Дело № 2-841/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Исилькуль 30 августа 2012 года Исилькульский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Т.Е.Хурцилава при секретаре Ж.А.Буяковой с участием прокурора А.В.Акатовой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исилькульского межрайонного прокурора об обязании администрации Боевого сельского поселения обеспечить уличное освещение УСТАНОВИЛ: Исилькульским межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в деятельности администрации Боевого сельского поселения. Результаты свидетельствуют о наличии нарушений указанного выше законодательства в деятельности администрации Боевого сельского поселения, выразившееся в том, что по настоящее время не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, профилактики правонарушений и снижения тяжести их последствий на территории поселения путем организации освещения улиц. Согласно информации, предоставленной ОГИБДД ОМВД России по г. Исилькулю и Исилькульскому району, администрация Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ненадлежащим образом выполняет возложенные федеральным законодательством обязанности по содержанию автомобильных дорог, организацию освещения улиц на территории Боевого сельского поселения. В соответствии с информацией ОГИБДД ОМВД России по г.Исилькулю и Исилькульскому району от 23.07.2012 года должностным лицом ОГИБДД была проведена проверка наличия наружного освещения улиц и дорог, расположенных в с.Южное Боевого сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что в Боевом сельском поселении в с.Южное на ул.Новостройка имеются 3 электрических фонаря, не горят, на ул.Мира и ул.Степной отсутствует освещение, на электрических опорах нет фонарей. Данные нарушения подтверждаются информацией ОГИБДД ОМВД России по г. Исилькулю и Исилькульскому району от 23.07.2012 г., актами выявленных недостатков. Указанные выше факты в деятельности администрации Боевого сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные улицы общего пользования в Боевом сельском поселении Исилькульского муниципального района Омской области. Недостаточное освещение улиц и дорог, а так же его полное отсутствие в местах, где оно необходимо, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, незащищённости участников дорожного движения, способствует ухудшению криминогенной обстановки. Просил обязать администрацию Боевого сельского поселения обеспечить уличное освещение в с.Южное на ул.Новостройка, ул.Мира, ул.Степная. В судебном заседании представитель истца - помощник Исилькульского межрайонного прокурора Акатова А.В. отказалась от исковых требований в части обязания обеспечить уличное освещение на ул.Новостройка в с.Южное, так как в настоящее время на данном участке уличное освещение восстановлено. Также отказалась от исковых требований в части обязания обеспечить освещение на ул.Степная в с.Южное, в виду нецелесообразности, так как указанная улица значительно удалена от села и на ней расположен всего один дом, затраты же на освещение очень большие. Исковые требования в части обязания обеспечить освещения на ул.Мира в с.Южное поддержала в полном объеме, просила установить срок устранения нарушений до 01.06.2013 года. Представитель ответчика - заместитель главы Боевого сельского поселения Лац В.В. в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с указанным иском администрация Боевого сельского поселения согласна. В п. Южный по ул. Новостройка линия уличного освещения установлена, однако она отключается администрацией в летний период в связи с увеличением светового дня, а также из-за отсутствия бюджетных средств на оплату электроэнергии В настоящее время фонари на ул. Новостройка включены и функционируют. На ул. Мира и Степная вопрос об уличном освещении поднимался на Совете Боевого сельского поселения в феврале 2012 года. При наличии средств в бюджете поселения в текущем году планируется провести сети фонарного освещения по ул. Мира в п. Южный. В настоящее время в бюджете поселения отсутствуют средства на указанные работы. Так как не были запланированы. Улица Степная значительно удалена от поселка, на ней находится всего один дом и проселочная дорога к нему. Поэтому нецелесообразно вести к нему линию электропередач, расстояние к нему от п.Южный около 1,5 км., так как это очень затратно. Просил исключить ул. Степная из исковых требований, а по ул. Мира установить срок до 01.06.2013 года, так как эти расходы будут запланированы в бюджете на 2013 год. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии со ст.3 Федерального закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закона) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Согласно п.6 ст.3 Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п.1 и п.8 ст.6 Закона, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Пунктами 1 и 11 ст.13 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно п. 5 ч.1 ст.14 Федерального законаот 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения, находящимся в компетенции поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Недостаточное освещение - отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 ГОСТ Р 50597-93, является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участков дорожного движения, что нарушает право граждан на безопасные условия проживания. В соответствии с п. 2.5 строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утверждённых постановлением Госстроя от 17.12.1985 года № 233 (с изменениями на 30.06.2003 года), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населённых пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании. Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещённых и неосвещённых участков. В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 2 Федерального закона, приведенного выше, установлено, что под безопасностью дорожного движения необходимо понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» - в городах и поселках городского типа на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары или пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечернее и ночное время. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дороги. В соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 21.07.2012г., составленных государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г.Исилькулю и Исилькульскому району Конториным А.А., выявлены нарушения в организации наружного уличного освещения на территории Боевого сельского поселения, а именно в с.Южное ул.Новостройка имеются 3 электрических фонаря, не горят, на ул.Мира и ул.Степной отсутствует освещение, на электрических опорах нет фонарей. С учетом исследованных доказательств суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению, так как в судебном заседании установлен факт допущенных ответчиком нарушений, что подтверждается также материалами дела. Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина. Руководствуясь ст.ст., 194 - 198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Боевого сельского поселения в срок до 01.06.2012г. обеспечить уличное освещение на ул. Мира в с.Южное Исилькульского района Омской области. Взыскать с администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области госпошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд в течении месяца. Судья Т.Е.Хурцилава Мотивированное решение суда изготовлено 31.08.2012 года.