Дело №2-564/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Исилькульского городского суда Омской области Хурцилава Т.Е. при секретаре Буяковой Ж.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Исилькуле 31 мая 2012 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах РФ по защите лесов от пожаров к Администрации Боевого сельского поселения Исилькульского МР Омской области об обязывании выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах У С Т А Н О В И Л: Исилькульский межрайпрокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то,что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ( ППБ 01-03). В соответствии с ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения ( устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В ходе проведенной совместно со специалистами отдела надзорной деятельности Исилькульского района главного управления МЧС России по Омской области и отдела Главного управления лесного хозяйства Омской области-Исилькульского лесничества проверки установлено, что населенный пункт Северное расположен в лесном массиве. При этом мероприятия, направленные на предупреждение переброса лесного пожара на здания и сооружения населенного пункта со стороны администрации Боевого сельского поселения не предприняты, на момент проверки отсутствует защитная противопожарная полоса, не удалена сухая растительность на участках местности, прилегающих к населенному пункту. Данные обстоятельства способствуют перебросу пожара на указанные населенный пункт, а также возможного распространения пожара с населенного пункта на лес. Также не проведение мероприятий по обустройству защитной противопожарной полосы облегчает совершение террористического акта путем поджога лесного массива, примыкающего к населенным пунктам. Не проведение предупредительных мероприятий ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся на территории населенных пунктов, что дает право прокурору обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц. Просил обязать администрацию Боевого сельского поселения в срок до 01.06.2012 года выполнить мероприятия по обустройству защитной противопожарной полосы вокруг населенного пункта Северное, входящего в состав Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, а также в срок до 01.06.2012 года выполнить мероприятия по удалению сухой растительности на участках местности, примыкающих к населенному пункту Северное Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Усольцева Л.В. исковые требования поддержала частично, просила удовлетворить их в части касающейся обустройства защитной противопожарной полосы вокруг населенного пункта Северный, в остальном от исковых требований отказалась, ввиду выполнения мероприятий по удалению сухой растительности на участках местности, примыкающих к пос. Северное. Представитель ответчика- глава Боевого сельского поселения Гапешко В.М. исковые требования признал частично, суду показал, что они уже выполнили часть исковых требований. Так, уже удалена сухая растительность на участках местности, примыкающих к пос. Северное путем боронования. В настоящее время не представляется возможным обустроить вокруг населенного пункта Северное защитную противопожарную полосу, так как техника занята на посевных работах и освободится не ранее 10.06.2012 года, поэтому просит отсрочить выполнение мероприятий по обустройству указанной защитной полосы до 15.06.2012г. Представитель заинтересованного лица- Главного управления лесного хозяйства ведущий специалист отдела Исилькульского лесничества Денисюк Д.Г. суду показал, что с Администрацией Боевого сельского поселения они сотрудничают в рамках Соглашения о взаимодействии и информационном обмене при осуществлении мероприятий в сфере обеспечения пожарной безопасности лесов и населенных пунктов от Поэтому они в курсе тех мероприятий, которые проводит сельское поселение по противопожарной безопасности в населенных пунктах, относящихся к их ведению. В населенном пункте Северный продолжается сжигание мусора жителями вблизи леса и в местах не отведенных для этих целей и без очистки мест сжигания в радиусе <данные изъяты> м.,что является нарушением п.10 Правил пожарной безопасности в лесах. Действительно в настоящее время сухая растительность удалена, но минерализированная противопожарная полоса вокруг пос. Северный пока не сделана. Они были задействованы в проверке, проводимой Исилькульским межрайпрокурором, как специалисты, так как сельское поселение не является пользователем леса, а в их задачу входит организация эффективного использования, охраны, защиты, воспроизводства и распоряжение лесами на землях лесного фонда на территории Омской области, согласно ст. 7 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области. Правительством РФ принято Постановление № 417 от 30.06.2007 года, утвердившее Правила пожарной безопасности в лесах, в соответствии с которым меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Также они с сельским поселением взаимодействуют по исполнению постановления Главы Исилькульского муниципального района № 375 от 03.04.2012 года «О мероприятиях пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период 2012г».. Представитель МЧС в Исилькульском районе в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определены вопросы местного значения поселения. к ним относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Также к вопросам местного значения поселения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, и в минимизации и ( или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Согласно Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Также здесь дано понятие предупреждению чрезвычайных ситуаций, под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В соответствии с подп. «а» п.4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ « О противодействии терроризму», под противодействием терроризму следует понимать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов ( профилактика терроризма). Пунктом 3 ст. 3 Закона предусмотрено, что террористический акт- это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. То есть пожар относится к чрезвычайным ситуациям, а также является последствием террористического акта в виде поджога. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с с пожарами, оценки пожарной безопасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Из информации главного госинспектора по пожарному надзору Исилькульского района от 23.04.2012 года № 285-10-10-27 следует,что в населенном пункте Северное отсутствует устройство защитной противопожарной полосы, прилегающий лесной массив не окаймлен минерализованной полосой, поля прилегающие к населенному пункту не очищены от сухой растительности, то есть нарушен п.112 Правил пожарной безопасности. Также в населенном пункте допускается складирование грубых кормов менее <данные изъяты> п. 537 ППБ в РФ) Из справки Главного управления лесного хозяйства Омской области № 149 от 19.04.2012г следует, что в населенном пункте Северное поля сельскохозяйственного назначения примыкающие к стене леса, не окаймлены минерализованной полосой противопожарного назначения Аналогичным образом сенокосные гурты, расположенные у частных домов вблизи стены леса, на расстоянии менее 10 метров не окаймлены минерализованными полосами предотвращающими, в случае возгоран6ия, перенесение огня в лес. Сжигание бытового мусора населением производится вблизи леса и местах, не отведенных для этих целей, на расстоянии менее <данные изъяты> метров от стены лиственного леса и без очистки мест сжигания в радиусе <данные изъяты> метров, что является нарушением п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007г « об утверждении правил пожарной безопасности в лесах. Согласно справке Администрации Боевого сельского поселения № 02-24/149 от 29.05. сухая растительность на участках местности, примыкающих к населенному пункту пос. Северное уничтожена путем боронования. В настоящее время обустроить защитные противопожарные полосы вокруг населенного пункта Северное не представляется возможным, ввиду того,что сельхозтехника занята на посевной, поэтому просит отсрочить выполнение мероприятий по обустройству противопожарной полосы до 15 06.2012. Таким образом, судом установлено, что частично исковые требования Исилькульского межрайпрокурора выполнены и представитель истца Усольцева Л.В. отказалась от них в этой части, согласна на увеличение срока выполнения оставшейся части исковых требований администрацией Боевого сельского поселения до 15.06.2012 года. Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить частично. В срок до 15.06.2012 года обязать Администрацию Боевого сельского поселения выполнить мероприятия по обустройству защитной противопожарной полосы вокруг населенного пункта Северное, входящего в состав Боевого сельского поселения, в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд. Судья: Т.Е. Хурцилава Мотивированное решение суда изготовлено 05.06.2012г.