Дело № 2-194/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исилькульский городской суд Омской области в составе
председательствующего судьи Н.Г.Глазковой,
при секретаре Черкозьяновой Т.Ю.,
с участием прокурора Лаптевой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуль 30 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора Исилькульской межрайонной прокуратуры к администрации МУЗ Исилькульская ЦРБ, Николайпольскому ФАП об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с иском к администрации МУЗ Исилькульская ЦРБ, Николайпольскому ФАП об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, в обоснование указав, что проведенной с привлечением специалиста территориального отдела надзорной деятельности Исилькульского района УНД ГУ МЧС России по Омской области проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности филиала МУЗ Исилькульская ЦРБ - Николайпольского фельдшерско-акушерского пункта выявлены нарушения. Ссылаясь на ст.20 Конституции РФ, ст.3, 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.16, 51, 66, 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313, пп. «е» п.6.73 ГОСТ Р 12.2.143-2002, п.6.3.1, 6.3.3, 6.3.3.4, 6.3.3.5, ГОСТ Р 12.4.026-2001 прокурор указывает, что в Николайпольском ФАПе поэтажные планы эвакуации людей и материальных ценностей на случай возникновения пожара не соответствуют законодательству, а именно, шрифт надписей на планах эвакуации менее 5 мм, цветографические изображения знаков безопасности отраслевого назначения на планах эвакуации в учреждении по геометрической форме, сигнальному цвету, смысловому значению не соответствуют цветографическим изображениям знаков безопасности, установленным Приложением «И» и Приложением «Ж» ГОСТ Р 12.4.026. Помещения Николайпольского фельдшерско-акушерского пункта не обеспечены первичными средствами пожаротушения. Возле отопительной печи отсутствует предтопочный лист.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по указанным основаниям, уточнив, что просит возложить обязанность по устранению прочих выявленных нарушений на МУЗ «Исилькульская ЦРБ», поскольку в учреждении отсутствует положением о филиале, определяющее объем его прав и обязанностей, при этом у филиала отсутствует собственное финансирование и он не может самостоятельно совершать сделки, в то же время в МУЗ «Исилькульская ЦРБ» определено должностное лицо, ответственное за соблюдения Правил пожарной безопасности по учреждению, планы эвакуации изготавливаются учреждением для всех филиалов централизованно, также указанное должностное лицо занимается приобретением и распределением между филиалами первичных средств пожаротушения. Просил установить срок устранения нарушений до 01 июля 2011 года.
Представитель ответчика - заведующая Николайпольским ФАП - Рекун Л.В. сообщила суду, что фельдешерско-акушерский пункт не имеет собственного финансирования и не совершает самостоятельных сделок, изготовление планов эвакуации и обеспечение первичными средствами пожаротушения осуществляется централизованно, через должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности в учреждении - ФИО5
Представитель ответчика - МУЗ «Исилькульская ЦРБ» - Плясовских Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, указав, что руководством учреждения приняты меры по замене плана эвакуации в соответствии с ГОСТом, огнетушители передавались для заправки. В настоящее время планы и огнетушители готовы, но из-за недостатка финансирования не могут быть оплачены и получены.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.8 Устава Муниципального Учреждения здравоохранения Исилькульская центральная районная больница Омской области Николайпольский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу <адрес>. <адрес> является одним из филиалов в составе Учреждения. Пункт 19 Устава устанавливает, что Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Подпунктом «ж» Устава предусмотрена обязанность Учреждения, помимо прочего, обеспечивать безопасные условия и охрану труда на каждом рабочем месте.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
"О пожарной безопасности" Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Приказом главного врача МУЗ Исилькульская ЦРБ от 01.01.2011 г. №3 ответственным за обеспечение пожарной безопасности в целом по МУЗ Исилькульская ЦРБ назначен начальник МСГО ЧС и мобилизационной работы ФИО5, при этом на него возложена ответственность, помимо прочего, за содержание в исправном состоянии первичных средств пожаротушения, наличие эвакуационных планов. Заведующая Маргенауской амбулаторией ФИО3 п.6 данного приказа определена как ответственная только в сфере эксплуатации конкретных помещений, площадей, кабинетов, оборудования и инвентаря, находящихся в пользовании подразделений - амбулатории и ФАПов. Как установлено судом из пояснений представителей ответчиков, самостоятельно заключить договор на изготовление плана эвакуации, а также на приобретение, либо заправку огнетушителей ФАП возможности не имеет.
В силу п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 г., они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п.16 Правил, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.
Пунктом 51 Правил, установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
ГОСТ Р 12.2.143-2002, на который ссылается в иске прокурор, Приказом Ростехрегулирования от 23 июля 2009 г. N 260-ст отменен с 1 июля 2010 г.
Этим же Приказом утвержден и введен в действие с 01.07.2010 г. Национальный стандарт ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля".Согласно п.6.2.3 Национального стандарта, планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием: путей эвакуации; эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств; аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.; места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте; мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО; мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности и символами ИМО. Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, Резолюций ИМО А.654 (16), А.760 (18) и нормативным документам отраслевого назначения. Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями. Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.
Пункт 6.2.9 Национального стандарта устанавливает, что шрифт надписей на плане эвакуации - по ГОСТ Р 12.4.026; высота шрифта - не менее 5 мм.
Как следует из информации ОНД Исилькульского района ГУ МЧС России по Омской области от 09.03.2011 г. №47/10-16-39, В Николайпольском фельдшерско-акушерском пункте шрифт надписей на плане эвакуации менее 5 мм, цветографические изображения знаков безопасности отраслевого назначения не соответствуют по геометрической форме, сигнальному цвету, смысловому значению требованиям приложений «И» и «Ж» ГОСТ Р 12.4.026, возле отопительной печи отсутствует предтопочный лист.
Согласно акту проверки от 28.03.2011 г., составленного с участием заместителя главы Кухаревского сельского поселения, возле печи отопления предтопочный лист установлен.
С учетом исследованных доказательств суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в части возложения на МУЗ Исилькульская ЦРБ обязанности разместить в Николайпольском ФАП план эвакуации, отвечающий требованийм действующих нормативных документов и обеспечить ФАП первичными средствами пожаротушения, предлагаемый срок для устранения выявленных нарушений суд находит достаточным. В то же время, в удовлетворении требований в части установки предтопочного листа возле отопительной печи суд считает необходимым отказать в связи с устранением данного нарушения до рассмотрения дела по существу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ при вынесении решения подлежит взысканию с ответчика - МУЗ Исилькульская ЦРБ - в доход государства государственная пошлина, размер которой по ходатайству ответчика суд считает возможным снизить в соответствии с ч.2 ст.333.20 до двухсот рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное Учреждение здравоохранения Исилькульская центральная районная больница в срок до 01 июля 2011 года разместить в Николайпольском фельдшерско-акушерском пункте поэтажные планы эвакуации людей в случае пожара, соответствующие требованиям законодательства о пожарной безопасности с размером шрифта надписей не менее 5 мм, с соответствием цветографических изображений знаков безопасности отраслевого назначения по геометрической форме, сигнальному цвету, смысловому значению ГОСТ Р 12.4.026-2001, обеспечить помещения Николайпольского фельдшерско-акушерского пункта первичными средствами пожаротушения.
В остальной части требований прокурора отказать.
Взыскать с Муз Исилькульская ЦРБ в госдоход государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Г.Глазкова