№ 1-29/2011 в отношении Давлетшина И.М. по ст. 111 ч. 4 УК РФ



Дело № 1-29/2011

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011 г. г.Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Раимова Л.М.,

с участием государственного обвинителя в лице старшего помощника ИМРП Мухаметшина Р.Ф.,

адвоката Ипполитовой Т.А.,

защитника Давлетшиной Д.М.,

представителя потерпевшего М. У.,

подсудимого Давлетшина И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Давлетшина И.М., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Давлетшин И.М. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасное для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ около 23.00 ч. Давлетшин И.М. находился в доме по адресу <адрес>, вместе с М. Р., указанные лица употребляли спиртные напитки. В ходе распития спиртного между Давлетшиным и М. Р. произошла ссора вследствие чрезмерного употребления спиртных напитков, переросшая в драку. В ходе драки Давлетшин умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью М. Р., на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, стал наносить многочисленные удары руками и ногами по различным частям тела М. Р.. Кроме этого, для быстрейшего достижения преступной цели - умышленного причинения тяжкого вреда здоровью М. Р. - Давлетшин использовал в качестве орудий преступления находящиеся в доме предметы - кирпич, эмалированные кастрюлю и чайник, а также самодельную электрическую плитку, отсоединенную от электропитания, - которыми наносил удары по голове и лицу М. Р.. Указанными ударами Давлетшина М. Р. причинены телесные повреждения в виде <данные изъяты>, которые причинили тяжкий вред здоровью по признаку угрожающего жизни состояния, и стоят в прямой причинной связи со смертью. Также этими ударами М. Р. причинены кровоподтеки, ссадины лица, которые не повлекли кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью.

Допрошенный в судебном заседании Давлетшин И.М. вину признал частично. Показал, что ДД.ММ.ГГГГ в доме у А. в вечернее время около 21 ч.30 мин. с последним распивал водку. Через некоторое время

к ним присоединились Ш. Р. и Ш. А., вместе распили 1 литр водки. Около 23 ч. туда же в дом пришел М. Р., который уже был пьян, принес с собой еще одну бутылку водки, которую они также стали распивать. Ш. Р. ушел домой. Они втроем продолжали пить спиртное. В это время М. Р. обозвал его, Давлетшина, толкнул в грудь, стал обзывать нецензурной бранью. На это Давлетшин ударил М. Р. кулаком в лицо. М. Р. схватил его за шею, они упали на пол. Потом М. Р. ударил его в лицо, укусил за палец, держал за шею, но не душил. На полу Давлетшин нащупал кирпич и ударил им по голове М. Р.. Тот сразу отпустил его. Они оба встали, М. Р. пошел на него, матерился, держал в руках кирпич, говорил, что убьет его. С пола Давлетшин подобрал электрическую плитку и кинул в М. Р., попал ему в грудь. Потом эмалированным чайником ударил по голове М. Р., тот упал. Давлетшин раза 2-3 ударил М. Р. по голове и груди. Потом взял стоявшую на полу кастрюлю и стал ей бить по голове лежащего М. Р.. Сколько раз ударил - не помнит. М. Р. лежал на полу, был живой, но тяжело дышал. Давлетшин выбежал на улицу, простоял минут 10-15, М. Р. не выходил. Потом он побежал к соседям, сказал, что убил человека, просил вызвать милицию. Потом снова зашел в дом, М. Р. лежал там же. Он сел на кровать и стал ждать милицию и заснул. М. Р. он не хотел убивать, бил его потому, что боялся, что М. Р. будет с ним драться. Ударяя лежащего на полу М. Р. металлической кастрюлей по голове, он не думал, что может причинить телесные повреждения, из-за которых тот может умереть. Ни силу ударов, ни их количество он не считал, потому что был пьяный. Частично вину признал потому, что не хотел убивать М. Р., тот его сам спровоцировал на драку.

Представитель потерпевшего М. У. показал, что погибший М. Р. приходился ему родным братом. ДД.ММ.ГГГГ они вместе убирали картошку, домой приехали вечером. Брат пошел на улицу. ДД.ММ.ГГГГ около 5 ч. утра его разбудили, сказали, что, наверное, брата убили. В доме А. брат лежал мертвый, лицо было изуродовано, в крови, на полу в доме также была кровь, в комнате был беспорядок. Брат по характеру был спокойный, в нетрезвом состоянии также не буянил, ранее судимый не был, телесных повреждений никаких у него не было. Просит наказать виновного по закону строго.

Свидетель А. показал, что в сентябре <данные изъяты> г. Давлетшин попросил его пустить переночевать, потому что он работал в д.<данные изъяты>, а жить ему было негде. А. разрешил ночевать, но попросил не приводить посторонних. Ближе к вечеру он ушел к соседям Б. Д. смотреть телевизор, там пили пиво. Когда стемнело, туда же пришел Давлетшин, он был выпивший, сказал, что убил человека. С Б. Д. они зашли в дом. Там посреди комнаты лежал мертвый человек, лицо его было неузнаваемо и все в крови, было непонятно кто это. В комнате был беспорядок, на полу было много крови. У него дома была электрическая плитка, которая стояла на двух кирпичах. Плитки на месте не было, она лежала в другом месте, на ней была кровь. Кирпичи тоже были в разных местах. Также кровь была на кастрюле и чайнике. О том, что М. Р. пришел к нему в дом, он не знал, Давлетшин не говорил, что тот должен прийти.

Свидетель Б. Д. показал, что ДД.ММ.ГГГГ находился в доме у своего престарелого брата. Туда пришел сосед А., который был нетрезвый. Они стали пить пиво. Около 23 ч. в дом зашел Давлетшин и сказал, что он убил человека, но кого именно, не сказал. Давлетшин был пьяный, руки у него были в крови, попросил вызвать милицию. Позже вместе с участковым милиционером он зашел в дом А.. Посреди комнаты лежал труп мужчины, он был неузнаваемый, лицо было изуродовано, все в крови. Давлетшин лежал на кровати и спал. Позже в дом пришел М. У. и опознал своего брата.

Свидетель Ш. А. показал, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время вместе со своим братом пошел в дом А. для того, чтобы проведать Давлетшина. В доме были хозяин А., Давлетшин и М. Р., которые распивали спиртные напитки. В доме он с братом пробыли минут 30, там никакого скандала ни у кого не было. Когда они уходили, эти же трое дома и оставались. О смерти М. Р. он узнал на следующий день. Ничего отрицательного сказать ни про Давлетшина, ни про М. Р. не может.

Д. З. показал, что подсудимый приходится ему племянником, он не агрессивный, работящий. ДД.ММ.ГГГГ около 3 ч. к нему домой пришли милиционеры, просили пройти в дом А.. Там он увидел, что на полу посреди комнаты лежит труп мужчины, кто это, было непонятно, лицо было в крови. На полу также была кровь. Давлетшин в этой же комнате лежал на кровати и спал, на руках у него была кровь. Когда его разбудили, Давлетшин сказал, что не знает, кто лежит мертвый.

Допросив подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает Давлетшина виновным в совершении вменяемого ему преступления

Так, кроме частичного признания подсудимым своей вины, она полностью подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что при судмедэкспертизе трупа М. Р. обнаружены <данные изъяты>, которые образовались от действия тупого предмета, осложнившихся развитием механической асфиксии в результате <данные изъяты>, причинили тяжкий вред здоровью по признаку угрожающего жизни состояния, и стоят в прямой причинной связи со смертью. Также обнаружены <данные изъяты>, которые образовались от действия тупого предмета, не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью. Смерть М. Р. наступила в результате тупой травмы лица, осложнившейся развитием механической асфиксии в результате закрытия дыхательных путей кровью. Во время получения повреждений потерпевший более вероятно находился лежа на спине. В крови и моче М. Р. найден этиловый спирт соответственно 3,5 и 4 промилле, что соответствует тяжелой степени опьянения (л.д.50-54).

Вина подсудимого подтверждается протоколом осмотра места происшествия - комнаты в доме № по <адрес> - где зафиксировано, что на кровати, других предметах обстановки - эмалированном чайнике, эмалированной кастрюле, на дне которой обнаружены вмятины, самодельной спиральной электрической плитке, - имеются следы вещества бурого цвета, похожие на кровь. Также в протоколе указано, что в комнате дома на полу лежит труп мужчины с телесными повреждениями на лице, обильными следами бурого цвета, похожими на кровь, в области головы на полу, с места происшествия изъяты кирпич, чайник, кастрюля, электрическая плита (л.д.5-7).

При личном досмотре Давлетшина у него изъяты предметы одежды - куртка, трико (спортивные брюки), пара сланцев, смывы с рук (л.д.20).

Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ экспертизы вещественных доказательств следует, что на сланцах, в большинстве пятен на куртке и спортивных брюках Давлетшина, на кирпиче, кастрюле, электрической плитке, смыве с правой руки Давлетшина обнаружена кровь человека <данные изъяты>, происхождение которой возможно от потерпевшего М. Р. и исключается от Давлетшина (л.д.89-94).

Приведенные выше доказательства, а именно - частичное признание вины подсудимым в причинении вредя здоровью потерпевшего, показания представителя потерпевшего, свидетелей, а также перечисленные объективные доказательства в виде заключений экспертиз в совокупности - позволяют суду сделать вывод об умышленном причинении Давлетшиным вреда здоровью М. Р., которые по неосторожности повлекли смерть потерпевшего.

Исходя из показаний подсудимого, что кастрюлей он бил лежащего на полу М. Р., а также протокола осмотра места происшествия, где указано, что на дне изъятой с места преступления кастрюли имеются вмятины, заключения экспертизы о наличии на кастрюле следов крови, происхождение которой возможно от потерпевшего, суд приходит к выводу, что Давлетшин производил удары металлической эмалированной кастрюлей по голове М. Р. умышленно и со значительной силой, желал причинить указанные телесные повреждения и вред его здоровью. Однако он мог и должен был предвидеть последствия своих преступных действий, в том числе и возможность у потерпевшего перекрытия дыхательных путей кровью. К последствиям преступных действий, в результате которых наступила смерть потерпевшего, Давлетшин отнесся с преступной небрежностью.

Довод подсудимого о том, что он бил кастрюлей по голове М. Р. потому как боялся, что тот встанет и начнет его бить, суд считает надуманным и выдвинутым с целью избежать ответственности за содеянное по приведенным выше основаниям.

Имевшиеся у подсудимого телесные повреждения, указанные в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.115), согласуются с показаниями подсудимого и другими материалами дела. Однако подсудимым они были получены в ходе начавшейся ранее обоюдной драки с М. Р. и получение этих повреждений нельзя расценивать как побудившие подсудимого к последующим действиям, причинившим смерть потерпевшему или отнести действия потерпевшего к категории противоправных.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Давлетшина И.М. подлежат квалификации по ч.4 ст.111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасное для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, который характеризуется посредственно.

Смягчающим наказание обстоятельством является явка с повинной.

Отягчающих наказание обстоятельств не имеется.

Учитывая изложенное, а также позицию прокурора о том, что подсудимого следует изолировать от общества, потерпевшего - о назначении строгого наказания, суд считает необходимым назначить Давлетшину наказание в виде реального лишения свободы.

Принимая во внимание, что данное преступление Давлетшин совершил в период условного осуждения по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, это условное осуждение подлежит отмене с присоединением наказания по нему к наказанию по настоящему приговору.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.304-307, 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Давлетшина И.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ.

Назначить Давлетшину И.М. наказание в виде лишения свободы сроком 6 (шесть) лет.

Отменить условное осуждение Давлетшина И.М. по приговору от ДД.ММ.ГГГГ и на основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного сложения окончательно назначить наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок содержания Давлетшина под стражей исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, время его содержания под стражей с 12 по ДД.ММ.ГГГГ зачесть в срок отбытия наказания.

Меру пресечения Давлетшину И.М. в виде содержания под стражей не изменять, этапировать в ФБУ ИЗ-3\3 ГУФСИН России по РБ, где содержать до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства - эмалированный чайник, кастрюлю, электрическую плитку - возвратить А.; куртку, трико, пару сланцев - возвратить родственникам Давлетшина, кирпич, смыв с рук Давлетшина - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня провозглашения, осужденным - в тот же срок со дня получения копии приговора.

Разъяснить осужденному о его праве участвовать в рассмотрении дела судом кассационной инстанции при подаче ходатайства.

Судья Л.М.Раимов

Приговор вступил в законную силу 21.04.2011 года.

Определением ВС РБ от 21.04.2011г. приговор изменен, на основании ч.4 ст.111 УК РФ в редакции ФЗ №26 от 07.03.2011г. и назначено наказание на 5 лет 10 месяцев, а по совокупности приговоров на 6 лет 10 месяцев.