Дело № 2-458/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е. при секретаре Буяковой Ж.А рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуле 11 мая 2012 года гражданское дело по иску Кравченко И.В. к администрации Исилькульского муниципального района и Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Омской области о признании незаконным отказа во включении в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и обязывании включить в программу. У С Т А Н О В И Л: Кравченко И.В. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то,что она и ее муж Кравченко Н.В. 13.02.2008 года обратились в администрацию Исилькульского муниципального района с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Их семья была включена в единую базу на 2009 год участников указанной подпрограммы, которая была сформирована администрацией Исилькульского МР по состоянию на 01.09.2008 года. В 2009 году их семья не вошла в претенденты на получение социальных выплат, в связи с выделением в 2009 году средств на 1 семью. В 2010 году их семья прошла перерегистрацию на 2010 год и была включена в единую базу участников подпрограммы, однако также не вошла в претенденты на получение социальных выплат в связи с выделением средств на 5 молодых семей. В период формирования единой базы на 2011 год администрацией Исилькульского МР установлено,что им в рамках Указа Губернатора Омской области от 04.08.2003г. № 139 предоставлен беспроцентный жилищный заем для достройки индивидуального жилого дома ( договор займа №/Д-10 от ДД.ММ.ГГГГ) В связи с этим их семья администрацией Исилькульского муниципального района не была включена в списки участников подпрограммы на 2011 год. При этом никакого нормативного акта, которым бы их семья была исключена из числа участников подпрограммы, администрацией Исилькульского МР не выносилось. Согласно постановлению Правительства РФ от 17.09.2001 г.№ 675 « О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям-участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Основными источниками финансирования подпрограммы являются: Средства федерального бюджета Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья Средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья. То есть предусмотрено финансирование мероприятий за счет средств различных уровней: федерального, областного, местного. В нарушение пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья и их использования их семья не была письменно уведомлена об отказе в признании участницей подпрограммы на 2011 год. Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Основание по которому им устно администрация Исилькульского муниципального района отказала в признании участницей подпрограммы этим пунктом не предусмотрено. Согласно п.2 Положения о порядке государственной поддержки граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области государственная поддержка при новом строительстве, достройке, реконструкции или приобретении жилья осуществляется за счет средств областного бюджета в двух формах: Финансирование нового строительства жилья в целях последующей передачи жилого помещения гражданину на условиях оплаты последним части стоимости жилья за счет собственных средств и оплаты оставшейся части стоимости за счет средств займа, предоставленного под залог ( ипотеку) приобретаемого жилья: Предоставление займа на приобретение готового жилья, достройку, реконструкцию жилья под залог ( ипотеку) данного жилья. Заем, предусмотренный настоящим пунктом ( далее ипотечный жилищный заем), предоставляется только один раз. Их семье предоставлен беспроцентный заем за счет средств областного бюджета, а п. 18 Правил установлено, что одним из оснований отказа в признании семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Им за счет средств федерального бюджета и за счет средств местного бюджета государственная поддержка, как молодой семье, на улучшение жилищных условий не предоставлялась. Таким образом Администрация Исилькульского МО фактически лишила их возможности получения государственной поддержки в виде социальных выплат за счет средств федерального и местного бюджетов. Кроме того, согласно п.4,5 Положения о порядке предоставления государственной поддержки в виде социальных выплат по подпрограмме Исилькульского МР «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2015 годы государственная поддержка осуществляется в форме предоставления безвозмездных социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения при его приобретении и строительстве. Исходя их текста указанного Положения иная мера государственной поддержки, кроме социальных выплат, в рамках долгосрочной целевой программы Исилькульского муниципального района «Жилище» на 2010-2015 годы не предусмотрена. В этом положении не идет речь о государственной поддержке в виде беспроцентного займа. В связи с изложенным считает,что администрацией Исилькульского муниципального района грубо нарушено право их семьи на оказание государственной поддержки в виде социальных выплат за счет средств федерального и местного бюджетов, так как заем им выдан, но денежные средства им нужно будет вернуть, а социальные выплаты предоставляются безвозмездно. Просила признать незаконным отказ администрации Исилькульского муниципального района Омской области во включении семьи Кравченко в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2015 годы. Обязать администрацию Исилькульского муниципального района Омской области включить семью Кравченко в список участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В судебном заседании истица Кравченко И.В. исковые требования поддержала, суду показала,что на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий они были поставлены в 2007 году, так как общая площадь принадлежащего им жилого дома составляет 47,5 кв.м, то есть менее учетной нормы на одного члена семьи. 13.02.08 года они были включены в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 год. В 2009-2010 году они не попали в число претендентов на получение социальной выплаты из-за того, что средства на получение социальных выплат были ограничены в 2009 годы-1 семьей, в 2010 году-5- ю семьями. В связи с тем, что они уже начали строительство жилого дома, сметная стоимость которого составляет 2464136,68 рублей, а средств не хватало, они обратились в Агентство жилищного строительства, чтобы узнать условия предоставления займа на достройку жилого дома. Там им сообщили, что при получении займа, они не будут исключены из числа участников подпрограммы на получение социальной выплаты. С учетом этого, они 11.08.2010 года оформили в ГУ Омской области «<данные изъяты>» договор займа (беспроцентный) № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 560000 рублей на 180 месяцев и договор ипотеки № Согласно условий договора займа они ежемесячно должны вносить в погашение займа 3227,83копейки по июль 2025 года. Кроме того, им на сумму займа начисляется налог на доходы физических лиц в сумме 3390 рублей и они обязаны ежегодно представлять налоговую декларацию В сентябре 2010 года их вызвали в администрацию и предложили представить документы для получения социальной выплаты, которую бы они получили до конца 2011г. Они собрали документы и представили в администрацию, но документы у них не приняли, пояснив устно, что они уже получили государственную поддержку в виде беспроцентного займа, поэтому будут исключены из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Никакого решения об исключении их из числа участников программы администрацией района не выносилось. На учете, как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения они продолжают состоять, их № очереди-570. Они считают,что их незаконно исключили из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», так как они получили беспроцентную ссуду из областного бюджета, а Правилами предусмотрено,что основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с учетом социальной выплаты за счет федерального бюджета. Финансирование этой подпрограммы предусмотрено за счет бюджетных средств различных уровней: федерального, областного и местного. Кроме того, если бы они получили социальную выплату в сумме 300000 рублей, как участники подпрограммы, то она бы не облагалась налогом и они бы в меньшей сумме взяли заем на достройку дома, им бы не пришлось сумму социальной выплаты возвращать да еще платить за это налоги. Социальная выплата- предоставляется безвозмездно, а взяв заем, они оказались в худшем положении и не считают это государственной поддержкой молодой семьи на строительство жилого дома. В настоящее время остаток непогашенного займа составляет 513151 руб05 коп. Просила исковые требования удовлетворить. Заинтересованное лицо на стороне истицы Кравченко Н.В. исковые требования супруги поддержал, просил иск удовлетворить. Представитель ответчика -Тарасов С.М. исковые требования не признал, суду показал, что семье Кравченко в 2010 году предоставлена государственная поддержка на строительство жилья в виде беспроцентного денежного займа. Согласно п.п.»г» пункта 18 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» они не были включены в список участников подпрограммы « Обеспечения жильем молодых семей» на 2011 год, так как реализовали свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты- беспроцентного займа. Согласно п.1 «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение ( строительство) жилья», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 они устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение( строительство ) жилья. Таким образом непосредственное оказание государственной поддержки осуществляется из бюджета субъектов РФ В соответствии с п.4 ч.1 ст 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Из чего следует,что полученная Кравченко поддержка на строительство жилья из бюджета Омской области является государственной поддержкой. Согласно п.4 «Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, социальных выплат на строительство, реконструкцию и приобретение индивидуального жилья на территории Исилькульского муниципального района Омской области», утвержденного постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 06.08.2010 года № 1076, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты в рамках настоящего порядка или иной формы поддержки предоставляется только один раз. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Ответчик представитель Министерства строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области, по доверенности Гарифова О.А. доверила дело рассмотреть в ее отсутствии, в письменном отзыве указала,что Кравченко И.В. в 2010 году была предоставлена государственная поддержка на строительство жилья в соответствии с Положением о порядке государственной поддержки граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 04.08.2003г № 139. Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее использованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. В соответствии с механизмом реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы субсидии из федерального бюджета предоставляются только на условиях софинансирования из областного бюджета. В связи с тем, что субсидии из областного бюджета на улучшение жилищных условий ранее предоставлялись Кравченко И.В, основания для повторного финансирования из областного бюджета отсутствуют. Кроме того, согласно п.4 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, социальных выплат на строительство, реконструкцию и приобретение индивидуального жилья на территории Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 06.08.2010года № 1076, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты в рамках настоящего Порядка или иной формы поддержки предоставляется только один раз, просила в иске Кравченко И.В. отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 « О целевой программе «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2015 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Указанные правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат. В соответствии с п. 2 Правил социальные выплаты используются в том числе: е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011г. (далее погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Согласно пункта 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого супруга либо одного родителя в неполной семье в планируемом году не превышает 35 лет б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части превышающей размер предоставляемой социальной помощи. Из Списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 2012год, утвержденного Постановлением администрации Исилькульского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует,что Кравченко И. В. состоит на учете с 2007 года на состав семьи 4 человека по<адрес>. Из Списков молодых семей- участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить субсидию в 2009,2010 годах, следует,что семья Кравченко И.В и Кравченко Н.В была включена в подпрограмму в 2009 году по<адрес>, в 2010 году по<адрес>. В Список молодых семей- участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 год семья Кравченко не включена. В нарушение п. 17 Правил решение об отказе в признании семьи Кравченко И.В. участницей подпрограммы на 2011 год администрацией Исилькульского муниципального района не принималось и семья письменно об отказе во включении в подпрограмму на 2011 год не уведомлялась. В соответствии с подп.»г» п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в частности ранее использованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Указом Губернатора Омской области № 139 от 04.08.2003 года утверждено Положение о порядке государственной поддержки граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области. Пунктом 2 Положения предусмотрено,что государственная поддержка граждан при новом строительстве, достройке, реконструкции или приобретении жилья осуществляется за счет средств областного бюджета в следующих формах: Заем, предусмотренный настоящим пунктом ( далее ипотечный жилищный заем) предоставляется только один раз. Из договора займа № от ДД.ММ.ГГГГ следует,что ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение Омской области «<данные изъяты>», выступающее как Займодавец а также Кравченко И. В. и Кравченко Н. В., выступающие как Заемщики заключили договор о предоставлении беспроцентного займа в размере 560000 рублей сроком на 180 месяцев. Заем предоставляется для целевого использования, а именно для достройки объекта незавершенного строительства, процент готовности составляет 55%, назначение жилое по адресу <адрес>. Согласно п.3.1. Договора Заемщики погашают заем ежемесячными платежами. Графиком платежей предусмотрено, что ежемесячный платеж составляет 3227 рублей 82 копейки до июля 2025 года. Кроме того, между ГУ Омской области «<данные изъяты>» и Кравченко И.В. ДД.ММ.ГГГГ был заключен Договор об ипотеке № согласно которому Залогодатель в обеспечение обязательств, принятых на себя по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ, где Залогодатель выступает в качестве одного из Заемщиков, передает в ипотеку ( залог недвижимости) Залогодержателю объект незавершенного строительства, процент готовности 55% по адресу <адрес>. Договор действует до даты полного исполнения Заемщиками обязательств, предусмотренных договором займа и обеспеченных ипотекой. Источниками финансового обеспечения региональной программы являются средства федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 годы; средства областного бюджета, предусмотренные в рамках средств областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» в Омской области на 2010-2015 годы; средства местных бюджетов. Для реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» средства предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, а также предусматривающей выделение с этой целью из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов денежных средств. Таким образом, в судебном заседании установлено,что на реализацию указанной подпрограммы денежные средства на условиях софинансирования выделяются бюджетами всех уровней от федерального до местного. В связи с изложенным доводы представителей ответчика о том,что оказание государственной поддержки на эти цели осуществляется непосредственно только из бюджета субъекта Российской Федерации и эту поддержку семья Кравченко И.В. получила, поэтому нет оснований для повторного предоставления государственной поддержки не состоятельны. Согласно п.4 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Как установлено судом, семья Кравченко И.В. не была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях и состоит в Списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2012 год по<адрес> утвержденном постановлением администрации Исилькульского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ именно потому, что они не получали от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на достройку жилого дома, а оформили в «<данные изъяты>» Договор займа и Договор об ипотеке от 11.08.2010, которые не являются социальной выплатой ( пособием) во первых, потому,что денежные средства по договору займа подлежат возвращению, во вторых- потому,что они облагаются налогом, что подтверждается уведомлением Агентства жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией МИФНС России № об оплате налога на сумму 3390 рублей. Из справки Агентства жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ следует,что остаток долга по займу на 04.05.2012 года составляет 513151 рубль 05 копеек. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999года № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь-это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие (выплата)- безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Исходя из этого определения- Договор займа, даже беспроцентного, не является социальной выплатой, поскольку он не безвозмездный. В соответствии с пунктами 3,5 Положения о порядке предоставления государственной поддержки в виде социальных выплат по подпрограмме Исилькульского муниципального района « Обеспечение жильем молодых семей» на 2010-2015 годы в рамках долгосрочной целевой программы Исилькульского муниципального района Омской области «Жилище» на 2010-2015 годы, утвержденного Постановлением Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 15.04.2010 года № 517 государственная поддержка предоставляется молодым семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Государственная поддержка осуществляется в форме предоставления безвозмездных социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения при приобретении и строительстве. О другой форме государственной поддержки в данном Положении речь не идет. Следовательно, ответчики, не признавая исковые требования истицы, вступают в противоречие с названными статьями Положения, утверждая,что она уже получила государственную поддержку в виде беспроцентного займа, полученного из областного бюджета и не являющегося социальной выплатой, выплачиваемой из федерального бюджета. Согласно ч.2 раздела « Порядок предоставления государственной поддержки молодым семьям» указанного Положения условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств- собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. То есть, получив социальную выплату, семья Кравченко И.В. могла бы направить ее на погашение полученного займа. Пунктом 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение ( строительство жилья) и их использования, к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» также предусмотрено использование социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам, полученным до 01.01.2011 года. Исходя из изложенного, суд находит несостоятельными доводы ответчиков о законности отказа администрацией Исилькульского муниципального района Омской области семье Кравченко И.В. во включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы и считает исковые требования Кравченко И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации Исилькульского муниципального района Омской области во включении семьи Кравченко И. В. и Кравченко Н. В. в список участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области включить семью Кравченко И. В. и Кравченко Н. В. в список подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд. Судья: Хурцилава Т.Е. .