ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Ишим 08 декабря 2010 года
Ишимский районный суд Тюменской области
в составе председательствующего судьи Милютина В.В.,
при секретаре Бальцевой И.В.,
с участием государственного обвинителя Ишимской межрайпрокуратуры Казангапова А.С., потерпевшей П.,
подсудимой Гиндер В.А., её защитника- адвоката Кобышева В.В., представившего удостоверение № 502 и ордер № 385,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № 1-182/10 в отношении:
Гиндер Валентины Анисимовны,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ
У С Т А Н О В И Л:
17 августа 2010 года, около 17 часов подсудимая Гиндер В.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме №**, расположенном по «Адрес», совместно с Л.., П. Т. и П. распивала спиртные напитки.
В ходе распития спиртных напитков между Гиндер В.А. и П., на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений друг к другу, произошла ссора.
В ходе ссоры у Гиндер В.А. возник преступный умысел на причинение П. физической боли путем термических ожогов. Реализуя свой умысел, Гиндер В.А. взяла в руки полимерную бутылку, емкостью 1 литр, с находящимся в ней этиловым спиртом, который вылила на голову и одежду П., после чего, подожгла ее с помощью открытого огня зажженной ей зажигалки.
После возгорания одежды и тела П. стала кричать от боли, а подсудимая Гиндер В.А., не желая причинения смерти потерпевшей, взяла ведро с водой, которой облила П., потушив тем самым возгорание одежды и кожных покровов тела потерпевшей.
В результате преступных действий Гиндер В.А., потерпевшей П. были причинены телесные повреждения: термический ожог правой половины лица, шеи, правого плеча, спины, передней брюшной стенки, правого бедра 1-2 степени, до 15% поверхности, сопровождающиеся вредом здоровью средней тяжести, как повлекшие длительное расстройство здоровья.
В судебном заседании подсудимая Гиндер В.А. виновной себя в предъявленном обвинении признала частично, отрицая умысел на убийство потерпевшей, и показала, что днем 17.08.2010 года в доме у Г. Г.(М. Г.) она употребляла спирт вместе с Л. и хозяйкой дома, а также с П.. Когда спиртное заканчивалось, то она несколько раз давала Л. и П. деньги, чтобы они еще купили спирта и сигарет. От выпитого спиртного она уснула. Когда она проснулась, то обнаружила, что П. в доме нет, спирта и её денег в сумме 200 рублей тоже не оказалось. Она предположила, что деньги могла взять только П.. Вместе с Л. она пришла домой к П., где увидела на полу 5 литровая емкость, предположительно с разбавленным водой спиртом. Она стала выяснять у П., куда пропали её деньги, но та стала врать, говоря, что её деньги истратила по её же просьбе, купив спирт, который стоял на полу в бутылке, и который позднее она хотела принести им домой. Она просила её честно признаться в краже денег, но П. все равно отрицала факт хищения. Тогда она взяла бутылку со спиртосодержащей жидкостью и всю её вылила на голову П., после чего зажигалкой подожгла её одежду. Убивать П. путем сожжения она не желала, а хотела лишь, чтобы та, почувствовав боль, не врала и призналась ей, что украла деньги. Высказывала ли она при этом какие-либо угрозы П., не помнит, но допускает, что ругала её в порыве гнева. После этого одежда и волосы на голове П. воспламенились, она вскочила со стула и начала бегать по кухне. Она сама испугалась, что П. может сгореть заживо, поэтому взяла ведро с водой и вылила её на одежду П.. В связи с тем, что П. выше её ростом, то вылитая вода потушила огонь на одежде Парфеновой, а её волосы продолжали гореть. Их уже потушила кофтой Л., которая с П. одинакового роста. Все это произошло очень быстро, однако кожа на лице и теле П. сразу же покраснела. П. сразу же убежала из дома и вернулась лишь на следующий день с видимыми следами от ожогов. В судебном заседании принесла свои извинения потерпевшей.
Исследовав материалы уголовного дела, заслушав участников процесса, суд приходит к убеждению о доказанности вины подсудимой в совершении преступления, изложенного в описательной части приговора, которая подтверждается следующими доказательствами.
Согласно рапорту об обнаружении признаков преступления установлено, что 18.08.2010 в 15 часов 55 минут фельдшер ОБ-№4 г.Ишима сообщила в дежурную часть, что за медицинской помощью с ожогами обратилась П.
(том 1 л.д. 4 );
Из содержания протокола принятия устного заявления от П., следует, что вечером 17.08.2010 года, Гиндер В.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме №** по «Адрес», в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, вылила ей на голову спирт и после чего подожгла её.
(т.1 л.д. 5);
Потерпевшая П. в судебном заседании показала, что 17.08.2010 года примерно в 13-14 часов, она зашла в гости к Г. Г., у которой уже находились подсудимая Гиндер В. и Л.. Все употребляли спирт, она присоединилась к компании. В ходе распития спиртного Гиндер несколько раз давала ей денег на дополнительное приобретение спирта. В очередной раз, когда она с купленным спиртом пришла в дом Г., то все женщины там спали, поэтому она пошла к себе домой покушать, решив занести им спирт позднее. Вскоре к ней пришла Л. и подсудимая, которая стала высказывать ей претензии из-за того, что она взяла без спросу её деньги, после чего взяла бутылку со спиртом, стоявшую на полу у стола, вылила ей на голову и подожгла. Произошедшие события она уже плохо помнит, так как перенесла болевой шок.
В связи с возникшими противоречиями в показаниях потерпевшей, данными при производстве предварительного расследования и в судебном заседании, по ходатайству государственного обвинителя судом были оглашены и исследованы показания П., полученные в стадии досудебного производства (том 1 л.д.57-58, 83-86), согласно которым около 17 часов она пришла к себе домой и стала готовить салат. В это время к ним в дом пришла Л. и подсудимая, которая стала кричать на нее, обвиняя в краже денег. Она пыталась объяснить подсудимой, что на 100 рублей, которые та ей дала, она купила спирт, показав полимерную бутылку, емкостью 1 литр, стоявшую на полу в кухне около стола. Когда Гиндер увидев бутылку со спиртом, то успокоилась. Когда они выпили по 2 рюмки спирта, то Гиндер стала учить ее жизни и говорить, что она не следит за своим мужем и сыном. Она ей ответила, что подсудимая вообще лишена родительских прав. После этого между ней и Гиндер В. вновь произошла ссора, в ходе которой Гиндер встала с дивана, подошла к ней, взяла в руку бутылку с оставшимся не разбавленным спиртом, который весь вылила ей на голову. Она стала вытирать себе глаза от спирта, а Гиндер чем-то подожгла ее. Вылитый спирт мгновенно воспламенился на её теле и одежде. При этом Гиндер, когда поджигала ее, то что-то ей кричала: либо «Гори, стерва!», либо «Гори, падла!». Она стала пытаться снять с себя горящую футболку, затем кто-то ее облил водой из ведра, которое стояло на кухне. Кто именно, она не видела. После того как ее потушили, она ушла ночевать к соседям. На следующий день её госпитализировали в больницу, где она длительное время проходила лечение. Достоверность оглашенных показаний потерпевшая П. подтвердила суду, пояснив, что уже забыла все детали произошедших событий, так как прошло много времени. Претензий к подсудимой не имеет, так как её простила, считает, что убивать Гиндер её не желала, а хотела лишь проучить, причинив физическую боль. В настоящее время жалоб на здоровье не предъявляет.
Согласно акту судебно-медицинского исследования № *** от 27.08.2010 года и заключению судебно- медицинского эксперта №*** от 31.08.2010 года у П. были обнаружены повреждения - термический ожог правой половины лица, шеи, правого плеча, спины, передней брюшной стенки, правого бедра 1-2 степени, до 15% поверхности тела, сопровождающиеся вредом здоровью средней тяжести, как повлекшие длительное расстройство здоровья на срок свыше трех недель и могли быть причинены действием высокой температуры (том 1 л.д. 17, 62);
Свидетель П.Т. в судебном заседании показала, что потерпевшая доводится ей бывшей супругой сына. 17.08.2010 года около 17 часов П. пришла домой в состоянии алкогольного опьянения. Вскоре пришла подсудимая Гиндер, которая стала спорить с П. из-за каких-то 200 рублей, а потом вылила потерпевшей на голову спирт. Она ей закричала:- «Что ты делаешь?» Гиндер ответила: - «Не переживай, ещё возьмем!», при этом П. она ни как не обзывала и ей не угрожала. После чего подсудимая подожгла П., одежда и волосы которой сразу вспыхнули огнем. Л. стала тушить П., а та бегала и кричала по дому. Если бы Л. не потушила огонь, то потерпевшая могла бы обгореть до смерти, так как её лицо и тело были сильно обожжены. На следующий день дочь вызвала для П. «скорую помощь» и ту госпитализировали.
По ходатайству государственного обвинителя, в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ в судебном заседании были оглашены и исследованы показания свидетеля П.Т.И., полученные при производстве предварительного расследования
(том 1, л.д. 65-66, 87-90);
Так будучи дважды допрошенной, свидетель П.Т.И. поясняла, что когда П. пришла домой 17.08.2010 года, то принесла с собой три помидора и пластиковую бутылку объемом 1 литр, в которой находился не разбавленный спирт. Со слов П. она поняла, что спирт она купила на деньги, которые ей дала Гиндер В. и что ранее она с ней и Л. в доме у М. Г. распивала спирт. Бутылку со спиртом П. поставила на пол около стола на кухне и стала резать помидоры, чтобы поесть. В это время к ним в дом пришла подсудимая Гиндер и Л.. Гиндер В. начала кричать и ругаться с П. из-за каких-то денег. В дальнейшем они успокоились и Гиндер вместе с Л. прошли в кухню и сели рядом с ней на диван. П. села на стул около стола, и стала разливать всем по очереди спирт в рюмку, после того как все немного выпили спирта, то между потерпевшей и подсудимой вновь произошла ссора. В ходе данной ссоры Гиндер встала с дивана, взяла бутылку с оставшимся спиртом и целенаправленно вылила его на голову П.. Затем Гиндер взяла зажигалку, зажгла её, и пламя зажигалки поднесла к телу П., отчего одежда и тело П. загорелось от вылитого спирта. При этом Гиндер в адрес П. говорила: «Я тебя сожгу, гори падла!». После того как П. загорелась, то последняя сильно испугалась, стала кричать, пыталась снять с себя горящую одежду, а Гиндер или Л., (кто именно не помнит) схватила ведро с водой, стоящее в кухне и вылила его на горящую П., потушив тем самым огонь на теле. После того как они потушили П., то она сразу же ушла из дома.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 26 августа 2010 года – был осмотрен дом №**, расположенный по «Адрес», в ходе которого объективных следов совершенного преступления обнаружено не было (том 1 л.д. 14-15).
Свидетель Л., показания которой были оглашены судом по ходатайству государственного обвинителя, с согласия сторон, на стадии досудебного производства показала, что с утра 17.08.2010 года вместе с подсудимой Гиндер она находилась в доме у М.Г., где все вместе употребляли спиртное. Позднее к ним присоединилась и П.. После ухода П., Гиндер обнаружила пропажу своих денег. Для того, чтобы узнать где деньги, она вместе с подсудимой зашла домой к П.. Последняя сказала, что она на деньги Гиндер она купила бутылку спирта. В дальнейшем между Гиндер и П. произошел конфликт, в ходе которого Гиндер схватила со стола бутылку со спиртом, вылила его на П. и чем-то его подожгла. В результате чего одежда и тело П. загорелись. Кроме этого, поджигая П., подсудимая Гиндер говорила в адрес потерпевшей какие-то оскорбительные слова. Она сильно испугалась, стала с помощью кофты пытаться потушить П., а Гиндер взяла ведро с водой и вылила его на П., потушив тем самым возгорание. После этого потерпевшая сразу же ушла из дома и больше она ее не видела (том 1, л.д. 67-68);
Оглашенные показания потерпевшей П., а также свидетелей П. Т.И. и Л. суд считает возможным положить в основу обвинительного приговора, так как это, безусловно, допустимые доказательства, ибо получены с соблюдением требований ст.187-190 УПК РФ, каждый из данных свидетелей был непосредственным очевидцем произошедшего и данные показания согласуются с показаниями подсудимой Гиндер В.А..
В оглашенных судом показаниях потерпевшей и свидетелей отсутствуют какие-либо существенные противоречия, касающиеся предмета доказывания по предъявленному Гиндер В.А. обвинению. Кроме этого, в сравнении с показаниями указанных лиц, полученными в судебном заседании, они более подробны и детальны, были получены спустя непродолжительный промежуток времени после произошедшего. Вместе с этим и потерпевшая П. и свидетель П. Т.И. подтвердили суду достоверность их оглашенных показаний в части преступных действий подсудимой Гиндер В.А..
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что вина подсудимой Гиндер В.А. полностью установлена, однако её действия в отношении потерпевшей П. надлежит квалифицировать с учетом требований, предусмотренных ст.111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья.
Поскольку, юридическая оценка содеянного, данная стороной обвинения, как покушение на убийство, возможно лишь при установлении в действиях виновного лица прямого умысла, то есть когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействий), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по не зависящим от виновного лица обстоятельствам.
В ходе предварительного следствия и в судебном заседании по настоящему делу подсудимая Гиндер В.А. последовательно утверждала, что, облив П.. спиртом и воспламенив её одежду и тело, она умысла на убийство потерпевшей не имела, а хотела лишь путем причинения ей физической боли, услышать от П. признание в хищении её денег. Эти объяснения подсудимой стороной обвинения не опровергнуты и подтверждены объективными данными.
Из материалов дела видно, что спиртосодержащая жидкость на одежде и теле потерпевшей воспламенилась мгновенно, после чего подсудимая Гиндер В.А. видела, что потерпевшая П. жива, однако каких-либо действий, направленных на лишение её жизни, не предпринимала, хотя имела реальность возможность это сделать. Более того, сама подсудимая, осознавая общественную опасность своих действий, вылила на тело П. ведро воды, потушив возгорание на её одежде, то есть добровольно отказалась от достижения своих преступных намерений в виде лишения жизни потерпевшей путем сожжения. Поэтому преступные действия подсудимой Гиндер В.А., при установленных судом обстоятельствах, следует квалифицировать не как покушение на преступление, а как оконченное менее тяжкое преступление против здоровья человека, то есть за реально причиненный вред.
Высказанные подсудимой угрозы в адрес потерпевшей «я тебя сожгу.., гори, падла!» при отсутствии других объективных доказательств, подтверждающих умысел на лишение жизни потерпевшей П., не могут бесспорно свидетельствовать о намерении подсудимой Гиндер В.А. совершить убийство, даже если они сопровождаются и некоторыми действиями, внешне похожими на реализацию угрозы.
Переквалификация действий подсудимой не ухудшает её положение, так как санкция ч.1 ст.105 УК РФ. Право подсудимой на защиту от предъявленного обвинения в данном случае так же не нарушено, так как содержание преступных действий, инкриминируемых подсудимой и установленных судом, фактически не изменилось.
Исследуя личность потерпевшей П., судом установлено, что ранее она сама была судима за преступление против собственности, находясь на свободе, злоупотребляла спиртными напитками, уклонялась от отбывания назначенного судом наказания, которое в настоящее время ей заменено на лишение свободы.
При избрании вида и меры наказания подсудимой Гиндер В.А. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории средней тяжести, против личности, влияние назначенного наказания на её исправление; личность подсудимой, которая характеризуется по месту жительства крайне отрицательно, как лицо, не имеющее постоянного места жительства, ведущее антиобщественный образ жизни, допускающее злоупотребление спиртными напитками, совершение правонарушений и преступлений (том 1, л.д.50). Вместе с этим суд учитывает, что подсудимая нетрудоспособна, имеет тяжелое инфекционное заболевание (том 1 л.д. 92).
В качестве смягчающих наказание обстоятельств у подсудимой Гиндер В.А. отмечает признание вины в совершении преступления, а также её извинения перед потерпевшей, направленные на заглаживание вреда.
В качестве отягчающего наказание обстоятельства у подсудимой суд, на основании п. «и» ч.1 ст.63 УК РФ, отмечает совершение преступления, совершенного с особой жестокостью, так как способ совершения данного преступления для Гиндер В.А. был заведомо связан с причинением потерпевшей П. не только физической боли, но и особых страданий и мучений от термических ожогов, требующих длительного медицинского лечения.
С учетом всех обстоятельств совершенного преступления, суд приходит к выводу, что наказание Гиндер В.А. необходимо назначить только в виде лишения свободы, в пределах санкции статьи, в соответствии с положениями, предусмотренными ст.ст.6,60 УК РФ, поскольку её исправление, по мнению суда, возможно лишь в условиях её изоляции от общества.
Оснований для применения условного наказания, в порядке ст. 64 УК РФ – у подсудимой Гиндер В.А. судом не установлено.
С учетом личности подсудимой, которая имеет заболевание туберкулезом и отсутствия необходимых условий для его лечения в колониях-поселениях, её характеризующих сведений, и обстоятельств совершенного преступления, суд считает, что назначенное наказание Гиндер В.А. должна отбывать в исправительной колонии общего режима, на основании п. «а» ч.1 ст.58 УК РФ.
Вещественных доказательств по уголовному делу нет.
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Гиндер Валентину Анисимовну виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.112 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком 1 (один) год 6 (шесть) месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислять с 08 декабря 2010 года.
Меру пресечения, избранную органами досудебного производства в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Гиндер В.А. изменить на заключение под стражу, взяв её под стражу немедленно в зале суда.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, осужденной, содержащейся под стражей - в тот же срок со дня вручения ей копии приговора.
В случае подачи осужденной кассационной жалобы, а также в случае принесения кассационного представления или кассационной жалобы от иных участников процесса по вопросам, затрагивающим её интересы, осужденная, содержащийся под стражей, в течение 10 суток со дня вручения ей копии приговора, кассационного представления или жалобы, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, также поручать осуществление своей защиты избранному ей защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении ей защитника в суд кассационной инстанции.
Подлинник приговора изготовлен в печатном виде в совещательной комнате с использованием приспособления “Canon LBP- 2900”.
Приговор вступил в законную силу «21» декабря 2010 года