Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ишимский районный суд <адрес> в составе председательствующего, судьи СПАСИБОВОЙ С.Б. при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к Администрации Ишимского муниципального района, Открытому Акционерному обществу «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» о признании незаконными действия Администрации Ишимского муниципального района, У С Т А Н О В И Л: ФИО3обратился в суд с иском к ответчикам, Администрации Ишимского муниципального района <адрес>, Открытому Акционерному обществу «ТОДЭП», просит признать незаконными действия Администрации Ишимского муниципального района по отказу ФИО1 в предоставлении права на заключение договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами №№ --, № --; № --. Обязать администрацию Ишимского муниципального района устранить допущенные нарушения действующего законодательства и заключить договоры аренды с ФИО3 на земельные участки с кадастровыми номерами № № --, № --; № -- № -- как с единственно обратившимся (л.д.13-14), (л.д.62). Cвои требования мотивировал следующим : Решением Ишимского районного суда <адрес> от -- ноября ---- года распоряжение Администрации Ишимского муниципального района <адрес> распоряжение Администрации Ишимского муниципального района <адрес> от --.--.---- года № -- отменено. Этим же решением признан недействительным договор аренды № -- от --.--.---- года, заключенный между <адрес> и ОАО «ТОДЭП». Поскольку земельные участки вновь перешли в собственность государства, --.--.---- года ФИО1 обратился в администрацию Ишимского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка для конкретных целей, поскольку знал, что земельный участок свободен от прав третьих лиц. --.--.---- года Первым заместителем ФИО2 <адрес> дан ответ о необходимости предоставления доказательств отсутствия прав на земельные участки со стороны третьих лиц. ФИО1 предоставил выписки из ЕГРП и написал повторное заявление с приложением необходимых выписок -- января ---- года. --.--.---- года ФИО2 <адрес> ФИО1 дан ответ, что принято решение о проведении торгов на право заключения договоров аренды испрашиваемых земельных участков. При этом администрация района ссылается на решение Совместной комиссии № -- от --.--.---- года. ФИО1 запросил решение комиссии и установил, что решение комиссии № -- состоялось --.--.---- года, а не --.--.---- года, как указывалось в ответе. Совместная комиссия по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам № -- от --.--.---- года приняла решение о проведении торгов на земельные участки под кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --. -- января ---- года ФИО2 <адрес> подписано постановление № -- о проведении торгов в форме конкурса на право заключения договоров аренды указанных земельных участков. Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством. Указанная норма закона предусматривает выделение земельных участков только гражданину, обратившемуся с заявлением в исполнительный орган. В соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двух недельный срок со дня принятия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию кадастрового паспорта этого земельного участка. В связи с данными обстоятельствами ФИО1 считает, что Администрация Ишимского муниципального района обязана заключить с ним договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами №№ --, № --; № --, № --, как с единственно обратившимся. В последующем ФИО1 дополнил свои исковые требования, указав, что земельные участки с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --, были переданы ОАО «ТОДЭП « в результате торгов, проведенных Администрацией Ишимского муниципального района. ФИО1 считает, что торги были проведены незаконно, так как на указанные земельные участки поступила только одна заявка ФИО1. Другие заявки были предоставлены на несколько месяцев ранее заявки ФИО1 и уже были рассмотрены Администрацией Ишимского муниципального района, либо были направлены на получение в аренду иных земельных участков. Следовательно, у <адрес> не было оснований для проведения торгов указанных земельных участков. Участки должны быть переданы в аренду ФИО1, как единственно обратившемуся (л.д.62). В последующем ФИО3 вновь дополнил исковые требования (л.д.102) Указывает, что ОАО «ТОДЭП» обратился в администрацию Ишимского муниципального района -- июня ---- года и -- мая ---- года для заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № -- На основании данных заявок <адрес> заключило с ОАО «ТОДЭП» договор аренды № -- от -- июня ---- года, который решением суда от - ноября ---- года был признан недействительным. Заявки ФИО1 на предоставление земельных участков в аренду были поданы в <адрес> --.--.---- года и --.--.---- года. Иных заявлений или заявок на предоставление спорных земельных участков в аренду, после вступления решения Ишимского районного суда <адрес> от -- ноября ---- года не поступало. Следовательно, у <адрес> не было оснований для проведения торгов на данные земельные участки. Договор аренды должен быть заключен с ФИО1, как с единственно обратившимся. На исковое заявление ФИО1 муниципального района <адрес> представлен отзыв, (л.д. 115) в котором указано, что основанием для принятия решения Совместной комиссией решения о проведении торгов по продаже права аренды на земельные участке для размещения гидронамывных карьеров № --, № --; № --, № -- послужили неоднократные обращения ФИО3 и юридического лица ОАО «ТОДЭП». В соответствии с п. 1.2 ст.30 Земельного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а так же земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. То есть уполномоченному органу местного самоуправления в области решения вопросов по предоставлению земельных участков предоставлено право самостоятельно определять земельные участки, которые будут предоставляться с торгов, не зависимо от того, поступило два заявления или заявления о предоставлении таких земельных участков не поступали вообще (л.д.115-116). В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО5 на удовлетворении заявления настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик, представитель администрации Ишимского муниципального района <адрес> ФИО6 с иском не согласен по основаниям, которые изложены в отзыве на иск. Ответчик, представитель ОАО «ТОДЭП» в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу: В материалах дела имеется заявление <адрес> дорожно-эксплуатационного предприятия, которое обращается к ФИО2 муниципального района с просьбой выделить земельные участки под размещение объекта «Гидронамывной карьер грунта в районе АДРЕС», находящегося на территории <адрес> на землях сельхозназначения в аренду сроком на -- лет, общей площадью -- га (л.д.73). -- августа ---- года ФИО3 обратился с заявлением в <адрес> о предоставлении земельного участка в АДРЕС под карьер, площадью -- га под гидронамывной карьер (Публикация Ишимская правда от -- августа ---- года) (л.д.90). Распоряжением Администрации Ишимского муниципального района <адрес> № -- от --.--.---- года ОАО «ТОДЭП» в аренду, сроком на -- лет были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами --, площадью -- кв.м., № --, площадью -- кв.м., --, площадью -- кв.м, кадастровый номер № --, площадью -- кв.м., под гидронамывной карьер по адресу АДРЕС -- июня ---- года Администрация Ишимского муниципального района <адрес> именуемая «Арендодателем» и Открытое Акционерное общество «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие», именуемое Арендатором заключили договор, по которому земельные участки с кадастровыми номерами № --, --, --, --, расположенные по адресу: АДРЕС переданы в аренду ОАО «ТОДЭП» сроком на -- лет (л.д.21). Решением Ишимского районного суда <адрес> от -- ноября ---- года распоряжение Администрации Ишимского муниципального района <адрес> от --.--.---- года за № -- о предоставлении земельного участка в аренду Открытому акционерному обществу «ТОДЭП», отменено. Договор аренды № -- от -- июня ---- года, заключенный между Администрацией Ишимского муниципального района <адрес> и Открытым Акционерным обществом «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» признан недействительным. При этом в решении суд указывает, что поскольку заявок на предоставления права заключения договоров аренды спорных участков было две, т.е. ФИО3 и ОАО «ТОДЭП» Администрация была обязаны выставить участки на аукцион. Решение суда от -- ноября ---- года не обжаловалось и вступило в законную силу. --.--.---- года ФИО3 обращается в Администрацию Ишимского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в порядке статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации в аренду земельные участки с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --, общей площадью -- га под гидронамывной карьер (л.д.21). -- декабря ---- года Администрация Ишимского муниципального района в ответ на обращение ФИО1 предлагает предоставить выписку из ЕГРП об отсутствии зарегистрированных прав на указанные земельные участки. До предоставления выписок рассмотрение заявления приостановлено (л.д.22). --.--.---- года ФИО3 повторно обращается в Администрацию Ишимского муниципального района с просьбой предоставить в порядке статьи 34 Земельного Кодекса РФ земельный участок в аренду земельные участки с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --, общей площадью -- га под гидронамывной карьер. В соответствии с письмом от --.--.---- года ФИО1 приложил выписки из ЕГРП на испрашиваемые земельные участки (л.д.10). --.--.---- года Администрация Ишимского муниципального района в ответ на его заявление извещает ФИО1, что поступило более одной заявки на предоставление земельных участков под карьер, расположенных на территории АДРЕС. Совместной комиссией по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам на территории <адрес> от --.--.---- года № -- принято решение о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды. В соответствии с этим решением в газете «Ишимская правда» дано информационное сообщение о проведении торгов в форме конкурса от --.--.---- года № -- (л.д.10 обратная сторона ). Суду предоставлена выписка из протокола заседания совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам № -- от --.--.---- года, в соответствии с которым комиссия приняла решение о проведении торгов на земельные участки с кадастровыми номерами номерами № --, № --; № --, № --,, общей площадью -- га. -- марта ---- года ФИО1 обратился в Ишимский районный суд с заявлением о признании незаконным действия Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам № -- от --.--.---- года. Свое заявление мотивировал тем, что в соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки на иные цели могут быть предоставлены только гражданам, а потому комиссия приняла не обоснованное решение о проведении торгов и допуске юридического лица ОАО «ТОДЭП» к участию в торгах. Решением Ишимского районного суда <адрес> от -- марта ---- года постановлено: В иске ФИО3 о признании незаконными действия Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам Администрации Ишимского муниципального района, выраженные в решении № -- от -- января ---- года в части проведения торгов на земельные участки с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --, отказать.(л.д. ) В иске ФИО3 о признании незаконным и отмене Постановление Администрации Ишимского муниципального района № -- от --.--.---- года о проведении торгов, отказать. Решение суда было обжаловано ФИО1 в кассационном порядке. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от -- мая ---- года решение Ишимского районного суда <адрес> от -- марта ---- года оставлено без изменения, кассационная жалоба ФИО1 без удовлетворения (л.д. ). В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации решение Ишимского районного суда <адрес> от -- марта ---- года имеет преюдициальное значение. Решение Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам Администрации Ишимского муниципального района, выраженные в решении № -- от -- января ---- года в части проведения торгов на земельные участки с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --, признано cудом законным. В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса Российской Федерации Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством. В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: Принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган. Обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации. Решением Думы Ишимского муниципального района от -- мая ---- года утверждено «Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории Ишимского муниципального района». Положение опубликовано в газете «Ишимская правда» и соответственно вступило в силу с -- июня ---- года (л.д.26-29). ФИО2 9 указанного Положения… определяет порядок предоставления земельных участков для иных целей, не связанных строительством, в том числе для разработки карьеров. В соответствии с пунктом 9.3 Положения… Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В соответствии с пунктом 9.4 Положения… предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется без проведения торгов. Земельная градо-строительная служба обеспечивает подготовку информационного сообщения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством и направляет его для публикации в газету «Ишимская правда». По истечении 15 дней с момента опубликования информационного сообщения, Земельная градостроительная служба передает подготовленное землеустроительное дело на рассмотрение Совместной комиссии для принятия решения о проведении торгов (Конкурсов, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды в случае поступления двух и более заявок, либо о предоставлении земельного участка заявителю. В судебном заседании установлено, что с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду обратились: в июне ---- года заявку подал ОАО «ТОДЭП», -- мая ---- года ОАО «ТОДЭП» повторно обратился в администрацию Ишимского муниципального района с заявлением о предоставлении земельных участков под гидронамывной карьер. БрютовД.А. обращался с заявлениемями о предоставлении тех же земельных участок в аренду под гидронамывной карьер в августе ---- года, в декабре ---- года, в январе ---- года. Суд отмечает, что ОАО «ТОДЭП» и ФИО3 действовали в правовом поле и в соответствии с законом. В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Администрацией Ишимского муниципального района заявки ФИО1 и ОАО «ТОДЭП», поданные в ---- году, были рассмотрены, принято решение заключить с ОАО «ТОДЭП» -- июня ---- года договора аренды № -- четырех земельных участков, переданных ОАО «ТОДЭП» для разработки гидронамывного карьера. Однако, как уже говорилось ранее, договор аренды был признан недействительным по тем основаниям, что участки не были выставлены на торги При этом суд отмечает, что нарушение закона было допущено именно муниципалитетом, поскольку в обязанности ОАО «ТОДЭП» не входит отслеживать количество заявок на тот или иной объект, решение о предоставлении участков в аренду так же принимает администрация. В такой ситуации заявка ОАО «ТОДЭП», поданная в июне ---- года и в мае ---- года фактически оказалась не рассмотренной, поскольку принятое решение было незаконным. У ОАО «ТОДЭП» было право либо повторно обратиться с заявлением в <адрес> о предоставлении участков в аренду, либо настаивать на том, что бы его заявка, поданная в ---- году, была рассмотрено и по ней было принято законное решение. Нормативных актов, которые бы запрещали муниципалитету повторно рассмотреть заявку, по которой своевременно не было принято законного решения, нет. Тем более, что из представленных администрацией Ишимского муниципального района доказательств следует, что -- декабря ---- года ОАО «ТОДЭП» вновь обратился в Администрацию Ишимского муниципального района с заявлением о предоставлении 4-х земельных участков под грунтовой карьер. Заявление передано факсом, дата отправления факса --.--.---- (л.д.117). Как говорилось ранее, <адрес> принято решение выставить участки на торги и данное решение судом признано законным. -- марта ---- года Администрацией Ишимского муниципального района приняты распоряжения № --, № --, № --, № -- о предоставлении 4-х земельных участков на территории АДРЕС поселения под разработку гидронамывного карьера в аренду ОАО «ТОДЭП» (л.д. ) -- марта ---- года Администрация Ишимского муниципального района <адрес> заключило договора аренды земельных участков с № --, № --; № --, № --, с ОАО «ТОДЭП» как победителями аукциона. Право аренды зарегистрированы в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Законность проведения торгов, законность заключенной сделки, а именно договоров аренды ФИО1 не оспаривает. В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истцом не предоставлены доказательства того, что ФИО1 являлся единственным обратившимся с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду. Исследованные в суде доказательства свидетельствует, что заявок было две. Земельные участки предоставлены ОАО «ТОДЭП» как победителям аукциона. В иске ФИО3 должно быть отказано. Руководствуясь статьями 194-197 статьями 245-250,254-258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд Р Е Ш И Л : В иске ФИО3 к Администрации Ишимского муниципального района <адрес> и Открытому Акционерному обществу «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» о признании незаконными действия Администрации Ишимского муниципального района по отказу ФИО1 в предоставлении права на заключение договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --, обязании администрации Ишимского муниципального района устранить допущенные нарушения действующего законодательства и заключить договоры аренды с ФИО3 на земельные участки с кадастровыми номерами № --, № --; № --, № --, как с единственно обратившимся, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд <адрес> в течение 10 суток с момента изготовления полного текста решения. Резолютивная часть решения отпечатана в совещательной комнате в печатном варианте с использованием печатного устройства марки «CANON LBP - 810» Судья С.Б. СПАСИБОВА.