Решение по делу 2-236



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ишим 30 сентября 2011 г.

Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Мищенко А.А. при секретаре Ивасюк И.С. с участием помощника Ишимского межрайонного прокурора Граматчикова С.М., представителя администрации Пахомовского сельского поселения Киселева М.А., представителя администрации Ишимского муниципального района Смирнова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-236 по заявлению Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации Пахомовского сельского поселения и обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона № 89 от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах относится к вопросам местного значения поселения. Между тем, на территории Пахомовского муниципального образования не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы специальные площадки, границы не обозначены, территория не огорожена, не обвалована, информационные аншлаги отсутствуют, а земельный участок, расположенный в - м на северо-восток от а/д Ишим-Казанка ориентировочно в - м от с. Пахомово Ишимского района и используемый для свалки отходов производства и потребления, в нарушение СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, не соответствует проекту отвода земельного участка для размещения полигона, на который выдано санитарно-эпидемиологическое заключение.

Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ и ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и полагая, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную среду прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Пахомовского сельского поселения и обязать организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Определением Ишимского районного суда от 21 сентября 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ишимского муниципального района.

В судебном заседании помощник Ишимского межрайонного прокурора Граматчиков СМ., поддержав заявление по указанным основаниям и дополнив заявленные требования, просил признать незаконными действия администрации Пахомовского муниципального образования в организации свалки твердых бытовых отходов и обязать администрацию муниципального образования Пахомовское сельское поселение ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Пахомовского сельского поселения в - м. на северо-восток от а/д Ишим-Казанка ориентировочно в - м. от с. Пахомово, установив срок исполнения - месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В суде представитель администрации Пахомовского сельского поселения Кисилев М.А. действующий на основании прав по должности, не возражая против иска и признав обстоятельства, на которых истец основывает заявленные требования, пояснил, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов возложена на органы местного самоуправления сельского поселения и регламентируется в соответствии с порядком организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории сельского поселения, утвержденном постановлением главы администрации от - года. Из пояснения представителя администрации следует, что на территории Пахомовского сельского поселения в - м от с. Пахомово находится свалка, используемая населением для вывоза бытовых отходов. Вывоз твердых бытовых отходов производится населением самостоятельно, площадка для складирования отходов в соответствии с санитарными правилами специально не оборудована, а земельный участок, используемый для свалки бытовых отходов, не соответствует проекту отвода земельного участка, на который выдано эпидемиологическое заключение. В настоящее время в связи с вынесенным Департаментом недропользования Тюменской области предписанием об устранении нарушений законодательства и обустройстве места размещения отходов в соответствии с действующими требованиями проводятся мероприятия по устранению недостатков от - года, размещение отходов производства и потребления на свалке прекращено и принимаются меры к ликвидации и дальнейшей рекультивации места размещение отходов, в срок до - года, установленного предписанием надзорного органа. Срок в - месяца, о котором просит Ишимский межрайпрокурор, по мнению представителя ответчика, является нереальным, так как заявленные требования исполнить в столь короткий срок в полном соответствии с санитарными правилами невозможно из-за климатических и погодных условий, а также в связи с отсутствием достаточных денежных средств.

В суде представитель, привлеченной к участию в деле, администрации Ишимского муниципального района Смирнова О.А., действующая на основании доверенности от - года, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения соответствующего поселения, а в компетенцию Ишимского муниципального района входит организация утилизации и переработки твердых бытовых отходов. В настоящее время администраций Пахомовской сельской администрации совместно с администрацией Ишимского муниципального района принимаются соответствующие меры к ликвидации свалки на территории с. Пахомово и организации соответствующего полигона для бытовых отходов, однако данный вопрос требует вложения значительных финансовых средств, которых у органа местного самоуправления недостаточно.

Заслушав пояснения сторон и доводы представителя администрации Ишимского муниципального района, изучив материалы дела, суд находит заявление Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией Пахомовского муниципального образования требования ст. 42 Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

Так, на земельном участке, расположенном в - м от населенного пункта с. Пахомово Ишимского района, расположенном на территории Пахомовского муниципального образования и отведенным для размещения бытовых отходов, не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, а место сбора и вывоза бытовых отходов не соответствует Санитарным правилам «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов».

Данные факты подтверждаются предписанием Департамента недропользования и экологии Тюменской области от - г., согласно которого администрации Пахомовского сельского поселения в срок до - года предписано принять меры к ликвидации и дальнейшей рекультивации места размещения отходов производства и потребления на территории Пахомовского сельского поселения в - м на северо-восток от а/д Ишим-Казанка, ориентировочно в - м от с. Пахомово (л.д.       ).

В нарушении СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, земельный участок, используемый для фактического складирования ТБО, не соответствует проекту отвода земельного участка для размещения полигона, на который выдано санитарно-эпидемиологическое заключение.

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, ответчиком признаны, что в силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает истца от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельствах.

Суд считает, что в связи с неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления действия администрации Пахомовского сельского поселения ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Доводы заинтересованных лиц об отсутствием достаточных денежных средств в бюджетах Пахомовского муниципального образования и Ишимского муниципального района, необходимых для реализации мероприятий по размещению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения установления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязывание администрации Пахомовского муниципального образования исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

При этом, исходя из требований разумности и учитывая объем (стоящих мероприятий, связанных с ликвидацией и дальнейшей рекультивации, размещения отходов производства и потребления на территории Пахомовского сельского поселения, с учетом срока установленного надзорным органом, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда до - года.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пахомовского сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования Пахомовского сельское поселение в организации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории Пахомовского сельского поселения в - м на северо-восток от а/д Ишим-Казанка, ориентировочно в - м от с. Пахомово Ишимского района и обязать администрацию Пахомовоского сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию муниципального образования Пахомовское сельское поселение в срок до - года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории Пахомовского сельского поселения в - м на северо-восток от а/д Ишим-Казанка, ориентировочно в - м от с. Пахомово Ишимского района.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течении 10 суток.

Мотивированное решение изготовлено 7 октября 2011 года.

Председательствующий А.А. Мищенко

Подлинник решения прошит и пронумерован в гражданском деле № 2-236 и хранится в Ишимском районном суде Тюменской области.

Решение вступило в законную силу

Судья Ишимского районного суда                                       А.А. Мищенко