади и включена в список на внеочередное предоставление указанного жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В бюджет Исилькульского муниципального района ежегодно выделяются средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из бюджета Омской области в виде субвенций. Включение Мининой (Андреевой) Н.Н. в список на внеочередное предоставление жилья, и не предоставление ему жилого помещения с 2009 года является нарушением администрацией Исилькульского муниципального района положений ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а также ч.1 ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище. Поскольку Минина Н.Н. обратилась с заявлением в Исилькульскую межрайонную прокуратуру в защиту своих прав на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, прокурор, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе был обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, в защиту ее прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище. Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области в срок до 01.03.2012 года предоставить Мининой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке за счет средств за счет субвенций из бюджета Омской области. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд. Судья: Н.Д.Боронко