Решение от 25.04.2012 года по иску Исилькульского межрайонного прокурора к администрации Исилькульского городского поселения Омской области, МКУ ` Городское хозяйство` об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов



                                                                                          Дело № 2-374/2012

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                               Именем             Российской            Федерации

Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е.

при секретаре Буяковой Ж.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле 25 апреля 2012 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайпрокурора к администрации Исилькульского городского поселения Омской области, МКУ «Городское хозяйство» об обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

                                                       У С Т А Н О В И Л:

                     Исилькульский межрайпрокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то,что по обращению жителей города Исилькуля проведена проверка исполнения администрацией Исилькульского городского поселения законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой установлено, что сбор мусора с территории южной части г.Исилькуля осуществляется ненадлежащим образом.

                      Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПин 42-128,-4690-88, утвержденным Главным санитарным врачом СССР 05.08.1988г.

Пунктом 1.1 установлено,что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

Согласно п.2.1.3 СанПин на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Пунктами 2.2.2,2.2.3 СанПин установлено,что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применение деревянные или металлические сборники.

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районной санэпидстанцией.

                        В соответствии с п.4.1 СанПин на всех площадках и улицах, в садах и парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами должно быть не более чем через 40м. на оживленных и 100м.- на малолюдных магистралях. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро.

                        Постановлением администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 02.11.2011г. утвержден Устав МКУ «Городское хозяйство».

                        Согласно п.1.2 Устава учредителем является администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского МР.

                       В соответствии с п.1.7 Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

                       Пунктом 2.3 Устава установлено,что в число основных видов деятельности входит консультирование, организация и оказание помощи при работах, направленных на обеспечение установленных санитарно- гигиенических требований на территории городского поселения, управление вопросами городского хозяйства и решение вопросов местного значения с целью создания комфортных условий проживания населения городского поселения.

                        В ходе проведения проверки с привлечением специалиста ТОУ Роспотребнадзора по Омской области было установлено, что в благоустроенном жилом фонде в <адрес> отсутствуют контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, в связи с чем, образованы несанкционированные свалки по <адрес> возле <адрес>, у ж.д. переезда по <адрес> возле <адрес>, в кювете напротив дома по <адрес>, напротив дома по <адрес>.

Не установлены урны в местах остановки городского транспорта по <адрес> ( остановочный пункт <адрес>), <адрес> ( остановочный пункт <адрес>), <адрес> ( остановочный пункт УХ 16/4.

Указанная информация подтверждается справкой ТОУ Роспотребнадзора от 28.02.2012г. № 196.

                    Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления Исилькульского городского поселения полномочий, возложенных на них федеральным законом и на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

                      Неисполнение администрацией Исилькульского городского поселения своих обязанностей в области сбора и вывоза отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

                      Просил обязать администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского МР в срок до 01.мая 2012г. организовать на территории Исилькульского городского поселения в благоустроенном жилом фонде на <адрес>, на <адрес>, на <адрес>, на <адрес> сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 « Санитарные правила содержания населенных мест», установить урны в местах остановки городского транспорта по <адрес> ( остановочный пункт Садовая), <адрес> ( остановочный пункт Школа), <адрес> ( остановочный пункт УХ 16/4).

                      В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Коржук Е.В. иск поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила его удовлетворить.

                      Представитель ответчика, юрисконсульт администрации Исилькульского городского поселения Мартынюк С.Р. иск признала частично, в части установления урн в местах остановки городского транспорта, показала, что до 01.05.2012 года урны будут установлены. В части установки контейнеров для сборки твердых бытовых отходов в благоустроенном жилом фонде на <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> иск не признала, суду показала, что на территории <адрес> уже более 20 лет производится бестарный вывоз твердых бытовых отходов по графикам объезда спецавтотранспорта, который доведен до жильцов благоустроенных многоквартирных домов. Никаких жалоб по поводу ненадлежащего вывоза мусора от населения указанных жилых домов никогда не поступало. Установка мусорных контейнеров также была испробована на территории города, но от такого варианта сбора мусора отказались, так как это привело к рассаднику крыс, мух и антисанитарии на что поступали жалобы от жителей города.

Считают, что администрацией города организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде, который устраивает население, поэтому просят в иске в части установки мусорных контейнеров отказать. Кроме того, в заявлении истца указано на образование несанкционированных свалок по <адрес> у домов , 216, 165, на <адрес>, которые являются частным сектором, а некоторые участки, в частности по <адрес> заброшены и администрация не обязана устанавливать там мусорные контейнеры.

               Представитель ответчика- директор МКУ «Наш город» Малик Д.В. иск признал частично, в части установки урн в местах остановки городского транспорта, в остальной части иск не признал, суду показал,что на протяжении 20 лет в городе производится бестарный вывоз твердых бытовых отходов из благоустроенного жилищного фонда. Эта форма сбора и вывоза мусора себя оправдала, жалоб от жильцов благоустроенного жилого фонда на вывоз мусора не было. При такой форме вывоза мусора не образуется загрязнение территорий около благоустроенного жилого фонда, нет рассадника насекомых и грызунов, как при контейнерном сборе мусора. В настоящее время проводится месячник по очистке города и те несанкционированные свалки о которых указано в заявлении истца ликвидированы, произведена их уборка. Вывоз мусора из благоустроенного жилищного фонда в городе производится по графикам, которые доведены до жильцов и всех они устраивают, а нерадивые жильцы, которые выбрасывают мусор в неотведенных для этого местах или не в мусоровозы, всегда были и будут. В перерыве после первого судебного заседания они организовали проведение собраний жильцов домов около которых истец просит установить мусорные контейнеры по <адрес>, <адрес>, и <адрес>, которые на собрании высказались против установки мусорных контейнеров, говорили, что их устраивает бестарный вывоз мусора и графики вывоза, что если установить контейнеры, то около них всегда будет свалка мусора мухи и крысы. Около <адрес> установлены контейнеры для мусора и жители дома просили лишь заменить их на новые, так как старые пришли в негодность. Они этот вопрос о замене контейнеров в ближайшее время решат. Просил в этой части в иске отказать.

                 Третье лицо представитель ТОУ Роспотребнадзора ФИО6 суду показала,что СанПин 42-128-4690-88 предусмотрен выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, с водонепроницаемым покрытием, также предусмотрено расстояние на которое должны быть удалены эти площадки от жилых домов. Бестарный вывоз мусора СанПином не предусмотрен. Ранее от жильцов не поступали жалобы на ненадлежащий вывоз мусора от благоустроенных жилых домов. Когда поступило заявление от ФИО7 об образовании стихийных свалок мусора, они по поручению прокуратуры провели проверку и выявили изложенные в заявлении факты.

                Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

                В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

                Согласно ч.2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.

                 Статьями 4, 22 указанного Федерального закона предусмотрено,что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами РФ.

                Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

                Постановлением администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 02.11.2011 года утвержден Устав МКУ «Городское хозяйство» Исилькульского городского поселения. Учредителем его является администрация Исильку3льского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.

                Пунктом 2.3 Устава предусмотрено,что в число основных видов деятельности входит консультирование,организация и оказание помощи при работах, направленных на обеспечение установленных санитарно-гигиенических требований на территории городского поселения, управление вопросами городского хозяйства и решение вопросов местного значения с целью создания комфортных условий проживания населения городского поселения.

               Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года.

                Пунктом 1,1 указанного СанПина предусмотрено,что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборка территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Санитарных правил содержания территорий населенных мест.

                В заявлении истца приведены пункты 2.1.3; 2.2.2 и 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 согласно которым на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, площадки должны быть с водонепроницаемым покрытием, с установкой на них стандартных металлических контейнеров.

                Установка указанных контейнеров в благоустроенном жилом фонде на <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>- одно из требований данного иска.

                 Однако, как установлено в судебном заседании из показаний ответчиков, не согласных в данной части с иском, что не отрицалось и истцом, в городе уже 20 лет сбор и вывоз твердых бытовых отходов из благоустроенного жилого фонда осуществляется бестарным методом, то есть по определенным графикам, доведенным до жителей благоустроенного жилого фонда с применением спецавтотранспорта.

                Согласно пункту 1.2 СанПин 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

                В силу пункта 1.3 СанПина для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.

               Как установлено в судебном заседании, бестарный способ сбора и вывоза твердых бытовых отходов в благоустроенном жилом фонде города специализированным транспортом по установленным графикам отвечает именно указанным выше требованиям СанПина, то есть в городе предусмотрена централизованная система рационального сбора, быстрого удаления и надежного обезвреживания бытовых отходов, которая устраивает население города.

               Так, из графиков объезда спецавтотранспорта по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов следует, что на <адрес> сбор твердых бытовых отходов производится по вторникам, четвергам и субботам в 19-45,19-50 часов; на <адрес>- в эти же дни в 20-20 и 20-30 часов; на <адрес> - ежедневно в 14час.20 мин.

               Из протоколов общих собраний жильцов благоустроенных жилых домов от 21-22 апреля 2012 года, расположенных на <адрес> , <адрес> и <адрес> следует, что их устраивает сбор и вывоз твердых бытовых отходов спецавтотранспортом по имеющемуся графику и они против установки мусорных контейнеров во дворах своих домов. Около <адрес> установлены мусорные контейнеры и жильцы дома просили только поменять их на новые, так как старые пришли в негодность.

               Исходя из изложенного, в связи с тем,что в городе организован рациональный сбор и вывоз твердых бытовых отходов бестарным способом спецавтотранспортом в благоустроенном жилом фонде на <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, что отвечает требованиям пунктов 1.2; 1. 3 СанПин 42-128-4690-88 у суда нет оснований для удовлетворения исковых требований в этой части. Кроме того, в заявлении ФИО7 от имени жителей города обращает внимание не на ненадлежащий сбор и вывоз мусора, а на то, что с пустырей в городе не скашивается трава, в заросли которой некоторые жители выбрасывают мусор, что не может характеризовать организацию сбора и вывоза мусора в городе, как ненадлежащую. Из показаний представителя ТОУ Роспотребнадзора ФИО6 следует, что обращение ФИО7 в Исилькульскую межрайпрокуратуру с заявлением на недостатки в деятельности администрации города по улучшению качества жизни жителей южной стороны города -это единичное обращение, ранее заявлений от жителей города по поводу ненадлежащего сбора и вывоза мусора в городе в их адрес не поступало.

              В соответствии с пунктом 4.1 СанПин 42-128-4690-88 на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали( территории), но не более чем через 40 м. на оживленных и 100м.- на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро.

               Проверкой установлено, что нет урн в местах остановки городского транспорта на <адрес> ( остановочный пункт <адрес>), на <адрес> ( остановочный пункт <адрес>), на <адрес> ( остановочный пункт УХ-16/4).

                В данной части ответчики исковые требования признали и показали суду,что до 01.05.2012 года урны в указанных местах будут установлены.

                 В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

                Суд принимает признание иска ответчиком и находит исковые требования в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

                Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

                                                         Р Е Ш И Л

                Исковые требования удовлетворить частично.

                Установить урны в местах остановки городского транспорта по <адрес> (остановочный пункт <адрес>), на <адрес> ( остановочный пункт <адрес>); на <адрес> ( остановочный пункт УХ 16/4 ) ; в остальной части иска отказать ввиду его необоснованности.

                Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд.

                Судья:                                                Хурцилава Т.Е.

.