Решение от 14.08.2012 года по иску прокурора к `Омскэнергосбыт`, администрации Исилькульского городского поселения о признании незаконными действия по отключению электроэнергии и светофорных объетков г. Исилькуль



Дело № 2-689/2012

Решение

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области в составе

председательствующего судьи Н.Д. Боронко,

при секретаре Моляк В.В.,

с участием прокурора Лаптева В.В.

рассмотрев в судебном заседании в г. Исилькуль 14 августа 2012 года гражданское дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора о признании незаконными действий ОАО «Омскэнергосбыт», Администрации Исилькульского городского поселения по отключению уличного наружного освещения и прекращения подачи электроэнергии к светофорным объектам г. Исилькуля,

УСТАНОВИЛ:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование иска указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в деятельности администрации Исилькульского городского поселения, деятельности ОАО «Омскэнергосбыт».

Результаты свидетельствуют о наличии нарушений указанного выше законодательства в деятельности ОАО «Омскэнергосбыт» (в лице Исилькульского участка), администрации Исилькульского городского поселения, выразившееся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, профилактики правонарушений и снижения тяжести их последствий на территории поселения путем организации освещения улиц и надлежащей работы светофорных объектов.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) указаны задачи: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.3 Федерального закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.1 и п.8 ст.6 Закона, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 1 и 11 ст.13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно п. 5 ч.1 ст.14 Федерального законаот 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения, находящимся в компетенции поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Недостаточное освещение - отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 ГОСТ Р 50597-93, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участков дорожного движения, что нарушает право граждан на безопасные условия проживания.

         В соответствии с п. 2.5 строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённых постановлением Госстроя от 17.12.1985 года № 233 (с изменениями на 30.06.2003 года), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населённых пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

          Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещённых и неосвещённых участков.

          В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

          Статьей 2 Федерального закона, приведенного выше, установлено, что под безопасностью дорожного движения необходимо понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

         В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» - в городах и поселках городского типа на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары или пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечернее и ночное время.

         Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с информацией УМВД России по Омской области ОМВД России по городу Исилькулю и Исилькульскому району Омской области от 29.05.2012 года, на территории г.Исилькуль с 11.05.2012 года отключено в вечернее и ночное время суток уличное наружное освещение. Отключение электроэнергии напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Также, в информации указано, что к светофорным объектам, расположенным на территории г. Исилькуля, прекращена подача электроэнергии. На территории г. Исилькуль имеются 3 светофорных объекта, расположенные на пересечениях ул. Коммунистическая - ул. Ленина, ул. Коммунистическая - ул. Первомайская, ул. Коммунистическая - ул. Тельмана. Данный участок ул. Коммунистической г. Исилькуль является самым интенсивным для движения транспортных средств и пешеходов. По информации ОМВД России по г. Исилькулю и Исилькульскому району Омской области за период 2010 - 2011 года ул. Коммунистическая г. Исилькуль является очагом аварийности, где происходит наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий как с участием транспортных средств, так и пешеходов. Отключение электроэнергии на светофорных объектах может негативно повлиять на состояние аварийности в г. Исилькуль, что может привести к тяжким последствиям.

28.05.2012 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Исилькулю и Исилькульскому району майором полиции ФИО10 в присутствии свидетелей составлены «Акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения», в соответствии с которыми светофорные объекты на участках ул. Коммунистическая - ул. Первомайская, ул. Коммунистическая - ул. Тельмана, ул. Коммунистическая - ул. Ленина не работают в установленном режиме, не горят по причине отключения электроэнергии.

Отключение электрической энергии осуществлялось на основании заявок, выданных начальником Исилькульского участка ОАО «Омскэнергосбыт». Также ДД.ММ.ГГГГ администрацией Исилькульского городского поселения издано распоряжение № 99 «О приостановлении энергоснабжения уличного освещения на территории Исилькульского городского поселения. Данные действия ответчиков являются незаконными.

Указанные выше факты в деятельности администрации Исилькульского городского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, ОАО «Омскэнергосбыт» напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные улицы общего пользования в Исилькульском городском поселении Исилькульского муниципального района Омской области.

Полное отсутствие уличного освещения, отключение электроэнергии на светофорных объектах, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, незащищённости участников дорожного движения, способствует ухудшению криминогенной обстановки.

Просил суд признать незаконными действия ОАО «Омскэнергосбыт» и Администрации Исилькульского городского поселения по отключению электроэнергии на светофорных объектах г. Исилькуля, отключению уличного наружного освещения в ночное и вечернее время, обязать администрацию Исилькульского городского поселения, ОАО «Омскэнергосбыт» обеспечить работу светофорных объектов в установленном режиме, в вечернее и ночное время суток, обеспечить уличное наружное освещение, запретить Администрации Исилькульского городского поселения и ОАО «Омскэнергосбыт» действия по прекращению, ограничению, приостановлению подачи электроэнергии к светофорным объектам, а также по прекращению, ограничению, приостановлению уличного наружного освещения в г. Исилькуль, взыскать государственную пошлину с ОАО «Омскэнергосбыт» в федеральный бюджет.

В судебном заседании представитель Исилькульской межрайонной прокуратуры В.В.Лаптев исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении в части, просит признать незаконными действия ОАО «Омскэнергосбыт» и Администрации Исилькульского городского поселения по отключению уличного наружного освещения в ночное и вечернее время, обязать администрацию Исилькульского городского поселения, ОАО «Омскэнергосбыт» обеспечить уличное наружное освещение, запретить Администрации Исилькульского городского поселения и ОАО «Омскэнергосбыт» действия по прекращению, ограничению, приостановлению уличного наружного освещения в г. Исилькуль при возникновении задолженности за потребленную электроэнергию, взыскать государственную пошлину с ОАО «Омскэнергосбыт» в федеральный бюджет.

От части иска о признании незаконными действия ОАО «Омскэнергосбыт» и Администрации Исилькульского городского поселения по отключению электроэнергии на светофорных объектах г. Исилькуля, обязании администрации Исилькульского городского поселения, ОАО «Омскэнергосбыт» обеспечить работу светофорных объектов в установленном режиме, в вечернее и ночное время суток, запретить Администрации Исилькульского городского поселения и ОАО «Омскэнергосбыт» действия по прекращению, ограничению, приостановлению подачи электроэнергии к светофорным объектам, отказался в связи с добровольным устранением указанных нарушения и подключению электроэнергии на светофорных объектах г. Исилькуля.

Представитель ответчика ОАО « Омскэнергосбыт» и представитель Администрации Исилькульского городского поселения не возражают против принятия судом отказа прокурором от части иска и прекращения производства в данной части иска.

Судом в части отказа от иска прокурора о признании незаконными действия ОАО «Омскэнергосбыт» и Администрации Исилькульского городского поселения по отключению электроэнергии на светофорных объектах г. Исилькуля, обязании администрации Исилькульского городского поселения, ОАО «Омскэнергосбыт» обеспечить работу светофорных объектов в установленном режиме, в вечернее и ночное время суток, запретить Администрации Исилькульского городского поселения и ОАО «Омскэнергосбыт» действия по прекращению, ограничению, приостановлению подачи электроэнергии к светофорным объектам, дело в части иска производством прекращено.

Представитель ответчика Администрации Исилькульского городского поселения Мартынюк С.Р. иск не признала, суду пояснила, что городское поселение имело на май месяц 2012 года задолженность за потребляемую электроэнергию более чем 300 000 рублей, ОАО « Омскэнергосбыт» направляли уведомление о том, что будет прекращена подача электроэнергии на уличное освещение в связи с задолженностью.

11.05.2012 года Администрацией Исилькульского городского поселения было издано распоряжение о приостановлении энергоснабжения уличного наружного освещения на территории Исилькульского городского поселения с 09 часов 00 11.05.2012 года до начала учебного года, демонтировать доступное оборудование во избежания его хищения либо уничтожения.

Данное     распоряжение было доведено до ОАО «Омская энергосбытовая компания», Исилькульского межрайонного прокурора, начальника ОМВ России по г. Исилькуль и Исилькульскому району.

Тем не менее отключение электроэнергии уличного наружного освещения было произведено на основании заявки ФИО7 - начальника Исилькульского участка Запрадного отделения ОАО « Омскэнергосбыт».

Не возражает против того обстоятельства, что обязанность по наружному уличному освещению лежит на Администрации Исилькульского городского поселения на основании Федерального закона.

Принимая во внимание, что была прекращена подача электроэнергии ОАО « Омскэнергосбыт», считает, что действия администрации Исилькульского городского поселения нельзя признать не законными, поскольку каких - либо действий по отключению уличного наружного освещения в ночное и вечернее время, Аминистрация Исилькульского городского поселения, не совершала.

Представитель ответчика ОАО «Омскэнергосбыт» Чугулев А.М. исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что ОАО «Омскэнергосбыт» считает исковые требования прокурора незаконными, необоснованными.

Отношения сторон по энергоснабжению основаны на гражданско-правовом договоре и регулируются нормами гражданского законодательства. Действия по введению ограничений осуществлены Гарантирующим поставщиком в полном соответствии с договором энергоснабжения № 11-0419, заключенным 03.12.2007 г. между ОАО «Омскэнергосбыт» (ГП) и Администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (Потребитель)

По условиям договора (п.2.1.1.) поставщик принял на себя обязательство поставлять покупателю для нужд объектов уличного освещения в точки поставки (согласно акту № 5 от 17.01.2008г. на разграничение балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности между потребителем и Исилькульским РЭС ЗЭС точкой поставки и границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности являются контактные соединения на расчетных приборах учета электроэнергии, указанных в приложении N 2 к договору) в объемах согласно приложению N 1, а покупатель (п.3.1.1.) - оплачивать электрическую энергию по тарифу, утвержденному в установленном порядке и на условиях, установленных договором. Гарантирующий поставщик свои обязанности по поставке электроэнергии выполнил в полном объеме - поставил Потребителю электроэнергию в нужном объеме нужного качества, а Администрация Исилькульского городского поселения в нарушение принятых на себя обязательств - не выполнила порядок расчетов, предусмотренных договором - задолженность Потребителя по состоянию на 31.05.2012 г. составляет 550 475,63 руб., что подтверждается прилагаемым актом сверки с Потребителем.

Подписанные Потребителем гарантийные письма от 28 марта, 02 мая, 18 июня 2012 г., не исполняются.

В соответствии со ст.546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом и иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2.2.2 «а» договора предусмотрено право ОАО « Омскэнергосбыт» приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения частичного или полного ограничения подачи электрической энергии и мощности Потребителю без расторжения договора после предупреждения в порядке, предусмотренном настоящим договором, в следующих случаях нарушения срока оплаты электрической энергии и мощности (в том числе срока предварительной оплаты).

На основании п.7.1. указанного договора порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае ненадлежащего исполнения потребителем денежных обязательств устанавливается в соответствии с Приложением № 4 к договору.

При неисполнении Потребителем денежного обязательства в порядке, определенном в договоре, у Потребителя возникают обязанности, изложенные в пункте 3.1.4. договора, а именно: выполнять команды Гарантирующего поставщика (Общества), направленные на введение частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения Потребителем условий по оплате электрической энергии и мощности, а также в иных установленных законодательством Российской федерации случаях.

В пункте 1.2. Приложения № 4 к названному договору стороны установили, что порядок ограничения является общим и распространяется на Потребителей, в отношении которых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации допускается частичное ограничение подачи электрической энергии и прекращение подачи электрической энергии.

Согласно перечню мест установки электросчетчиков, содержащемуся в Приложении № 2 к договору, электроэнергия подается Потребителю в точках присоединения к сетям электроснабжения уличного наружного освещения в г. Исилькуле. Сетевая организация Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» не установила Потребителю уровень аварийной брони, поскольку Потребитель не предоставил акт по установлению уровня аварийной брони.

Таким образом, ограничение подачи электроэнергии на указанные объекты произошло по вине Администрации Исилькульского городского поселения, не предоставившего Гарантирующему поставщику акт об установлении аварийной брони, дающий основания отнести Потребителя к более высшей категории надежности снабжения электрической энергией.

Технологическая, аварийная броня устанавливается определенным категориям потребителей, которые перечислены в п. 168 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее Основные положения).

Согласно п.189 Основных положений в случаях, когда ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или)      экологической безопасности, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

Действующим нормативным актом в этой области является приказ Минпромэнерго России от 18.03.2008 г. № 124, утвердивший «Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики».

Ограничение энергопотребления вводится для неплательщиков не только с целью побудить контрагента оплатить уже имеющуюся задолженность, но и в первую очередь для того, чтобы не допустить ее дальнейшего чрезмерного роста, который будет пагубно сказываться как на финансовом положении самого Гарантирующего поставщика, так и на взаимодействующих с ним субъектах рынков электрической энергии и добросовестных потребителях.

ОАО «Омскэнергосбыт» является коммерческой организацией и в свою очередь имеет обязательства по оплате электроэнергии, приобретаемой ею на оптовом рынке электрической энергии, а также обязательства по оплате услуг неразрывно связанных с ее поставкой до конечного потребителя.

ОАО «Омскэнергосбыт» является Гарантирующим поставщиком электрической энергии в Омской области и согласно подпункта и) пункта 33 Правил обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед поставщиками электрической энергии на оптовом и розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором, администратором торговой системы оптового рынка, не допускать просрочки оплаты приобретаемой им электрической энергии и (или) оказываемых услуг.

Расчетные периоды по обязательствам Гарантирующего поставщика, равны по
временному промежутку периодам расчета потребителей с Гарантирующим поставщиком за поставленную им электрическую энергию. Просрочка оплаты, допущенная потребителями даже в одном расчетном периоде, не позволяет Гарантирующему поставщику закупить необходимое количество энергии на собственные средства, приходится использовать заемные. Затраты понесенные на погашение кредитных процентов не заложены в тариф потребителей, рассчитывающихся по регулируемым ценам, и являются прямыми убытками Гарантирующего поставщика.

Объекты Администрации Исилькульского городского поселения являются социально значимыми и находятся в собственности муниципального образования, ответственность за бесперебойное их функционирование лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии» со ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Ссылка прокурора на п. 2 ст. 548 ГК РФ не может быть принята во внимание, так как в силу указанной статьи к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

ОАО «Омскэнергосбыт» не имеет ни договорных, ни фактических обязательств перед гражданами г. Исилькуля Омской области по электроснабжению уличного наружного освещения в качестве коммунального ресурса. Такие обязательства есть у Администрации Исилькульского городского поселения.

На основании п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение
подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда
удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное
состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и
безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи
энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

       Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом -юридическим лицом, но с     соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

        Обстоятельства, при которых может быть введено ограничение режима энергопотребления, перечислены в п. 161 Основных положений. В пп. а) данной нормы установлено, что ограничение вводится за неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей. Законодатель не предусматривает иного порядка восстановления энергоснабжения, существовавшего до введения ограничения, кроме как устранение причин, явившихся основанием для его введения.

П.п. «д» п.177 Основных положений регулирует это так: возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда.

Из приведенной нормы следует, что судом в рамках искового производства может быть принято решение о возобновлении подачи электроэнергии и взыскании убытков с ее поставщика тогда, когда будет доказано, что инициатор введения ограничения не имел на это оснований.

До введения ограничения задолженность у Администрации Исилькульского городского поселения имелась. Следовательно, у ОАО «Омскэнергосбыт» имелись все законные основания для введения ограничения.

Согласно условиям выше указанного договора энергоснабжения Потребитель несет самостоятельные обязательства по оплате электрической энергии, независимо от исполнения обязательств по оплате услуг его контрагентами.

В связи с тем, что подача электроэнергии на указанный объект была приостановлена в порядке, согласованном сторонами в договоре энергоснабжения и в соответствии с действующим законодательством, действия ОАО «Омскэнергосбыт» не могут быть признаны незаконными:

Действия Гарантирующего поставщика не имели целью ущемление интересов Потребителя, и других лиц. Обязанность обеспечить интересы потребителей, пользующихся наружным уличным освещением лежит на поставщике данного коммунального ресурса.

Для соблюдения интересов своих абонентов в случае отключения электроэнергии Администрация Исилькульского городского поселения могла предусмотреть возможность использования автономных источников электропитания, установленных на объектах уличного наружного освещения.

На основании п.113 Основных положений резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии «следствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных «бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентные отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. Из указанной нормы следует, что за последствия своих действий (бездействий) отвечает только сам потребитель. В силу абзаца первого п.114 Основных положений данная норма распространяется и на Гарантирующего поставщика.

04.05.2012г. Постановлением Правительства РФ № 442 были утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее Правила). Согласно п.2 «б» Правил Ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств: б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в: неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

П.3 Правил - Величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV настоящих Правил. Потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

П.4 Правил - Ограничение режима потребления вводится: а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства.

П.9 Правил - Частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно. При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).

Администрация Исилькульского городского поселения не предприняла действий, позволяющих отнести его объекты к первой или второй категории надежности энергопотребления, следовательно, оно и должно отвечать за нарушение интересов третьих лиц.

В п.1 ст.15 Конституции Российской Федерации установлено, что Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Правоотношения в сфере электроэнергетики регулируются Законом РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35 ФЗ. В соответствие с абзацем 16 пункта 1 статьи 21 данного Закона Правительство Российской Федерации утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии). Данный порядок установлен постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530.

Из вышеуказанного нормативного документа следует, что ограничение электроснабжения за неуплату электроэнергии может быть введено инициатором ограничения в отношении любого потребителя с учетом особенностей, установленных для отдельных категорий потребителей.

Таким образом, данные законные и подзаконные акты являются действующими, а значит не противоречат Конституции РФ.

Все доводы, приведенные прокурором в исковом заявлении, носят исключительно общий, декларативный характер.

Наличие крупной задолженности у Администрации Исилькульского городского поселения перед Гарантирующим Поставщиком с учетом обоснований, содержащихся выше, бесспорно доказывает, что ОАО «Омскэнергосбыт», инициировав ограничение, защищал свои законные права, нарушение которых ставит его в тяжелое финансовое положение, а, следовательно, данный случай к злоупотреблению правом никак не может быть отнесен.

Перечисленные выше нормы права являются специальными и до тех пор, пока они не будут отменены, принят закон или нормативный документ, имеющие большую юридическую силу, их соблюдение обязательно для сторон при регулировании правоотношении по электроснабжению.

Кроме того прокурор в исковом заявлении указывает о том, что ответственность перед жителями г. Исилькуль несет Администрация Исилькульского городского поселения, которая, в свою очередь, являясь бюджетной организацией, самостоятельно формирует свою расходную часть, в 2012 году тарифы на электроэнергию повышены только с 1 июля, это значит, что администрация при формировании бюджета на 2012 год либо намеренно не включила расходы на наружное уличное освещение и светофоры, либо имеет место нецелевое использование денежных средств.

Удовлетворение заявленных требований будет означать запрет вводить ограничение подачи энергии на уличное наружное освещение г. Исилькуля, вообще вне зависимости от оснований - как ввиду неоплаты, так и в других предусмотренных законодательством случаях.

Однако, нельзя запретить ограничение подачи электроэнергии вообще, при любых на то основаниях. Поскольку такой запрет может создать угрозу жизни и здоровью людей. Ведь, действующим законодательством императивно установлено право и даже обязанность энергоснабжающей организации ввести ограничение подачи электрической энергии при аварийных ситуациях в отношении любого потребителя (п.п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ, п. 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530) (далее - ПФРРЭЭ)). Нельзя распространять запрет на следующие ситуации, установленные п. 161 ПФРРЭЭ:

- выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

- возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

- возникновение внерегламентных отключений.

В настоящее время вопросы ограничения поставки электроэнергии потребителям регулируют Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (вступили в силу с 12.06.12г.), в соответствии с п.2 которого ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

В п. 4 ст. 539 ГК РФ прямо и недвусмысленно сказано, что к отношениям по договору энергоснабжения электрической энергией правила § 6 главы 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Т.е. установлен приоритет специальных нормативно-правовых актов в сфере договоров энергоснабжения электрической энергией.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об электроэнергетике» данный федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Более того, согласно ст. 4 данного закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках.

пункт 4 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике», установил, что отношения по договору энергоснабжения электрической энергией регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения ( п. 4 ст. 539 ГК РФ не только допускает, но и прямо отдает приоритет таких актов). Более того, в п. 4 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» прямо сказано, что не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения».

Законодатель установил приоритет иных специальных нормативно-правовых актов перед § 6 главы 30 ГК РФ. Основные же положения функционирования розничных рынков электроэнергии утверждены в виде Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).

Постановлением Правительства от 31 декабря 2010 г. N 1242 были внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ, в т.ч. в ПФРРЭЭ 530, согласно которого наименование изменилось на «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии».

04 мая 2012 г. Постановлением Правительства РФ № 442 были утвержденыОсновные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в соответствии с Приложением к которым утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

Фактические действия ОАО «Омскэнергосбыт» по введению режима ограничения потребления электрической энергии на уличное освещение г. Исилькуля были осуществлены в мае 2012г. - во время действия Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530.

Таким образом, ПФРРЭЭ до 11.06.2012г. являлись специальным нормативно-правовым актом, нормы которого имели приоритет перед нормами ГК РФ, поэтому могут быть приняты ссылки только на те нормы § 6 главы 30 ГК РФ, которые не противоречат ПФРРЭЭ.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 546 ГК РФ, согласно которой прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Нормы раздела XIII ПФРРЭЭ, устанавливают, что ограничение режима потребления может вводиться, в том числе, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии (п. 161 ПФРРЭЭ).

Право энергоснабжающей организации защищать свои права путем, в том числе, приостановления подачи электроэнергии во внесудебном порядке (как, впрочем, и любого кредитора путем приостановления исполнения своих обязательств в связи с неисполнением встречных обязательств должником) установлено законом.     

Нормами ПФРРЭЭ прямо предусмотрено право ОАО «Омскэнергосбыт» вправе вводить ограничение подачи электроэнергии в отношении Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (Потребитель) в связи с неоплатой последней получаемой электроэнергии, так как для применения специального порядка этот потребитель должен установить уровень аварийной, технологической брони, ведь специальный порядок ограничения режима потребления электрической энергии используется только с применением брони.

Считает, что их действия по отключению уличного наружного освещения в ночное и вечернее время являются основанными на законе и не могут быть признаны незаконными, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу. Их действия основаны на законе и просит в удовлетворении иска к ОАО « Омскэнергосбыт» отказать.

Свидетель Кудрин А.В. показал, что он является начальником Исилькульского участка Западного отделения. Принимая во внимание, что Администрация Исилькульского городского поселения на февраль март 2012 г имела задолженность по оплате наружного уличного освещения г. Исилькуль - 353 192 руб.29 коп., им направлялись неоднократно уведомления, что в случае не погашения задолженности, будет введено полное ограничение поставки энергоресурсов на объекты предприятия вплоть до полного погашения задолженности.

Поскольку задолженность по оплате потребленной электроэнергии на наружное уличное ночное и вечерне освещение не погашалась, 05.05.2012 года им была выдана заявка сетевой компании на проведение отключения /введение режима ограничения потребления электроэнергии.

Указанную заявку выдал начальнику Исилькульского РЭС ФИО8 на проведение отключения уличного наружного освещения г. Исилькуль.

С Исилькульским РЭС имеется соглашение, согласно которого они производят отключение и подключение потребление электроэнергии.

Свидетель ФИО8 показал, что 06.05.2012 года была получена заявка от начальника Исилькульского участка ОАО « Омскэнергосбыт» ФИО7 на отключение уличного наружного освещения г. Исилькуль. В присутствии представителя « ООО Чистый город» были опломбированы электросчетчики, записаны их показания и произведено отключение подачи электроэнергии на указанных в заявке фидерах г. Исилькуль.

На основании распоряжения Администрации Исилькульского городского поселения, минуя ОАО « Омскэнергосбыт» сетевая компания не могла произвести отключение или прекратить подачу электроэнергии, поскольку договор заключен между Исилькульским РЭС и ОАО « Омскэнергосбыт».

Заслушав в судебном заседании представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с договором энергоснабжения №11-0419 от 03.12.2007г. ОАО «Омская энергосбытовая компания» и Администрация Исилькульского городского поселения заключили указанный договор, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик (ГП) «Омская энергосбытовая компания» обязуется осуществлять продажу электрической энергии Потребителю - Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района.

Из п.2.1.1. договора следует, что поставщик принял на себя обязательство поставлять покупателю для нужд объектов уличного освещения в точки поставки (согласно акту № 5 от 17.01.2008г. на разграничение балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности между потребителем и Исилькульским РЭС ЗЭС точкой поставки и границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности являются контактные соединения на расчетных приборах учета электроэнергии, указанных в приложении N 2 к договору) в объемах согласно приложению N 1. Потребитель, в соответствии с п.3.1.1. указанного договора, обязуется оплачивать стоимость потребляемой электрической энергии и мощности.

В соответствии с п.п. «а» п. 2.2.2 договора Гарантирующий поставщик имеет право приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения частичного или полного ограничения подачи электрической энергии и мощности Потребителю без расторжения договора после предупреждения в порядке, предусмотренном указанным договором, в случае нарушения срока оплаты электрической энергии и мощности (в том числе срока предварительной оплаты).

В соответствии с актом взаимных расчетов задолженность между ОАО «Омскэнергосбыт» и Администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района, задолженность Потребителя по состоянию на 31.05.2012 г. составляет 550 475,63 руб..

В соответствии с уведомлением от 22.03.2012г. №208 Администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области уведомляется о наличии задолженности перед ООО «Омскэнергосбыт» за февраль 2012г. в сумме 326439,79 руб., за март 2012г. в сумме 228600 руб.. Предлагается погасить указанную задолженность.

В соответствии с уведомлением от 04.05.2012г. №302 Администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области уведомляется о наличии задолженности перед ООО «Омскэнергосбыт» за февраль 2012г. в сумме 176439,79 руб., за март 2012г. в сумме 176752 руб. 50 коп.. Предлагается погасить указанную задолженность.

В соответствии с уведомлением от 21.05.2012г. №309 Администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области уведомляется о наличии задолженности перед ООО «Омскэнергосбыт» за февраль 2012г. в сумме 176439,79 руб., за март 2012г. в сумме 176752 руб. 50 коп., за апрель 2012г. в сумме 309611, 86 руб.. Предлагается погасить указанную задолженность.

В соответствии с заявкой №57 ответственного представителя ОАО «Омскэнергосбыт» от 24.05.2012г. с 11 час. 25.05.2012г. произведено отключение режима потребления электроэнергии в размере 46, 875 кВт. Потребитель - Администрация Исилькульского городского поселения. Объекты отключения, расположенные по адресу: 646020, Омская область, г.Исилькуль, ул.Советская, 62 - светофоры 3-И-8, 15-Ю-17 ф2, ЦРП жд ф2.. Основание для отключения: задолженность за февраль 2012г. в сумме 176439,79 руб., за март 2012г. в сумме 176752, 50 руб., за апрель 2012г. в сумме 309611,86 руб..

В соответствии с заявкой №62 от 14.06.2012г. с 15 час. 00 мин. 14.06.2012г. произведено повторное подключение электроэнергии в размере 46,875 кВт.. Потребитель - Администрация Исилькульского городского поселения. Объекты отключения, расположенные по адресу: 646020, Омская область, г.Исилькуль, ул.Советская, 62 - светофоры 3-И-8, 15-Ю-17 ф2, ЦРП жд ф2.. Основание для повторного подключения: погашение задолженности.

Из решения Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района от 27.06.2012г. №37 следует, что принято решение о приостановлении энергоснабжения уличного освещения на территории г.Исилькуль до 01.09.2012г., в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете Исилькульского городского поселения, образовавшейся задолженностью за уже потребленную электроэнергию в 2012 году.

В соответствии с платежным поручением №856 от 12.07.2012г. Администрацией Исилькульского городского поселения перечислено в ОАО «Омскэнергосбыт» 46000, 00 руб. в счет оплаты за уличное освещение в апреле 2012г..

В соответствии с платежным поручением №926 от 12.07.2012г. Администрацией Исилькульского городского поселения перечислено в ОАО «Омскэнергосбыт» 30752, 50 руб. в счет оплаты за уличное освещение в апреле 2012г..

В соответствии с платежным поручением №927 от 12.07.2012г. Администрацией Исилькульского городского поселения перечислено в ОАО «Омскэнергосбыт» 69247, 50 руб. в счет оплаты за уличное освещение в апреле 2012г..

В соответствии с платежным поручением №950 от 20.07.2012г. Администрацией Исилькульского городского поселения перечислено в ОАО «Омскэнергосбыт» 100000 руб. в счет оплаты за уличное освещение в апреле 2012г..

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В силу ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В судебном заседании установлено, что между сторонами, а именно Администрацией Исилькульского городского поселения с одной стороны и ОАО « Омскэнегосбыт» заключен договор энергоснабжения, из которого следует, что (п.2.1.1.) поставщик принял на себя обязательство поставлять покупателю для нужд объектов уличного освещения в точки поставки (согласно акту № 5 от 17.01.2008г. на разграничение балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности между потребителем и Исилькульским РЭС ЗЭС точкой поставки и границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности являются контактные соединения на расчетных приборах учета электроэнергии, указанных в приложении N 2 к договору) в объемах согласно приложению N 1, а покупатель (п.3.1.1.) - оплачивать электрическую энергию по тарифу, утвержденному в установленном порядке и на условиях, установленных договором. Гарантирующий поставщик свои обязанности по поставке электроэнергии выполнил в полном объеме - поставил Потребителю электроэнергию в нужном объеме нужного качества, а Администрация Исилькульского городского поселения в нарушение принятых на себя обязательств - не выполнила порядок расчетов, предусмотренных договором - задолженность Потребителя по состоянию на 31.05.2012 г. составляет 550 475,63 руб., что подтверждается прилагаемым актом сверки с Потребителем.

В соответствии со ст. 308 ГК РФ следует, что в обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.

Недействительность требований кредитора к одному из лиц, участвующих в обязательстве на стороне должника, равно как и истечение срока исковой давности по требованию к такому лицу, сами по себе не затрагивают его требований к остальным этим лицам.

Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.

Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Ст. 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ст.546 ГК РФ предусматривает прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом и иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Пунктом 2.2.2 «а» договора предусмотрено право ОАО « Омскэнергосбыт» приостанавливать исполнение обязательств по договору путем введения частичного или полного ограничения подачи электрической энергии и мощности Потребителю без расторжения договора после предупреждения в порядке, предусмотренном настоящим договором, в следующих случаях нарушения срока оплаты электрической энергии и мощности (в том числе срока предварительной оплаты).

На основании п.7.1. указанного договора порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае ненадлежащего исполнения потребителем денежных обязательств устанавливается в соответствии с Приложением № 4 к договору.

При неисполнении Потребителем денежного обязательства в порядке, определенном в договоре, у Потребителя возникают обязанности, изложенные в пункте 3.1.4. договора, а именно: выполнять команды Гарантирующего поставщика (Общества), направленные на введение частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения Потребителем условий по оплате электрической энергии и мощности, а также в иных установленных законодательством Российской федерации случаях.

В пункте 1.2. Приложения № 4 к названному договору стороны установили, что порядок ограничения является общим и распространяется на Потребителей, в отношении которых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации допускается частичное ограничение подачи электрической энергии и прекращение подачи электрической энергии.

Согласно перечню мест установки электросчетчиков, содержащемуся в Приложении № 2 к договору, электроэнергия подается Потребителю в точках присоединения к сетям электроснабжения уличного наружного освещения в г. Исилькуле.

Правоотношения в сфере электроэнергетики регулируются Законом РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35 ФЗ. В соответствие с абзацем 16 пункта 1 статьи 21 данного Закона Правительство Российской Федерации утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии). Данный порядок установлен постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530.

Из вышеуказанного нормативного документа следует, что ограничение электроснабжения за неуплату электроэнергии может быть введено инициатором ограничения в отношении любого потребителя с учетом особенностей, установленных для отдельных категорий потребителей.

Из вышеизложенного следует, что ОАО « Омскэнергосбыт» действовал в соответствии с действующим законодательством, прекратив подачу электроэнергии на наружное уличное ночное и вечернее освещение г. Исилькуль и признать их действия незаконными, оснований у суда не имеется - задолженность по потребленной электроэнергии имелась, о чем неоднократно Администрация Исилькульского городского поселения, была поставлена в известность, задолженность не погашалась, меры для погашения задолженности по поставленной энергии, не принимались

Учитывая, действия ОАО « Омскэнергосбыт» суд считает законными, суд приходит к выводу о том, что ОАО « Омскэнергосбыт» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В судебном заседании установлено, что отключение/ введение режима ограничения потребления электроэнергии было выполнено на основании заявки от 06.05.2012 года ФИО7 - начальника Исилькульского участка Западного отделения, из за имеющейся задолженности Администрации Исилькульского городского поселения в размере 353 192 руб. 29 коп., в связи с чем суд не может признать действия по отключению/ введению режима ограничения потребления электроэнергии неправомерными Администарции Исилькульского городского поселения.

Из пояснений свидетелей ФИО7 и ФИО8, следует, что сетевая компания Исилькульский РЭС производила отключение подачи электроэнергии на уличное наружное освещение г. Исилькуль и производила опломбировку электросчетчиков в присутствии представителя ООО « Чистый город».

Из чего следует, что распоряжение, изданное Администрацией Исилькульского городского поселения от 11.05.2012 года по приостановлении уличного освещения, юридической силы не имела и исполнено не было, поскольку заявка по отключению/ введению режима ограничения потребления электроэнергии на уличное освещение ночное и вечернее время г. Исилькуль была принята сетевой компанией Исилькульский РЭС 05.05.2012 года.

Принимая во внимание, что Администрация Исилькульского городского поселения признает, что обязанность по обеспечению уличного наружного освещения в вечернее и ночное время суток в г. Исилькуль возложена на них, в данной части исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения, находящимся в компетенции поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

В части иска о наложении запрета по отключении электроэнергии при возникшей задолженности по оплате потребленной электроэнергии Администрации Исилькульского городского поселения, ОАО « Омскэнергосбыт» следует отказать, поскольку в судебном заседании установлено, что ОАО « Омскэнергосбыт» вводя ограничение на подачу электроэнергии действовал правомерно, поскольку Администрация Исилькульского городского поселения имела задолженность за потребленную электроэнергию. Администрация Исилькульского городского поселения действий по прекращению, ограничению подачи электроэнергии на наружное уличное освещение, не совершала.

Исходя из того, что суд пришел к выводу о том, что ОАО « Омсэнергосбыт» не является надлежащим ответчиком по делу, то с него не подлежит взысканию и государственная пошлина.

Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области обеспечить в вечернее и ночное время суток уличное наружное освещение, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд в течении месяца, путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд.

Судья                                                             Н.Д.Боронко