РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ишим 7 сентября 2011 г. Ишимский районный суд в составе председательствующего судьи Мищенко А.А. при секретаре Пужининой Н.В. с участием прокурора Ореховой Т.А., представителя ответчика Рудько В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-210 по иску Ишимского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черемшанского сельского поселения об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Ишимский районный суд Тюменской области с иском о признании бездействия администрации Черемшанкого сельского поселения незаконным, обязании администрации Черемшанского сельского поселения установить в населенных пунктах д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савино средства звуковой сигнализации, обеспечить населенные пункты наружным противопожарным водоемом, устроить подъезд с твердым покрытием, обеспечить переносной пожарной мотопомпой, приспособленной для тушения пожаров. В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Ишимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности, внесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Процессуальный истец в лице помощника Ишимского межрайонного прокурора Орехова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, и просила иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика - администрации Черемшанского сельского поселения в лице Главы администрации Рудько В.И., действующего на основании Решения Думы Черемшанского сельского поселения № - от - года, не оспаривая установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савино, расположенных на территории Черемшанского сельского поселения, заявленные прокурором требования не признал, мотивируя тем, что является ненадлежащим ответчиком. Из содержания возражения ответчика следует, что - года между Главой Черемшанского сельского поселения и Главой администрации Ишимского муниципального района заключено Соглашение № - «О передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района», которым полномочия по вопросам местного значения, в том числе организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселений от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (п. -), а также создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории поселений (п. -) переданы в ведение Ишимского муниципального района. Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Ишимского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Выслушав позиции прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд признает иск Ишимского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 и введенных в действие на территории Российской Федерации с 30.06.2003 г., собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Из п. 3 ППБ 01-03 следует, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб не менее 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с п. 94 ППБ 01-03 при наличии территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников к ним должны быть устроены подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время. Согласно п.п. 8, 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу п. 1 Правил пожарной безопасности требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Как следует из материалов гражданского дела, на основании распоряжения от - г. № - отдела надзорной деятельности № - УНД ГУ МЧС России по Тюменской области, Государственным инспектором Ишимского района по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории администрации Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района. В результате проверки Отделом государственного пожарного надзора - г. составлен акт № - проверки соблюдения требований пожарной безопасности, которой выявлены следующие нарушения администрацией Черемшанского сельского поселения требований пожарной безопасности: Населенные пункты д. Савино, д. Первотроицк не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, приспособленным для забора воды пожарными автомобилями (ППБ 01-03 п. 114, СНиП 2.04.-2-84); В населенный пункт - д. Савино к озеру не устроен подъезд с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.114); На территории Черемшанского сельского поселения в населенных пунктах с количеством усадеб не более 300 в д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савино в целях пожаротушения не предусмотрена персональная мотопомпа (ППБ 01-03 п. 31); На территории населенных пунктах в д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савино не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п.114); Отделом Государственного пожарного надзора по г. Ишиму и Ишимскому району, на основании акта № - от - г. проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении администрации Черемшанского сельского поселения в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» вынесено предписание № - по устранению выше названных нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений установлен - года (л.д. ). Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Как следует из пояснения представителя ответчика в суде предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности администрацией Черемшанского сельского поселения в судебном порядке не оспорено и в части установления средств звуковой сигнализации и приобретения одной пожарной мотопомпы добровольно исполнено, в остальной части не выполнено из-за отсутствия денежных средств и надлежащего бюджетного финансирования. Вместе с тем, сведений об устранении нарушений пожарной безопасности в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о частичном исполнении предписания надзорного органа представителем ответчика в судебном заседании не представлено. Таким образом, учитывая, что администрацией Черемшанского сельского поселения до настоящего времени указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности не устранены, суд приходит к выводу, что бездействие администрации по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории населенных пунктов - в случае пожара в нем, в условиях существующей пожарной защищенности. При этом доводы представителя ответчика об отсутствии основания для предъявления иска к администрации Черемшанского сельского поселения, в связи с передачей на основании Соглашения № - от - года «О передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района», которым полномочия по вопросам местного значения, в том числе организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселений от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (п. 12), а также создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории поселений (п. 13) переданы в ведение Ишимского муниципального района суд считает несостоятельными и подлежащим отклонению. В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов, для решения вопросов местного значения заключать договора и соглашения. Из соглашения Соглашение № - «О передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района», полномочия по вопросам местного значения, в том числе организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселений от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (п. 12), а также создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории поселений (п. 13) переданы в ведение Ишимского муниципального района. Вместе с тем, как видно из материалов гражданского дела и не опровергается представленными ответчиком доказательствами, полномочия в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 8, 9 ст. 14 Закона) Ишимскому муниципальному району не переданы. Согласно ст. 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»). При таких обстоятельствах, не могут быт приняты и подлежать отклонению доводы ответчика об отсутствии надлежащего финансирования для обеспечения мер первичной пожарной безопасности, поскольку недостаточное финансирование учреждения, в том числе для устранения выявленных недостатков пожарной безопасности не является основанием для его освобождения от обязанности надлежащим образом исполнять требования Закона «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности.. В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании ст. 333.19 НК РФ сумма подлежащей уплате по настоящему делу государственной пошлины за требование неимущественного характера составляет - рублей. Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черемшанского сельского поселения удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования Черемшанского сельское поселение незаконным и обязать администрацию Черемшанского сельского поселения с момента вступления решения в законную силу произвести следующие действия: -Установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савино Ишимского района. -Обеспечить населенные пункты д. Савино, д. Первотроицк Ишимского района наружным противопожарным водоемом, приспособленным для забора воды пожарными автомобилями. -Устроить в д. Савино Ишимского района у озера подъезд с твердым покрытием, размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. -Обеспечить д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савино Ишимского района переносной пожарной мотопомпой, приспособленной для тушения пожаров. Взыскать с администрации Черемшанское сельское поселение в доход государства государственную пошлину в размере - рублей. Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда через Ишимский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2011 года. Председательствующий А.А. Мищенко Подлинник решения прошит и пронумерован в гражданском деле №_______ и хранится в Ишимском районном суде. Решение вступило в законную силу__________2011 года. Судья Ишимского районного суда А.А. Мищенко