Решение по делу 2-270



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ишим                                                                                 13 октября 2011 г.

Ишимский районный суд в составе председательствующего судьи Мищенко А.А. при секретаре Пужининой Н.В. с участием прокурора Ореховой Т.А., представителя ответчика Целикова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-270 по иску Ишимского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Карасульского сельского поселения об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Ишимский районный суд Тюменской области с иском о признании бездействия администрации Карасульского сельского поселения незаконным, обязании администрации Карасульского сельского поселения обеспечить населенные пункты п. Н., с. К., д. К.О., п. Н. наружным противопожарным водоснабжением, приспособленным для забора воды пожарными автомобилями, обеспечить населенные пункты п. Н., с. К., д. К.О., п. Н. переносной пожарной мотопомпой, приспособленной для тушения пожаров, установить в населенных пунктах п. Н., с. К., д. К.О., п. Н. средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что - года сотрудниками МОНД № - УНД ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Карасульского сельского поселения Ишимского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности, внесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Процессуальный истец в лице помощника Ишимского межрайонного прокурора Ореховой Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в части признании бездействия администрации Карасульского сельского поселения незаконным, обязании администрации Карасульского сельского поселения обеспечить населенные пункт п. Н., с. К., д. К.О., п. Н. наружным противопожарным водоснабжением, приспособленным для забора воды пожарными автомобилями. В остальной части от иска отказалась, мотивируя добровольным удовлетворением администрацией Карасульского поселения заявленных требований.

Представитель ответчика - администрации Карасульского сельского поселения в лице Главы администрации Г.А.В., действующего на основании Решения Думы Карасульского сельского поселения № - от - года, не оспаривая установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах п. Н., с. К., д. К.О., п. Н., заявленные прокурором требования признал. Из содержания пояснений представителя ответчика следует, что - года МОНД № - УНД ГУ МЧС России проведена дополнительная проверка пожарной безопасности на территории Карасульского сельского поселения и установлено, что предписание в части обеспечения населенных пунктах пожарными мотопомпами и средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара выполнено, а в части обеспечения населенных пунктов Карасульского сельского поселения противопожарным водоснабжением предписано выполнить в срок до - года. В настоящее время администраций Карасульского сельской администрации совместно с администрацией Ишимского муниципального района принимаются соответствующие меры для обеспечения населенных пунктов противопожарным водоснабжением, а именно: произведен отвод земельного участка, подготовлена смета на строительство противопожарного водоема в размере - т.р., оформляется документация по обустройству подъездных путей для организации пожарного водоснабжения. Однако в связи с недостаточностью финансовых средств в бюджете органа местного самоуправления и большим объемом работы необходимо время до - года.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Ишимского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав позиции прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд признает иск Ишимского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 и введенных в действие на территории Российской Федерации с 30.06.2003 г., собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Из п. 3 ППБ 01-03 следует, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны иметься запасы воды для целей пожаротушения, устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб, не менее 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с п. 112 ППБ 01-03 должны быть выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных, торфяных пожарах (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений).

Согласно п.п. 8, 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу п. 1 Правил пожарной безопасности требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Как следует из материалов гражданского дела, на основании распоряжения от 30.03.2011 г. № 161 отдела надзорной деятельности № - УНД ГУ МЧС России по Тюменской области, Государственным инспектором Ишимского района по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории администрации Карасульского сельского поселения Ишимского муниципального района.

В результате проверки Отделом государственного пожарного надзора - г. составлен акт № - проверки соблюдения требований пожарной безопасности, которой выявлены следующие нарушения администрацией Карасульского сельского поселения требований пожарной безопасности:

  1. Населенные пункты п. Н., с. К., д. К.О., п. Н. не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, приспособленным для забора воды пожарными автомобилями (ППБ 01-03 п. 114, СНиП 2.04.-2-84);
  2. На территории Карасульского сельского поселения в населенных пунктах с количеством усадеб не более 300, а именно: в п. Н., с. К., д. К.О., п. Н. не предусмотрена наружная пожарная мотопомпа (ППБ 01-03 п. 31);
  3. На территории населенных пунктов, а именно: в п. Н., с. К., д. К.О., п. Н. не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п.114);

Отделом Государственного пожарного надзора по г. Ишиму и Ишимскому району на основании акта № - от - г. проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении администрации Карасульского сельского поселения в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» вынесено предписание № - по устранению выше названных нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений установлен - года (л.д.      ).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Как следует из пояснения представителя ответчика в суде и подтверждается материалами дела предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности администрацией Карасульского сельского поселения в судебном порядке не оспорено и в части обеспечения пожарными мотопомпами, установления средств звуковой сигнализации в населенных пунктах добровольно исполнено, в остальной части не выполнено из-за отсутствия денежных средств и надлежащего бюджетного финансирования.

В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов, для решения вопросов местного значения заключать договора и соглашения.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования. Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»).

При таких обстоятельствах, не могут быт приняты и подлежат отклонению доводы ответчика об отсутствии надлежащего финансирования для обеспечения мер первичной пожарной безопасности, поскольку недостаточное финансирование учреждения, в том числе для устранения выявленных недостатков пожарной безопасности не является основанием для его освобождения от обязанности надлежащим образом исполнять требования Закона «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности.

Таким образом, учитывая, что администрацией Карасульского сельского поселения до настоящего времени указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не устранены, суд приходит к выводу, что бездействие администрации по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории населенных пунктов - в случае пожара в нем, в условиях существующей пожарной защищенности.

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования ответчиком признаны, что в силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает истца от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельствах и является основанием для удовлетворения заявленных истцом требованием.

При этом, исходя из требований разумности и принимая во внимание объем предстоящих мероприятий по обеспечению населенных пунктов наружным пожарным водоемом, с учетом срока установленного предписанием надзорного органа и мнения лиц участвующих в деле, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда до - года.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ст. 333.19 НК РФ сумма подлежащей уплате по настоящему делу государственной пошлины за требование неимущественного характера составляет - рублей.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карасульского сельского поселения удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Карасульское сельское поселение незаконным и обязать администрацию Карасульского сельского поселения с момента вступления решения в законную силу, в срок до - года обеспечить населенные пункты, расположенные на территории администрации Карасульского сельского поселения наружным противопожарным водоснабжением, приспособленным для забора воды пожарными автомобилями.

Взыскать с администрации Карасульского сельского поселение в доход государства государственную пошлину в размере - рублей.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда через Ишимский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                            А.А. Мищенко

            

Подлинник решения прошит и пронумерован в гражданском деле №_______ и хранится в Ишимском районном суде.

Решение вступило в законную силу 25.10.2011 года.

Судья Ишимского районного суда                              Мищенко А.А.