Решение о признании права собственности на жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ишим 15 марта 2011 г.

Ишимский районный суд Тюменской области составе председательствующего судьи Мищенко А.А. при секретаре Ивасюк И.С., с участием представителя истца Маслакова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-42 по иску Исаевой Людмилы Владимировны к администрации Ишимского муниципального района, администрации Р. сельского поселения о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец, обратившись в суд с указанным иском, мотивировал тем, что М. 29.10.1940 года рождения, уроженка г. И., является ее матерью, согласно свидетельства о рождении и справки о заключении брака. Из содержания заявления следует, что 13 марта 1995 года М. купила у Н. жилой дом площадью - кв.м., в том числе жилой - кв.м., с надворными постройками: сарай, стайка, расположенный по адресу: Т-кая область, И-кий район, д. Н., ул. Н., д. -. В подтверждение договора купли-продажи указанного жилого дома 13 марта 1995 года была составлена расписка в присутствии свидетелей, и сделка была зарегистрирована в Р.сельской администрации, о чем была произведена соответствующая запись (регистрация) в похозяйственной книге. С момента приобретения дома М. проживала в указанном доме и была зарегистрирована в нем до самой смерти, последовавшей 06.06.2010 года. Брат М. умер до смерти матери - 5 июня 1976 года. В обоснование иска заявитель указала, что являясь единственным наследником после смерти своей матери, проживает в родительском доме по адресу: дом № - д. Н. И-кого района Т-кой области, и в дальнейшем намерена проживать в нем, поскольку иного жилья не имеет. После смерти матери Исаева Л.В. обратилась к нотариусу для того, чтобы оформить свои права в порядке наследования, в частности права на жилой дом. Нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону отказала, пояснив, что поскольку правоустанавливающих документов на жилой дом у родителей не имелось, то Исаевой Л.В. необходимо обратиться в суд с иском о признании права собственности на данный жилой дом. Ссылаясь на обстоятельства, свидетельствующие о невозможности возможности оформить право собственности на имущество во внесудебном порядке и правовые основания, предусмотренные ст. 218, 234 ГК РФ, истец просит признать за ней право собственности на жилой дом в судебном порядке.

В суде истец Исаева Л.В. не явилась, для представительства своих интересов направила адвоката Маслакова С.А.

В суде представитель истца Маслаков С.А. заявление о признании права собственности на жилое помещение поддержал в полном объеме, ссылаясь на то, что договор купли-продажи жилого дома № - по ул. Н., д. Н. И-кого района Т-кой области был заключен между М. и Н. в надлежащей простой письменной форме, определена цена дома, сделка была зарегистрирована в Р. сельской администрации И. района.

Поскольку жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: Т-кая область, И-кий район, д. Н., ул. Н. -, был приобретен матерью истца М. на основании договора купли-продажи, то у нее возникло на него право собственности на имущество. Кроме этого, как считает представитель истца, право собственности на указанный жилой дом возникло у М. и на основании приобретательной давности, так как она проживала в жилом помещении с 1995 года, а право собственности на объект недвижимости в БТИ и в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, жилой дом не является муниципальной собственностью.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве ответчика - администрации Ишимского муниципального района в суд не явился, до судебного заседания обратился с письменным заявлением, в котором, признав исковое требование, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика администрации Р. сельского поселения в суд не явился, до судебного заседания обратился к суду с заявлением, в котором, согласившись с заявленным требованием, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения представителя истца и доводы, и изучив материалы дела, суд считает иск Исаевой Людмилы Владимировны о признании права собственности на жилое помещение подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении имущества. В случае и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право собственности.

Как следует из представленного в суд соглашения о купли-продажи жилого дома от 13 марта 1995 года, заключенного между М. и Н., и подтверждается справкой администрации Р. сельского поселения, М. является владельцем жилого дома, расположенного по адресу: И-кий район д. Н. ул. Н. № -, однако переход права собственности в соответствии со ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в установленном порядке не зарегистрирован.

Истцом в суд представлено свидетельство о смерти, согласно которого Н., являющееся одной из сторон договора купли-продажи жилого помещения, умерла 25 февраля 2001 года, что препятствовало покупателю по договору зарегистрировать переход права собственности в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Суд считает, что поскольку сделка по отчуждению имущества совершена в надлежащей форме и все существенные условия договора по ней сторонами исполнены, то обстоятельства ненадлежащего оформления перехода права собственности на имущество, при отсутствии спора заинтересованных сторон, не являются препятствием для признания права собственности за М. в судебном порядке.

Право М. заинтересованными лицами не оспаривается, разрешить правовую неопределенность в праве на имущество иным способом, кроме судебного, не представляется возможным

Вместе с тем, как следует из свидетельства о смерти М. умерла 6 июня 2010 года (л.д. ).

Согласно разъяснений Пленума Верховного суда №10 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятии наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание перехода права собственности в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им право собственности на недвижимое имущество (п. 11). По смыслу ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. Отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности (п. 20).

Из материалов дела видно, что Исаева (в девичестве М.) Людмила Владимировна родилась 6 июня 1959 года, отцом записан М., матерью М. (л.д. ).

Учитывая, что в силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель Исаева Людмила Владимировна является наследником первой очереди после смерти матери М., она вправе обратиться с указанным иском в суд.

В судебном заседании установлено, что М. проживала в жилом помещении с 13 марта 1995 года по 6 июня 2010 года, в настоящее время фактическим владельцем является истец Исаева Л.В., собственник жилого помещения юридически не определен.

Из материалов дела видно, что право собственности на объект недвижимости в БТИ и в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, жилой дом муниципальной собственностью не является.

Вместе с тем, в порядке ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации объект недвижимости на учет не принят, а привлеченный к участию в деле орган местного самоуправления в лице Главы администрации Ишимского муниципального района, чьи предполагаемые права на жилой дом могли бы быть затронуты, иск Исаевой Л.В. о признании права собственности на жилой дом не оспаривает.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании за Исаевой Л.В. право собственности на жилое помещение ответчиками по делу признаны правомерно, и суд принимает признание иска, поскольку распорядительные действия не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Исаевой Людмилы Владимировны о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.

Признать за Исаевой Людмилой Владимировной право собственности на жилой дом общей площадью - кв.м., в том числе жилой - кв.м., расположенный по адресу: Т-кая область И-кий район д. Н. ул. Н. дом № -.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тюменский областной суд в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Мищенко

Подлинник решения прошит и пронумерован в гражданском деле №-_____________2011 года и хранится в Ишимском районном суде Тюменской области.

Решение вступило в законную силу 28.03.2011 года.

Судья Ишимского районного суда А.А. Мищенко