Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ишим 2 марта 2011 г.
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Мищенко А.А., при секретаре Ивасюк И.С., с участием истца Немченко В.С., представителя истца Маслакова С.А., ответчика Шестакова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-35/11 по иску Немченко Владимира Сергеевича к Шестакову Сергею Петровичу о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Немченко В.С. обратился в суд с иском о взыскании с ответчика материального вреда в сумме - рублей - копеек и компенсации морального вреда в сумме - рублей мотивируя тем, что 20 августа 2010 года, около 23 часов Шестаков С.П. находясь в состоянии алкогольного опьянения, возле здания клуба, расположенного по ул. В. № - в д. М. И-кого района, умышленно нанес ему удар стеклянной бутылкой по голове, причинив тяжкие телесные повреждения – ушиб головного мозга с кровоизлиянием в левой лобно-теменной доле, в результате чего произошла парализация руки, ноги, потеря речи. Из содержания заявления следует, что приговором Ишимского районного суда от 29 октября 2010 года Шестаков С.П. признан виновным в причинении тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека и осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 1101 ГК РФ просит взыскать с ответчика как с причинителя вреда причиненный материальный ущерб и денежную компенсацию морального вреда.
В суде истец Немченко В.С. иск о компенсации морального вреда в размере - рублей поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, от иска в части возмещения материального вреда отказался. Отказ от иска в части возмещения материального вреда судом принят, производство в этой части по делу прекращено.
В суде представитель истца адвокат Маслаков С.А просил иск о компенсации морального вреда в размере - рублей удовлетворить, ссылаясь на то, что в результате полученных телесных повреждений Немченко В.С. перенес нравственные и моральные страдание, связанные с физической болью, длительным лечением, нетрудоспособностью и увеличению страданий способствовали тяжкие последствия, связанные с парализацией конечностей, потери речи и в конечном итоге получением инвалидности 3 группы.
Ответчик Шестаков С.П. в суде иск признал частично, пояснив, что основания и обстоятельства дела, положенные истцом в обоснование иска, признает в полном объеме, но считает требования Немченко В.С. завышенными, поэтому согласен на компенсацию морального вреда в размере - рублей.
Заявление Шестакова С.П. о признании обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, и частичного признания иска в части компенсации морального вреда в сумме - рублей приобщено к материалам дела, последствия признания обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, и признания иска, предусмотренные ч. 2 ст. 68 и ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчику разъяснены.
Суд, заслушав стороны и исследовав письменные доказательства в их совокупности, считает иск Немченко В.С. о компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором Ишимского районного суда от 29 октября 2010 года Шестаков С.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года условно, с испытательным сроком на 3 года (л.д. ).
В суде установлено, что 20 августа 2010 года, около 23 часов, Шестаков С.П. находясь в состоянии алкогольного опьянения, возле здания клуба, расположенного по ул. В. № - в д. М. И-кого района, умышленно с целью причинения тяжкого вреда здоровью нанес Немченко В.С. удар стеклянной бутылкой по голове, причинив телесные повреждения – ушиб головного мозга с кровоизлиянием в левой лобно-теменной доле, ссадину левой брови, сопровождающиеся тяжким вредом здоровью, как опасные для жизни.
Таким образом, по раннее рассмотренному делу установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, а именно факты причинения вреда, противоправного поведения причинителя вреда, причинной связь между вредом и противоправным поведением, наличие вины причинителя вреда.
Ответчик в судебном заседании основания и обстоятельства дела, положенные истцом в обоснование иска, признал, поэтому в силу ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Поскольку у суда не имеется оснований полагать, что признание совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения суд принимает признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует из пояснений Шестакова С.П. в суде ответчик основания и обстоятельства дела, положенные истцом в обоснование иска о компенсации морального вреда, не оспаривает, вместе с тем заявленное требование признает частично в размере - рублей, поскольку не согласен с размером компенсации морального вреда в сумме – рублей, мотивируя несоразмерностью заявленной компенсации причиненному вреду.
Как установлено в ст. 1101 ГК РФ размер компенсация морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степенью вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При этом важнейшим критерием для определения размера компенсации является требование разумности и справедливости, которое включает в себя предусмотренный в ст. 1083 Гражданского кодекса учет имущественного положения причинителя вреда и виновного поведения самого потерпевшего.
Из пояснений ответчика и представленной в суд для обозрения справки ОАО «Х.» г. Н. видно, что Шестаков С.П. имеет постоянное место работы, доход ответчика в виде заработной платы за последние три месяца составил свыше - рублей.
Доказательств, свидетельствующих об ином материальном положении, ответчиком в суд не представлено.
Из материалов дела и выписки к истории болезни видно, что Немченко В.С. поступил в отделении травматологии ГЛПУ ТО ОБ 21 августа 2010 года, выписан 17 сентября 2010 года с диагнозом – внутримозговое кровоизлияние в левой лобно-теменной области (л.д. ).
Согласно справки Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области Немченко В.С. 31 января 2011 года впервые установлена 3 группа инвалидности до 1 февраля 2012 года (л.д. )
Из материалов дела и пояснений ответчика видно, что характер и объем телесных повреждений, причиненных потерпевшему в результате противоправного действий, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями в виде инвалидности им не оспаривается, доказательств, свидетельствующих о виновном поведении потерпевшего, у ответчика не имеется.
Факт, что в связи с получение телесных повреждений в результате преступных действий ответчика истцу причинен моральный вред, является очевидным и в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не нуждается в доказывании.
Как пояснил в суде истец, в связи с телесными повреждениями, полученными в результате преступных действий ответчика, и причинением тяжкого вреда здоровью он перенес сильные нравственные и физические страдания, связанные с физической болью и длительным лечением, нетрудоспособностью, лишением возможности вести активный образ жизни и должным образом продолжать трудиться. В результате причинения вреда здоровью наступили тяжкие последствия, выразившиеся в парализации частей тела, частичной потери речи и как следствие наступлении инвалидности.
Не опровергается факт нравственных страданий и показаниями свидетелей К. и Н., пояснивших в суде, что в результате причинения тяжкого вреда здоровью и наступления инвалидности, а также по причине парализации конечностей тела, потерпевший Немченко испытывает сильные нравственные страдания, в связи с отсутствие возможности самостоятельно ухаживать за собой, трудиться и обеспечивать свою семью.
Суд принимает доводы истцовой стороны в этой части и полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о перенесенных физических и нравственных страданий (морального вреда), связанных с получением телесных повреждений и наступившими последствиями, поэтому у ответчика возникает обязанность денежной компенсации морального вреда.
Однако, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер физических и нравственных страданий, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, суд приходит к выводу, что требования истца о возмещении ответчиком морального вреда в сумме - рублей являются чрезмерными, подлежат уменьшению, с учетом требований разумности и справедливости, а также с учетом материального положения причинителя вреда, до - рублей.
Учитывая, что вред потерпевшему причинен действиями ответчика, совершенными умышленно, в силу части 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для уменьшения размера вреда не имеется.
В ходе подготовки дела о взыскании компенсации морального вреда к судебному разбирательству, обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчик выплачивает денежные средства по решению суда либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам, а также иных обстоятельств, имеющих значения для уменьшения размера возмещения вреда, с учетом материального и семейного положения ответчика, не установлено.
Истцом заявлено требование и о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг по оказанию юридической помощи и представительство в суде в сумме - рублей.
Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В силу указанной нормы, в изъятие из общего правила распределения судебных расходов, предусматривающего их присуждение истцу пропорционально размеру удовлетворенных требований, ответчику пропорционально той части требования, в которой истцу отказано (ст. 98 ГПК), расходы по оплате услуг представителей присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, то есть без учета размера удовлетворенных требований.
Суд считает, что с учетом требований разумности и справедливости расходы на оплату юридической помощи и оплату услуг представителя подлежат уменьшению до - рублей.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина за требование неимущественного характера в размере - рублей, от уплаты которой истец был освобождена в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поэтому на основании статей 151, 1064, 1083, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и руководствуясь ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:Иск Немченко Владимира Сергеевича к Шестакову Сергею Петровичу о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Шестакова Сергея Петровича в пользу Немченко Владимира Сергеевича денежную компенсацию морального вреда в сумме - рублей и в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя - рублей, а всего - рублей.
В остальной части иска Немченко Владимиру Сергеевичу о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Шестакова Сергея Петровича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере - рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2011 года, в печатном виде при помощи приспособления CANON LBP 1120.
Председательствующий А.А.Мищенко
Подлинник решения прошит и пронумерован в гражданском деле №_______
и хранится в Ишимском районном суде.
Решение вступило в законную силу__________2011 года.
Судья Ишимского районного суда Мищенко А.А.