Решение от 15.05.2012 года по иску Рязанцева В.А. к КУ `Центр социальных выплат` и МТО по Исилькульскому району Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области



                                                                                              Дело № 2-470/2012

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                   Именем          Российской           Федерации

Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е.

при секретаре Буяковой Ж.А.

рассмотрев в судебном заседании в г. Исилькуле 15 мая 2012 года гражданское дело по иску Рязанцева В.А. к КУ «Центр социальных выплат и МТО по Исилькульскому району Омской области, Министерству труда и соц.развития Омской области о признании права на получение мер социальной поддержки

                                                       У С Т А Н О В И Л:

                  Рязанцев В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то,что он обратился в КУ «Центр социальных выплат и материально- технического обеспечения по Исилькульскому району с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг с 05.04.2012 года в соответствии с Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

В представлении вышеуказанных мер социальной поддержки ответчиком ему было отказано на основании того,что у него отсутствует право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, так как пенсия ему назначена по иным основаниям и он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ. Он считает действия ответчиков в этой части незаконными и необоснованными.

На основании удостоверения , выданного Правительством Омской области ДД.ММ.ГГГГ он является Ветераном труда и имеет право на льготы и преимущества.

Законодательством в статьях 10,13,22 Закона «О ветеранах» было установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение выплату пособий в соответствии с действующим законодательством РФ, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

До внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 22.08.2004года статьей 22 Закона ветеранам труда предоставлялись следующие льготы: бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг. При этом предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда» после установления им пенсии в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ « О государственных пенсиях в РФ».

Однако согласно ст. 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах», в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. и в связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», меры социальной поддержки ветеранов труда стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Поэтому 19.06.2008 года Постановлением ЗС Омской области № 225 был утвержден Закон Омской области от 04.07.2008 года № 1061-0З Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Пунктом 1 статьи 21 данного Закона установлено,что право на меры социальной поддержки имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В силу пункта 2 статьи 21 указанного Закона меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в том числе: денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50% общей площади жилых помещений, приходящейся на ветерана труда; денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50% коммунальных услуг ; денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50% услуг по вывозу бытовых и других отходов; оплата в размере 50% стоимости дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Омской области; ежемесячная денежная выплата.

В соответствии с ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии по выслуге лет.

По смыслу пенсионного законодательства РФ к военнослужащим относятся в том числе граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством. Указанным лицам пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».Считает, что военнослужащие по выслуге лет также имеют право на пенсионное обеспечение по Федеральному закону № 166-ФЗ от 15.12.2001 года « О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные статьей 28 ФЗ «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.

Кроме того, оба Федеральных Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г и № 173-ФЗ от 17.12.2001 года предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста-60 лет для мужчин в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.

Он, как пенсионер уголовно-исполнительной системы, майор внутренней службы в отставке в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» получает один из видов пенсии за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения ( за счет средств федерального бюджета), как лицо, проходившее военную службу и гражданин, приравненный по пенсионному обеспечению согласно пункта 2 ст. 4 этого ФЗ к военнослужащим. Пенсия ему назначена в порядке, предусмотренном Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Считает, что получаемая им пенсия за выслугу лет, в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» относятся к государственным пенсиям в РФ и он, как лицо, проходившее службу в уголовно-исполнительной системе РФ, подпадает под действие ФЗ № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ», достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и относится к категории лиц, указанных в Законе Омской области от 04.07.2008г № 1061-ОЗ,обладающих правом на получение мер социальной поддержки.

Просил признать отказ КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Исилькульскому району Омской области незаконным. Признать за ним право на получение мер социальной поддержки. Обязать КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Исилькульскому району Омской области» предоставить ему льготы по оплате 50% за жилищные и коммунальные услуги с 05.04.2012 года. Взыскать с ответчика госпошлину в размере 200 рублей.

                       В судебном заседании истец Рязанцев В.А. исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в исковом заявлении, указав, что считает, что хотя пенсия по выслуге лет назначена ему по Закону РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года« О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», он по пенсионному обеспечению приравнивается к военнослужащим, которым пенсии назначаются по Федеральному закону № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и поэтому имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», просил иск удовлетворить.

                          Представитель ответчика начальник отдела КУ Центр социальных выплат и материально- технического обеспечения по Исилькульскому району Омской области Бучельникова М.В. иск не признала, суду показала, что в соответствии со ст. 21 Закона Омской области № 1061-ОЗ от 04.07.2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом « О трудовых пенсиях в РФ» или с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Ветеранам труда, которым пенсия назначена по иным нормативно правовым актам, меры социальной поддержки предоставляются по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ. Рязанцеву В.А. пенсия назначена за выслугу лет, в соответствии с Законом РФ« О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поэтому право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг наступит у него по достижении возраста 60 лет.

                              Соответчик- представитель Министерства труда и социального развития Омской области, по доверенности, Никитина О.А. доверила дело рассмотреть в ее отсутствии исковые требования не признала, в письменных возражениях указала,что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Рязанцеву В.А. пенсия назначена в соответствии с Законом Российской федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», о чем свидетельствует, выданное ему удостоверение от 15.04.2011 года.

В соответствии с пунктом 2 ст. 21 Кодекса Омской области меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» или Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» независимо от прекращения ими трудовой деятельности При этом ветеранам труда, которым пенсия назначена по иным нормативным правовым актам, либо получающим пожизненное содержание за работу ( службу), меры социальной поддержки предоставляются по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», то есть по достижении мужчиной возраста 60 лет.

                           Выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

                           Согласно удостоверения серии В, выданного ДД.ММ.ГГГГ Правительством Омской области Рязанцев В. А. имеет право на льготы, представляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».

                            Из пенсионного удостоверения , выданного УФСИН России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ следует, что Рязанцеву В.А. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

                           Из письма КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Исилькульскому району Омской области от 06.04.2012 года № 565 следует, что Рязанцев В.А. информирован о том, что право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у него наступит по достижении возраста 60 лет.

                           В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ.

                           Во исполнение указанного положения Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ утвержден «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

                           Согласно пункта 2 статьи 21 Кодекса меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» или Федеральным законом « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» независимо от прекращения иои трудовой деятельности.

                           Ветеранам труда, которым пенсия назначена по иным нормативным правовым актам, либо получающим пожизненное содержание за работу ( службу), меры социальной поддержки, установленные настоящей статьей, предоставляются по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

                          В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют в том числе:

Федеральные государственные служащие

Военнослужащие и другие категории граждан.

                            По указанному выше Федеральному закону назначаются следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия.

                             Статья 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дает понятие видов пенсии по выслуге лет, назначаемых по данному Закону.

«Право на пенсию по выслугу лет имеют федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, граждане из числа космонавтов и граждане из числа работников летно - испытательного состава»

В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и имеющих право на получение пенсии за выслугу лет в системе государственного пенсионного обеспечения, нормы настоящего закона носят общих характер, а их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии со специальной нормой-Законом РФ от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

По нормам статьи 2 настоящего Федерального закона осуществляется пенсионное обеспечение лишь военнослужащих, проходящих военную службу по призыву то есть для указанных лиц настоящий закон имеет прямое действие.

                  Таким образом, доводы истца о том, что он относится к лицам, получающим пенсию по ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» ошибочны.

                  Часть 1 ст. 8 указанного Федерального закона носит отсылочный характер и предусматривает, что пенсия за выслугу лет, а также пенсия по инвалидности военнослужащим ( за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г № 4468- 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

                О том, что пенсия Рязанцеву В.А. назначена в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», подтверждается и его пенсионным удостоверением.

                 Кроме того, выплата этих пенсий различается и по источнику финансирования.

                 Выплата пенсии, согласно ст. 6 Федерального закона № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» финансируется за счет средств федерального бюджета, которые поступают в Пенсионный Фонд РФ. Средства, поступающие в бюджет Пенсионного Фонда РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на выплату пенсий по государственному пенсионному страхованию, являются целевыми денежными средствами. Контроль за их использованием возложен законодательством на Счетную палату РФ и наблюдательный совет Пенсионного фонда РФ.

               Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий, согласно ст. 6 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», то есть за счет страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд РФ».

               Согласно ст. 10 Закона РФ от 12.02.1993г № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», выплата пенсий за выслугу лет обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

               Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется в том числе согласно п.»г»- Федеральной службой исполнения наказания- в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, а также членов их семей. Рязанцев В.А. уволен на пенсию за выслугу лет из системы УФСИН РФ по Омской области.

                Следовательно Рязанцеву В.А. пенсия за выслугу лет назначена по иному правовому акту, а не в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ».

                 Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан » меры социальной поддержки будут ему предоставляться по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

                 Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраст 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет.     

               Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами, установлено, что исковые требования Рязанцева В.А. не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

                Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

                                                       Р Е Ш И Л:

                 В иске Рязанцеву В. А. о признании отказа КУ «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Исилькульскому району Омской области» незаконным и признании за ним права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% за жилое помещение и коммунальные услуги- отказать.

                 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд.                

                  Судья:                                                   Т.Е. Хурцилава

.