Решение по делу 2-271



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ишим                                                                                 27 октября 2011 г.

Ишимский районный суд в составе председательствующего судьи Мищенко А.А. при секретаре Пужининой Н.Н. с участием прокурора Ореховой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-271/11 по иску Ишимского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Гагаринского сельского поселения об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Ишимский районный суд Тюменской области с иском о признании бездействия администрации Гагаринского сельского поселения незаконным, обязании администрации Гагаринского сельского поселения на территории населенных пунктов Гагаринского сельского поселения с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, закрепить за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной для целей пожаротушения, ответственного моториста, прошедшего специальную подготовку, укомплектовать пожарную мотопомпу пожарно-техническим вооружением, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных, торфяных пожарах и горения сухой травы на здания и сооружения населенных пунктов Гагаринского сельского поселения. В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что - года сотрудниками МОНД № - УНД ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Гагаринского сельского поселения Ишимского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности по внесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.       ).

           Процессуальный истец в лице помощника Ишимского межрайонного прокурора Орехова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

         Представитель ответчика - администрации Гагаринского сельского поселения в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

        При подготовке дела к судебному разбирательству ответчику по месту нахождения юридического лица направлены копии искового заявления и документов, на которых основаны требования истца, а также копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором определены обстоятельства, имеющие значение и подлежащие доказыванию, предложено представить в суд возражение относительно исковых требований и представить доказательства, опровергающие доводы истца.

         Между тем представитель ответчика в лице главы администрации Ш.А.В., уклоняясь от участия в состязательном процессе без объяснения причин этого, будучи предупрежденным о последствиях не совершения процессуальных действий на беседе, неоднократно в судебное заседание не явился, возражений относительно иска и доказательств, опровергающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, в суд не представил.

         Учитывая, что ответчик, будучи обязанным известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин, сведения об уважительных причинах неявки в суд не предоставил, гражданское дело рассмотрено в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации Гагаринского сельского поселения.

       Представитель, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, Администрации Ишимского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения помощника прокурора Ореховой Т.А. и исследовав материалы гражданского дела, суд признает иск Ишимского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые вопросы регулирования правоотношений в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 и введенных в действие на территории Российской Федерации с 30.06.2003 г., собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Из п. 3 Правил пожарной безопасности (далее ППБ 01-03) следует, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными, в установленном порядке.

         В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб не менее 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, п. 107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой должен быть закреплен моторист, прошедший специальную подготовку, п. 106 ППБ 01-03 пожарная мотопомпа, приспособленная для тушения пожаров, должна быть укомплектована пожарно-техническим вооружением, с п. 112 ППБ 01-03 на территории населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, должны быть выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных, торфяных пожарах (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений).

Согласно п.п. 8, 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу п. 1 Правил пожарной безопасности требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Как следует из материалов гражданского дела, на основании распоряжения от - г. № - отдела надзорной деятельности № - УНД ГУ МЧС России по Тюменской области Государственным инспектором Ишимского района по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории администрации Гагаринского сельского поселения Ишимского муниципального района.

В результате проверки Отделом государственного пожарного надзора - г. составлен акт № - проверки соблюдения требований пожарной безопасности, которой выявлены следующие нарушения администрацией Гагаринского сельского поселения требований пожарной безопасности:

1. На территории Гагаринского сельского поселения в населенных пунктах с количеством усадеб не более 300 в с. Г. в целях пожаротушения не предусмотрена переносная пожарная мотопомпа (ППБ 01-03 п. 31);

2. За каждой пожарной мотопомпой не закреплен моторист, прошедший специальную подготовку (п. 106 ППБ 01-03);

3. Пожарная мотопомпа, приспособленная для тушения пожаров, не укомплектована пожарно-техническим вооружением (с п. 112 ППБ 01-03);

4. На территории населенного пункта не выполнены, мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных, торфяных пожарах (п.112 ППБ 01-03).

    Отделом Государственного пожарного надзора по г. Ишиму и Ишимскому району на основании акта № - от - г. проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении администрации Гагаринского сельского поселения в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» вынесено предписание № - по устранению выше названных нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений установлен - года (л.д.      ).

         Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

         Как следует из пояснения процессуального истца в суде и представленных материалов дела, предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности администрацией Гагаринского сельского поселения до настоящего времени не выполнено, сведений о добровольном устранении ответчиком нарушений пожарной безопасности у истца не имеется, доказательств, свидетельствующих об исполнении предписания надзорного органа в этой части, представителем ответчика в суд не представлено.

Таким образом, учитывая, что администрацией Гагаринского сельского поселения до настоящего времени указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не устранены, суд приходит к выводу, что бездействие администрации по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории населенных пунктов - в случае пожара в нем в условиях существующей пожарной защищенности.

При этом, исходя из требований разумности и учитывая небольшой объем предстоящих мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности, с учетом срока установленного предписанием надзорного органа, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда до -года

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ст. 333.19 НК РФ сумма подлежащей уплате по настоящему делу государственной пошлины за требование неимущественного характера составляет - рублей.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гагариского сельского поселения удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Гагариского сельское поселение незаконным и обязать администрацию Гагариского сельского поселения с момента вступления решения в законную силу в срок до - года произвести следующие действия:

- Обеспечить на территории населенных пунктов Гагаринского сельского поселения с количеством усадеб не более 300 в целях пожаротушения - наличие переносной пожарной мотопомпы, приспособленной для тушения пожаров.

- За каждой пожарной мотопомпой, приспособленной для целей пожаротушения, закрепить моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку.

           - Укомплектовать пожарную мотопомпу, приспособленную для тушения пожаров, пожарно-техническим вооружением.

           - Выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных, торфяных пожарах и горения сухой травы на здания и сооружения населенных пунктов Гагаринского сельского поселения.

           Взыскать с администрации Гагариского сельского поселение в доход государства государственную пошлину в размере - рублей.

           Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тюменского областного суда через Ишимский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

               Председательствующий                                            А.А. Мищенко

            

        Подлинник решения прошит и пронумерован в гражданском деле №_______ и хранится в Ишимском районном суде.

         Решение вступило в законную силу 08.11.2011 года.

               Судья Ишимского районного суда                              Мищенко А.А.