Дело № 2-1/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Исилькульский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Н.Г.Глазковой, при секретаре Черкозьяновой Т.Ю., рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуль 22 марта 2012 года гражданское дело по иску Митиной Е.Д. к администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, ООО «Жилсельстрой» о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство газопровода через земельный участок № по <адрес> в <адрес>, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, УСТАНОВИЛ: Митина Е.Д. обратилась с иском к администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, ООО «Жилсельстрой» о признании незаконными действий администрации Исилькульского городского поселения по выдаче разрешения на строительство газопровода, проходящего через земельный участок № по <адрес> в <адрес>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в обоснование указав, что является собственницей указанного земельного участка, до апреля 2011 года она пользовалась им на праве постоянного бессрочного пользования. Первоначально земельный участок постановлением главы администрации Исилькульского района от 05.03.1992 №74 был предоставлен ей под строительство индивидуального жилого дома. На указанном участке около 6 лет назад ею построен зимний погреб, подготовлены траншеи под фундамент надворных построек, завезены строительные материалы для строительства фундамента. На участке ее семья высаживает картофель, а на второй его половине разбит сад. Осенью 2010 года они выкопали картофель и до весны 2011 года никаких работ на земельном участке не производили. Весной 2011 года они обнаружили, что через земельный участок проложен газопровод к <адрес>, при этом никто ее в известность об этом не ставил, согласия на это она никому не давала. Ссылаясь на ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указывает, что в нарушение требований закона администрацией Исилькульского городского поселения разрешение на строительство указанного газопровода выдано 02.11.2010 г. ООО «Жилсельстрой». При этом к заявлению о выдаче разрешения на строительство не были приложены проект планировки территории и проект межевания территории, разрешение на строительство газопровода выдано без законных на то оснований. В связи с тем, что разрешение на строительство выдано в отсутствие названных документов, на схеме прокладки газопровода земельный участок по <адрес> не обозначен. Вследствие прокладки газопровода через ее земельный участок с нарушением закона, его площадь, которая может использоваться, значительно сократилась. В настоящее время с соблюдением действующих ограничений в связи с прохождением газопровода она не может построить дом на том месте и такого размера, как это определено указанным выше постановлением администрации, типовым договором о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном участке и планом отвода земельного участка для строительства жилого дома. Таким образом, органом местного самоуправления и исполнителем работ по прокладке газопровода нарушено ее право как пользователя и собственника земельного участка и созданы препятствия к осуществлению строительства жилого дома на принадлежащем ей земельном участка. В связи со сложившейся ситуацией она неоднократно обращалась в администрацию Исилькульского городского поселения, но результата никакого не было. 16.06.2011 года она обратилась в Исилькульскую межрайонную прокуратуру и по результатам прокурорской проверки главе администрации Исилькульского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответу на представление администрация нарушение закона признала, виновное лицо привлекли к дисциплинарной ответственности, однако, никаких мер по переносу газопровода администрацией принято не было. В ходе судебного разбирательства истица Митина Е.Д. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию Исилькульского городского поселения и ООО «Жилсельстрой» устранить допущенные нарушения законодательства, выразившиеся в прокладке газопровода через земельный участок по <адрес> путем переноса газопровода с ее земельного участка и рекультивации земли в течение одного месяца после окончания отопительного сезона 2011-2012 г. В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по указанным основаниям. Представитель ответчика - администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области - Мартынюк С.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что земельный участок был предоставлен истице администрацией Исилькульского муниципального района до образования администрации Исилькульского городского поселения. В администрации городского поселения хранятся документы тех застройщиков, которые обратились в непосредственно в администрацию городского поселения, то есть с 2006 года. На момент выдачи разрешения на строительство газопровода сведениями о предоставлении Митиной Е.Д. земельного участка администрация городского поселения не располагала, при этом размещение трассы газопровода было согласовано, в том числе, с администрацией Исилькульского муниципального района, у которой такие сведения имелись. Жилые дома по <адрес> строились ООО «Жилсельстрой» и на основании заключенных с администрацией городского поселения муниципальных контрактов должны были быть поставлены подключенными к газопроводу. Разрешение на строительство газопровода выдавалось администрацией Исилькульского городского поселения на основании схемы, которую предоставила МУП «Архитектура», проект разрабатывался на основании топографической съемки, предоставленной ООО «Жилсельстрой» на которой участок истицы обозначен, как пустырь. Впоследствии, после внесения прокурором представления об устранении нарушений действующего законодательства было установлено, что специалист не перепроверила представленные документы, не установила принадлежность земельного участка. Полагает, что допущенные нарушения должно устранять ООО «Жилсельстрой», поскольку именно оно производило прокладку газопровода через участок истицы. Представитель ответчика ООО «Жилсельстрой», местонахождение руководителя которого не известно - Рехов А.Д. - в судебном заседании исковые требования Митиной Е.Д. не признал, указав, что все работы по прокладке газопровода ООО «Жилсельстрой» были проведены на основании разрешения на строительство, выданного администрацией Исилькульского городского поселения, соответственно именно она должна нести ответственность за допущенное нарушение прав истицы. Представитель привлеченного судом к участию в деле соответчика МУП «Архитектура» - Ивина Н.Н. - в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что на предприятие поступила заявка ООО «Жилсельстрой» о подготовке документов для выдачи разрешения на строительство. Масштаб работ был большой, согласно градостроительного законодательства, изыскательские работы были проведены организацией проектировщиком и предоставлены ей заказчиком, то есть ООО «Жилсельстрой», ей был предостлен топографический материал, технические условия на прокладку коммуникаций, в том числе, газопровода, на все сети проектировщики разные. Ей необходимо было свести проектируемые сети в один сводный план, чтобы не возникало препятствий при прокладке и для согласования прокладки сетей в комплексе. Трасса газопровода была намечена в ходе изыскательских работ и проектирования, поэтому на схеме ее просто продублировали из проекта. Когда была сформирована схема с нанесением всех сетей, она предоставила ее для проверки в отдел архитектуры администрации Исилькульского муниципального района. На участке по <адрес> при проведении топографической съемки был указан пустырь, документация ею не проверялась, сведения о принадлежности земельного участка не истребовались. Работа МУП «Архитектура» по выбору земельного участка заключается во внесении на согласование предложения места прохождения трассы в соответствии с действующими нормативами. Представитель привлеченного судом к участию в деле соответчика - администрации Исилькульского муниципального района Омской области - Фомин Г.А. просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, указав, что вины администрации района в допущенных нарушениях нет. Представитель третьего лица - эксплуатационного участка ОАО «Омскгазстройэксплуатация» - надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статьи 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В силу ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором. Согласно архивной выписке от 10.12.2009 № 809 постановлением Главы администрации Исилькульского района от 05.03.1992 года №74 «Об отводе земельных участков под капитальное строительство и рассмотрении заявлений граждан города», с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 24.12.2009г. №1705, Митиной Е.Д. отведен земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по <адрес>,под строительство жилого дома, дом 7х9, веранда 3х4, сарай 3х5, гараж 3х6, баня 3х4, во временное пользование - 684 кв.м. Согласно нотариально удостоверенному типовому договору о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке Митина Е.Д. обязана построить жилой дом на земельном участке, расположенном по <адрес>, полезной площадью 63 кв.м., жилой - 50 кв.м., а также разрешено строительство надворных построек общей площадью 45 кв.м.. В соответствии со ст. 296 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Согласно свидетельству о государственной регистрации права 55-АА 170557, выданному 18.04.2011 г., Митиной Е.Д, на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1501 кв.м. кадастровый номер 55:33:210203:78, из категории земель населенных пунктов - для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по адресу <адрес>. В соответствии п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, помимо всего прочего относятся - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Из представленных суду муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений от 30 июля 2010 года №11(25), №12(26), а также от 02 сентября №14(32), №15(33) следует, что администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области является муниципальным заказчиком, а Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» поставщиком жилых помещений (квартиру) во вновь строящихся домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в г. Исилькуль на 2010 год. В ходе судебного разбирательства был исследован Рабочий проект расширения сетей газоснабжения, распределительного газопровода к жилым домам по <адрес> и <адрес> в <адрес> 2010-09/1976-ПЗ, ГСН, МЗЗ, выполненный ОАО «<данные изъяты> ПСО. На листе 3 Плана газопровода указанного проекта участок, смежный с участком по <адрес> обозначен, как пустырь. Ответчиками не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что через земельный участок, принадлежащий истице, проложена трасса газопровода для подключения к системе газоснабжения распределительного газопровода к жилым домам по <адрес>, указанное обстоятельство подтверждается также актом визуального обследования от 14.02.2012 года земельного участка по адресу <адрес>. Актом №176 о предварительном согласовании места размещения объекта согласованным с администрацией Исилькульского городского поселения 27.09.2010 года и утвержденным главой Исилькульского муниципального района от 28.09.2010 г., на основании заявки ООО «Жилсельстрой» от 22.07.2010 г. согласована, помимо прочего, проектируемая трасса газопровода, с указанием ориентировочного места прохождения проектируемых трасс в прилагаемой схеме сетей инженерно-технического обеспечения. Данная схема, как установлено судом, в части прохождения трассы газопровода соответствует вышеуказанному проекту, земельный участок истицы на ней также обозначен как пустырь. Свидетель ФИО7 суду показала, что ООО «Жилсельстрой» обратилось в администрацию Исилькульского городского поселения для получения разрешения на строительство газопровода, представив акт согласования выбора земельного участка, согласно топографической съемке на участке № по <адрес> был пустырь, правоустанавливающих документов на этот участок в администрации городского поселения не имелось, документы отвода и межевания земельного участка под газопровод не предоставлялись, в результате рассмотрения данного вопроса разрешение на строительство было дано. Согласно разрешению на строительство №127/1 от 02.11.2010 г., глава Исилькульского городского поселения Омской области разрешил ООО «Жилсельстрой» строительство трассы газопровода в соответствии с проектом 2010-09/1976-ПЗ, ГСН, МЗЗ, разработанным ОАО «<данные изъяты>» по адресу <адрес>. Представлением от 14.07.2011 г. прокурор указал главе Исилькульского городского поселения на нарушение градостроительного законодательства при осуществлении строительства газопровода к жилым домам по <адрес> и <адрес> в <адрес>, а именно выдачу разрешения на строительство в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса в отсутствие проекта планировки территории и проекта межевания территории, в результате чего газопровод проложен через земельный участок по <адрес> в <адрес>, который ранее предоставлен Митиной Е.Д. под строительство индивидуального жилого дома, в результате чего размещение жилого дома на земельном участке с соблюдением действующих ограничений в связи с прохождением газопровода, ограничено. Как следует из ответов главы Исилькульского городского поселения от 15.08.2011 г. и от 22.09.2011 г. на указанное представление, администрации Исилькульского городского поселения не было известно об объединении земельных участков, отведенных Митиной Е.Д, под строительство жилого дома и во временное пользование, при обращении застройщика в администрацию городского поселения не было известно. Что участки находятся в собственности Митиной Е.Д., объявлен выговор ведущему специалисту отдела архитектуры, строительства и городского хозяйства администрации Исилькульского городского поселения ФИО7, в качестве меры устранения нарушения предложена подготовленная указанным специалистом схема планировочной организации земельного участка, где отражена возможность размещения жилого дома и хозяйственных построек. Строительство газопровода на данном участке велось в 2010 году, о его строительстве Митина Е.Д, знала, каких-либо претензий при строительстве ни к администрации городского поселения ни к застройщику, ник подрядчику не предъявляла, газопровод был построен в конце 2010 года, то есть до того, как Митина Е.Д. оформила данный земельный участок в собственность. Однако, как следует из представленного суду кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер №, земельный участок по адресу <адрес>, был внесен в государственный кадастр недвижимости 01.11.2005 г. Суду истицей представлен также договор межевания земельного участка №14 от 12.01.2010 г. Из дававшихся в ходе судебного разбирательства пояснений представителя третьего лица - ФИО8 следует, что ООО «Жилсельстрой» с ОАО «<данные изъяты>» был заключен договор на выполнение проектных и строительно-монтажных работ. Для выбора земельного участка под трассу газопровода на место выезжали совместно представители ОАО «<данные изъяты>», представители МУП «Архитектура» и представители заказчика - ООО «Жилсельстрой», от точки подключения в пешем порядке проследовали по предполагаемому месту прохождения трассы. На данный участок имелась топосъемка, при этом возникал вопрос по пустырю на участке по <адрес>, поскольку там вдоль забора соседнего участка лежал кирпич, на участке находился погреб, были следы посадок, предпринимались попытки разыскать владельца этого участка. В результате на обследованный участок МУП «Архитектура» был составлен акт предварительного согласования, в котором имелись подписи представителей всех организаций, которые проводили коммуникации к <адрес>. Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель мастер эксплуатационного участка ОАО «<данные изъяты>» - ФИО9 сообщил суду, что во время строительства газопровода на участке по <адрес>, они обратили внимание на то, что участок в плане обозначен, как пустырь, однако, фактически там имелись посадки, размещался погреб, они пытались выяснить у соседей, кто хозяин данного участка, им пояснили, что хозяева проживают в <адрес>, адрес не называли. Свидетель ФИО10, проживающий в <адрес> в <адрес>, в ходе судебного разбирательства также показал, что истица использует земельный участок под посадки, бывает на нем в весенне-летний период, осенью после завершения работ, на участок не приезжает. На ее участке имеется погреб, размещены строительные материалы, имелись траншеи под фундамент, когда производилась топографическая съемка ему неизвестно, в период строительства газопровода его спрашивали, кто хозяин участка № он сообщал известные ему сведения об истице, однако, весной 2011 года по приезду на участок Митиной Е.Д. оказалось, что неизвестно о строительстве на ее участке газопровода. Кроме того, в письме администрации Исилькульского городского поселения от 11.07.2011г. №01-34/479-а прямо указано, что трасса газопровода была проложена без извещения (согласия) пользователя земельного участка в связи с тем, что МУП «Архитектура» предоставила недостоверную информацию, а именно, не указала границы земельного участка № по <адрес> на схеме (приложение к акту №167 от 28.09.2010 г.) Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы истицы о ее неосведомленности о строительных работах, проводимых на ее земельном участке. Исходя из положений п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ газопроводы относятся к линейным объектам, которые являются объектами капитального строительства. В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. Частью 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ определены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в число которых входят, помимо прочего, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам. В соответствии с ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Частью 13 ст.51 Градостроительного кодекса прямо предусмотрен отказ в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории. Согласно ст.41 Градостроительного кодекса, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. В силу ст.43 Градостроительного кодекса подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа, применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, помимо прочего, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства. Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции Выбор земельных участков для строительства осуществляется в соответствии со ст.31 ЗК РФ: юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Согласно ч.8 ст.31 ЗК РФ, такое решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Из показаний допрошенного судом в качестве специалиста ФИО11 - директора ООЗП «<данные изъяты>» - следует, что выполнение работ по межеванию участка по <адрес> проводилось в 2005 году по заявлению Митиной Е.Д., участок был поставлен на кадастровый учет. Впоследствии Митина Е.Д. вновь обратилась для проведения землеустроительных работ в январе 2010 года для обращения за получением свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок. В случае строительства инженерных сетей, в частности, газопровода, земельный участок под его строительство должен быть отведен в установленном порядке, проведено его межевание. При отводе земельного участка под строительство газопровода и межевании было бы установлено, что земельный участок № по <адрес> предоставлен под строительство жилого дома истице и он сообщил бы заказчику о невозможности проведения трассы газопровода по данному участку. Однако, для межевания участка под строительство газопровода никто не обращался. Допрошенная в качестве свидетеля главный специалист отдела имущественных отношений администрации Исилькульского муниципального района ФИО12 показала, что для строительства газопровода обязательно должно быть принято решение о предоставлении земельного участка, при принятии такого решения изучаются данные кадастрового учета и межевания. С заявлением об отводе и предоставлении земельного участка для строительства газопровода к <адрес> муниципального района ответчики - ООО «Жилсельстрой» либо администрация городского поселения не обращались. В судебном заседании представитель ответчика администрации Исилькульского городского поселения не оспаривала, что сервитуты в связи со строительством газопровода не устанавливались, решение о предоставлении земельного участка для строительства газопровода к <адрес>, проходящего через земельный участок, принадлежащий истице, администрацией Исилькульского муниципального района не выдавалось, межевание данного участка не производилось, имеется только акт о предварительном согласовании места размещения объекта, доказательств проведения разработки и согласования документации по планировке территории в соответствии с главой 2 Правил землепользования и застройки Исилькульского городского поселения суду не представлено. Между тем, в указанном акте (№167 от 28.09.2010 года) прямо указано, что срок его действия составляет три месяца и он не дает права на строительство и реконструкцию объектов недвижимости. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией Исилькульского городского поселения в нарушение действующего законодательства выдано разрешение ООО «Жилсельстрой» на строительство газопровода при отсутствии проекта планировки территории и проекта межевания территории, кроме того, земельный участок под строительство сети газопровода не отведен в установленном порядке. Согласно ст.90 Земельного кодекса РФ, на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется; у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Пунктом 2.6 вышеуказанного Рабочего проекта предусмотрено, что для защиты объекта согласно «Правил охраны газораспределительных сетей» утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 г. №878 устанавливается охранная зона (территории с особыми условиями использования) вдоль трассы газопровода в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода. Пунктом 2 названных Правил установлено, что они являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность. Согласно п.14 данных Правил, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, помимо прочего, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживать и перегораживать охранные зоны; копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра. В соответствии с п.17 Правил, для проектируемых газораспределительных сетей утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков. Пунктовм 18 правил предусмотрено последующее проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Из показаний допрошенной судом в качестве специалиста ФИО13 - начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Исилькульского муниципального района <адрес> следует, что проведение трассы газопровода через жилой квартал по <адрес> является необоснованным и нерациональным, поскольку в условиях сложившейся застройки, исходя из точки подключения, имеется возможность размещения распределительной сети газопровода в зоне инженерной и транспортной инфраструктур вдоль по <адрес>. В данном случае в связи с проведением трассы газопровода через участок истицы, соответственно, охранная зона шириной 4 метра пересекает земельный участок, поэтому Митина Е.Д. не сможет построить жилой дом и хозяйственные постройки в соответствии с запланированным размещением, площадь участка, который она может использовать, значительно сокращается, она не сможет даже огородить свой участок. При выборе земельного участка должны были запрашиваться и учитываться сведения о проведенных в этом районе землеустроительных работах, в этом случае МУП «Архитектура» получило бы полную информацию о собственниках и владельцах земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Статьей 5 Правил землепользования и застройки Исилькульского городского поселения предусмотрено, что правовой режим земель города определяется исходя из их принадлежности к категории земель населенных пунктов и разрешенного использования в соответствии с градостроительным зонированием территорий. Как следует из пояснений истицы и показаний свидетеля ФИО10, газопровод проложен также по земельному участку, расположенному напротив участка истицы по <адрес>, который также выделен для индивидуального жилищного строительства, из пояснений представителя администрации городского поселения, МУП «Архитектура» усматривается, что принадлежность других земельный участков по <адрес>, через которые проходит трасса газопровода, при выдаче разрешения на строительство также не устанавливалась. Из карты градостроительного зонирования населенного пункта <адрес> при сопоставлении ее со схемой трассы газопровода Рабочего проекта 2010-09/1976-ПЗ, ГСН, МЗЗ также усматривается, что газопровод пересекает <адрес> в зоне индивидуальной жилой застройки. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено нарушение ответчиками - администрацией Исилькульского городского поселения и ООО «Жилсельстрой» - прав истицы по пользованию земельным участком в результате выдачи разрешения на строительство газопровода без предоставления надлежащих документов и в результате строительства газопровода через участок истицы без ее согласия -значительное ограничение возможности его использования как для строительства, так и для ведения приусадебных работ, а в соответствии с п.14 Правил охраны газораспределительных сетей, и даже невозможность ограждения земельного участка, поскольку при этом будет перегорожена охранная зона газопровода. Более того, как следует из пояснений представителя ответчика - администрации Исилькульского городского поселения, часть газопровода, включающая в себя отрезок, проходящий по земельному участку истицы, в установленном порядке в эксплуатацию до настоящего времени не введен, с соответствующим заявлением ООО «Жилсельстрой» не обратилось, эксплуатация газопровода осуществляется на основании письма главы городского поселения о приеме на техническую эксплуатацию. Письмом от 10.12.2010 г. №01-18/374 глава Исилькульского городского поселения просил генерального директора ОАО «<данные изъяты>» от 10.12.2010 г. №01-18/374 принять на техническую эксплуатации систему газоснабжения по проекту шифр 2010-09/1976-ПЗ, ГСМ, МЗЗ «Расширение сетей газоснабжения. Распределительный газопровод к жилым домам по <адрес> в <адрес>», в данном письме указано, что после оформления необходимой документации данный газопровод будет передан на баланс администрации Исилькульского городского поселения. Согласно информации ведущего специалиста отдела архитектуры, строительства и городского хозяйства администрации Исилькульского городского поселения от 22.03.2012 г., в администрацию Исилькульского городского поселения заявлений на ввод в эксплуатацию «Расширение сетей газоснабжения. Распределительный газопровод к жилым домам по <адрес> и <адрес> в <адрес>» (1 очередь) не поступало. Как следует из п.5 Правил охраны газораспределительных сетей и ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Названный Закон в ст.8 предусматривает, что ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Согласно ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, помимо прочего, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора). В силу ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса, отсутствие перечисленных документов, а также, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта, несоответствие объекта капитального строительства требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории являются основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время эксплуатация газопровода, проходящего через участок Митиной Е.Д. осуществляется без выдачи в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию и отсутствие документов, не представленных при получении разрешения на строительство, представляет собой препятствие для выдачи разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию. При таких обстоятельствах эксплуатация газораспределительных сетей не отвечает установленным действующим законодательством требованиям обеспечения безопасности. В соответствии со ст.60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ч.2 ст.62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). С учетом исследованных доказательств, суд находит исковые требования Митиной Е.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исходя из характера установленных судом нарушений суд не усматривает в заявленных истицей требованиях нарушений ст.10 ГК РФ злоупотребления правом и приходит к выводу о соразмерности их нарушенному праву, поскольку нарушения законодательства, допущенные при выдаче разрешения на строительство являются в настоящее время препятствием к разрешению на ввод в эксплуатацию газопровода. При этом, из показаний допрошенных в судебном заседании в качестве специалистов ФИО13 и ФИО7 следует, что возможно размещение газопровода на участке <адрес> вдоль улицы вне жилой зоны, то есть за пределами земельного участка истицы. Доказательств тому, что проведение газопровода через земельный участок по <адрес> обусловлено нормами действующего законодательства, строительными нормами и правилами, другими нормативными актами ответчиками в судебном заседании не представлено. В то же время, исходя из установленных действующим законодательством сроков вступления решения в законную силу, сроков рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, суд не считает возможным установить срок исполнения судебного решения, как об этом просит истица, в течение месяца после окончания отопительного сезона 2011-2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по выдаче ООО «Жилсельстрой» разрешения №127/1 от 02.11.2010 года на строительство трассы газопровода в соответствии с проектом 2010-09/1976-ПЗ, ГСН, МЗЗ, разработанным ОАО «<данные изъяты>» по адресу <адрес>. Обязать администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области и ООО «Жилсельстрой» устранить допущенные нарушения путем переноса трассы газопровода с земельного участка по адресу <адрес> и рекультивации указанного земельного участка по месту прохождения трассы. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в месячный срок со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Г.Глазкова